Непал-2070. Флаг их бело-голубой
Глава I. Стадион без адреса • Глава II. Великомученики • Глава III.Трехзвездочные •
Глава IV. Футбол на могиле демона • Глава V. Вид на Сочи с высоты Катманду
Глава VI. Белые львы старого храма • Глава VII. Профессионалы • Глава VIII. Женщины и дети •
Глава IX. Музыка общественных туалетов
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Говорят, футбольный клуб "Мананг", как и одноименная провинция Непала, обрел свое могущество благодаря закону о льготном провозе товаров через границу и контрабанде, которую закон не остановил. Хотя, по задумке его авторов, должен был.
Мананг находится высоко в горах, за величественной Аннапурной. Племена, живущие там, — это не совсем непальцы. Собственно, и типичного непальца однозначно описать невозможно: и индусоподобные, и китаеподобные лица одинаково претендуют на типичность.
Футбольный клуб "Мананг" с гордой вершиной Аннапурны на эмблеме был создан в 1982 году — поздновато даже по непальским меркам. Но его из истории здешнего футбола не вырубишь топором. Семь чемпионских титулов "бело-голубых" — это рекорд.
Бело-голубые флаги Аргентины — это и флаги "Мананга". В прямом смысле: отцы-основатели клуба очень болели за сборную Аргентины. В 1978 году все были без ума от команды под водительством супербомбардира Марио Кемпеса. А появившийся затем Марадона окончательно решил исход дела. Клуб закупил контрафактных маек латиноамериканской дружины и заявился в дивизион "С".
Сшибку "Мананга" и "Непальской армии" нам отрекомендовали как одно из главнейших противостояний чемпионата страны. Олигархи против оплота режима. Бизнес против государственной машины. Настоящие футбольные звезды на крутых мотоциклах против ежедневной муштры на плацу.
Этот матч действительно побил по ощущениям рекорд посещаемости первенства. Кроме как ощущениями, руководствоваться нечем: зрителей на "Дасаратх Рангасале" никто не считает. Более того, нельзя верить и количеству проданных билетов: продают ведь сразу на две игры. Да и то не всем: уйма друзей и знакомых проходят бесплатно.
Выяснить, сколько продано билетов на тот день, у нас не получилось. Мы вошли в кассу стадиона со служебного входа. Внутри было двое — старичок и молодой. Между ними стоял стул с разложенными на нем билетами и деньгами. Молодой с невероятно длинными для мужчины ногтями дал нам сфотографировать билеты, дружелюбно поулыбался, но ответить ничего не смог: инглиш — литл… С уверенностью он мог сказать только "VIP — ту хандрид рупиз, нот-VIP — уан хандрид рупиз".
У входов на сектора обрывки билетов лежали грудой конфетти. Мы пинали их, как тополиный пух.
У "Непальской армии" тоже есть свой фан-клуб — одетый в камуфляж и марширующий строем.
"Мананг" настолько крут, что у него есть даже настоящий фан-клуб, который разучивает речевки и развешивает баннеры. Баннеры для Непала редкость: есть еще только у "Мачхиндры" и "Три Стар Клаб".
У "Непальской армии" тоже есть свой фан-клуб — одетый в камуфляж и марширующий строем. Он дружно занимает внушительный вираж на каждом матче. Речевок не скандирует, но за счет количества шумит весьма мощно. В ответ шумит весь стадион: все три госкоманды — "Непальскую армию", "Непальскую полицию" и "Непальскую военизированную полицию" — простой люд не любит.
"Армия" против "Мананга" — это гарантированное зрелище. Что очень важно для болельщиков. В чемпионате Непала хватает "странных матчей". Оттого, кстати, совершенно неразвита букмекерская деятельность. Принимать ставки на дивизион "А" крайне опасно. Слишком часто случается невероятное.
Был, например, уже в XXI веке такой случай. "Ранипокхари" играл против "Мачхиндры" в последнем туре. Команды эти, грубо говоря, из соседних дворов. А соседи в Катманду живут мирно — здесь не принято ненавидеть друг друга, как "Селтик" и "Рейджерс".Для "Мачхиндры" это дерби ничего не решало. А голова "Ранипокхари" лежала на плахе: поражение означало вылет из сильнейшего дивизиона. Все понимали, что "белые львы" никуда не денутся: выручить по-соседски в такой ситуации — только по футбольным законам плохой поступок. А по непальско-гуманистическим — хороший. В общем, роспись была гарантирована.
Но в ее сценарий встрял один важный момент: в контракте у одного из форвардов "Мачхиндры" (большого авторитета своего дела) за победу в бомбардирской гонке была прописана серьезная премия — крутейший мотоцикл. И вот, к сожалению для обоих клубов и всех болельщиков, нападающий был уверен, что по-прежнему претендует на суперприз. Хотя вообще-то от лидера он отставал на восемь голов.
Очевидцы того богатого событиями поединка с тех пор не смеются не только в цирке — вообще нигде. Уже первые три гола бомбардира вызвали свист трибун. А после перерыва зрители просто встали и ушли. Но нападающий своего добился — мотоцикл получил. Овцы, то есть "Ранипокхари", тоже оказались целы и сохранили прописку в сильнейшем дивизионе, героически победив. Правда, счет 9:8 серьезно пошатнул веру болельщиков в "фэйр плей" для трудящихся всех стран.
Сидящие рядом, на нижних ярусах, полицейские даже не обернулись посмотреть, в чем дело.
"Мананг" и "Армия" — это другое дело. Это хруст костей с первых минут. Это действительно было феноменально. Команды вышли убивать друг друга.
Я не усидел в ложе прессы. Оставив там за старшего Артема, пошел на противоположную трибуну, на места за сто рупий, где солнце в глаза, — на фанатские сектора.Сектор манангцев — что-то из кинохроники с советскими болельщиками, скандирующими "Шайбу! Шайбу!". Дружелюбные улыбки, ладный транспарант с аббревиатурой клуба — и никаких голых торсов и пиротехники. Все по-доброму. Прошел мимо них — и они взрываются, желая показать импортному человеку всю мощь своего боления.
Сидящие рядом, на нижних ярусах, полицейские даже не обернулись посмотреть, в чем дело.
На поле в это время происходила почти гражданская война. Армейцы Катманду просто сорвались с цепи и перли вперед с героической решимостью. Подоспел гол, и — о чудо! — серьезный и суровый армейский сектор вскочил и начал бросать в воздух камуфляжные кепки. "Мананги" приуныли, но затем смутились собственному смущению и принялись подбадривать своих.
Я посидел с ними до момента, пока "аргентинцы" окончательно не выравняли игру. И пошел к армейцам.
Они обезьяноподобно скакали по веткам, поддерживая "Мананг".
За торцевой частью стадиона, где бурьян с зарослями и крыши условных гаражей примыкают к северной трибуне ближе всего, на деревьях за "Мананг" активно болели нежелающие платить — и взрослые, и дети. Они обезьяноподобно скакали по веткам, поддерживая "Мананг". Рядом у забора стадиона с бамбуковыми палками стояли, уставившись на поле, двое полицейских. Они, очевидно, были размещены здесь на случай штурма с деревьев.
За армейским сектором у щели резервного въезда на стадион торчали пятеро детей, в один глаз наблюдавших за супердерби. Напряжение витало в воздухе. "Армию" серьезно теснили к ее воротам. Ее сиплый командир в спортивном костюме махал на бровке руками, но "Мананг" уже было не сдержать даже фолами. "Дети Аннапурны" все-таки сравняли, пустив по трибунам разряд радости.
Больше никто не забил. Со стадиона мы шли ошеломленные неожиданным ошеломлением. Дерби Катманду — это, оказывается, очень серьезно. Не хуже шеффилдского.
Революция и расстрел царской семьи. Для нашего уха это отдает столетней дикостью. Вывели из дворца и расстреляли. В Непале, в общем-то, случилось ровно то же. Разница во времени. Все, что у нас скоро начнет отсчитывать вторую сотню лет, в Непале произошло в 2001-м. Не по непальскому летоисчислению — по-нашему.
Короля, королеву, принца и принцесс вывели из дворца, завели во флигель, расположенный в пятидесяти метрах от него, подняли автомат и расстреляли. Кто-то умер на месте, кто-то хватал ртом воздух еще несколько часов, но не уцелел никто из девяти ближайших родственников.
Непал превращался из монархии в республику болезненно и кроваво. В горах орудовали маоисты. Которые, впрочем, принесли безграмотным детям Гималаев немало пользы. По крайней мере, тамошнее население перестало безоговорочно бояться людей в штанах. До революции их появление означало одно: королевская армия идет их убивать. А маоисты были за равенство.
За теперешними событиями на Украине непальцы не следят. Услышав краткий рассказ о событиях до и после Майдана, они понимающе качают головой: не беда, дело житейское, перемелется — мука будет. Если поймешь, что сансара — нирвана, то всяка печаль пройдет.