Крах Чезаре Пранделли. Почему сборная Италии провалит чемпионат мира
«Этот ваш Пранделли ничего за карьеру не выиграл!» – подобная фраза звучала не раз в тот летний день, когда в прессу впервые просочилась информация о выборе Джанкарло Абете. Ведь для некоторых именно в подсчете чужих побед или неудач и заключается весь смысл жизни.
Тренер «Фиорентины» и сам удивился предложению возглавить Национале, которое поступило в разгар семейного торжества: 17 мая 2010 года женился его старший сын. На следующий день после церемонии, состоявшейся на родине невесты, в ломбардийском городе Бусто-Арсицио, раздался звонок президента FIGC: «Пранделли, не хотите ли тренировать сборную после чемпионата мира?» Несмотря на действующее соглашение с «Виолой», Чезаре, не раздумывая ни секунды, согласился. Все вопросы с братьями Делла Валле, один из которых был в числе приглашенных на свадьбу, были улажены довольно быстро. Многие, разумеется, отговаривали. Утверждали, что у команды нет защиты, атаки и вообще отсутствует какая-либо поставленная игра, а ведущие футболисты заканчивают карьеру. Все это было правдой, но Пранделли решил рискнуть.
Почти всегда после провала на крупном турнире в сборной Италии меняется тренер. Обычно на первой пресс-конференции он походит на директора школы, который сидит перед нашкодившими учениками, постукивая ручкой по столу. Ну, вот и все, ребятки. Доигрались. Теперь мы будем укреплять дисциплину и очень много работать. А начнем с азов. Таким был Вичини после Беардзота, Мальдини после Сакки, Дзофф после Мальдини, Липпи после Донадони, etс. В подобных случаях крайне редко вспоминают предшественника. А если и вспоминают, то в стиле Адзельо Вичини, сказавшего, что от Беардзота ему достались лишь ни на что негодные футболисты.
Но никто и никогда не вел себя так, как Чезаре Пранделли. В день своего официального вступления в должность он выразил благодарность Марчелло Липпи, тренеру чемпионов мира, и пообещал предоставлять шанс проявить себя всем, в особенности, молодым игрокам. Но главное – возродить любовь народа к национальной сборной. Позднее, когда в Коверчано собрались футболисты, он объяснил им свою идеологию, согласно которой Адзурри должны стать примером для подражания как на поле, так и вне его. Для этого был введен Этический кодекс. Всем же тем, кто не был готов принять эти нововведения, было предложено расстаться. Но ни один не пошел собирать вещи.
Джанкарло Абете пригласил в сборную отнюдь не простого тренера, ведь Пранделли после окончания карьеры 7 лет проработал в системе «Аталанты», оказавшей значительное влияние на его мировоззрение. В Бергамо, прежде чем принять главную команду, он шаг за шагом прошел путь от алльеви до примаверы. Пранделли работал с великим Титти Савольди, который был в центре всего, что происходило в молодежном секторе «Аталанты». Именно он открыл Чезаре глаза, сказав, что тренер не имеет права зацикливаться лишь на одном футболе. Он должен быть кем-то большим – преподавателем, учителем жизни. Maestro del calcio – maestro della vita! Любая из его заповедей достойна быть высеченной в мраморе:
Тренер обязан, прежде всего, развивать воображение, а не ставить ограничения.
Каждый футболист уникален.
Сначала техника и фантазия, а уже потом физика и скорость.
Вот почему Пранделли так долго возится с теми, кого другие выгнали бы на первой же тренировке. Для Чезаре футболисты сборной Италии были и остаются такими же трудными подростками из алльеви, от которых, как учил Савольди, преступно требовать немедленных результатов. Пранделли верил и давал шанс Марио Балотелли, который в первых матчах за сборную не умел даже нормально открываться под идеальные вертикальные передачи Андреа Пирло. Он вернул в команду неуверенного Альберто Аквилани, от которого отказались «Милан» и «Ювентус», бесконечное число раз ставил в трекварти Риккардо Монтоливо и на полном серьезе видел в Себастьяне Джовинко наследника Франческо Тотти и Роберто Баджо.
Когда тренер верит в футболиста больше, чем он сам, иногда происходят удивительные преображения. Одно из них случилось на Евро-2012 в полуфинале с немцами, когда Монтоливо и Балотелли сыграли матч жизни. Не ради себя, а ради учителя. Не все это поняли, поэтому до сих пор задаются вопросом: почему это в сборной Италии Супер Марио как будто подменяют, и он ведет себя тише воды?
За три с половиной года работы в Национале Пранделли совершил практически невозможное. Из команды, державшейся на двух-трех ветеранах, приправленной вчерашними изгоями, футбольными неумехами и лузерами, он сделал вице-чемпионов Европы. Потом сразу же начал перестройку, протестировал множество кандидатов и, наконец, слепил нечто, способное играть с испанцами на равных, не строя баррикады. И занял третье место на Кубке Конфедераций – лучшее в истории Скуадры Адзурры. А уже через несколько месяцев Италия стала одной из первых команд, завоевавших путевку на чемпионат мира.
Парадоксально, но Пранделли добился того, чего он не обещал – немедленных результатов. С народной любовью же не задалось: рейтинг сборной падал, несмотря на все попытки возродить к ней интерес. Даже в Неаполе, где по традиции горячо поддерживают Адзурри, на последнюю отборочную игру против Армении собралась горстка зрителей. К тому же они нещадно освистали гимн Fratelli d’Italia. В других городах, и в особенности во Флоренции, дела обстояли не лучшим образом.
В городе на реке Арно любили Пранделли, просто боготворили. Портреты тренера висели на улицах даже тогда, когда «Фиорентину» возглавил Синиша Михайлович. Никто не смог объяснить сей феномен, ведь по идее для тифози «фиалок» Чезаре должен был стать либо извечным врагом – «ювентино», либо выходцем из Бергамо, города враждующим со всей страной. Однако уважение к Пранделли совершенно не перенеслось на сборную Италии. Когда он впервые осенью 2010 года привез Адзурри во Флоренцию, команду приняли весьма прохладно, несмотря на победу 5:0.
Однажды я спросил у знакомого флорентийского тифозо, завсегдатая curva Fiesole, который помнит еще молодых Ориали и Де Систи: «Почему вы так негативно настроены к сборной? Все-таки ее тренирует ваш Чезаре». Джорджо сделал характерный хлопок ладонью по подбородку – жест, означающий высшую степень равнодушия, и ответил, что Пранделли он уважает, но у него в команде – сплошь «гоббы» и почти нет футболистов «Виолы».
– А если бы ваших было 11 человек?
– Тогда бы, конечно, я стал за них болеть!
– Хорошо, а если их будет пятеро?
– Устроит и пятеро!
Тоскана не оригинальна в таком подходе. Нечто подобное повторяется в каждом регионе. Видя в составе шесть человек из «Ювентуса», от сборной отворачиваются все те, кто терпеть не может «Старую Синьору». Из-за ориунди и выходцев из Африки на тренера ополчились правые и сторонники «Лега Норд», из-за неаполитанцев – северяне, из-за северян – южане. 150 лет прошло с легендарной фразы создателя итальянского государства Камилло Кавура: «Италию мы создали, очередь за итальянцами», но второй пункт программы так и остался невыполненным.
Иногда кажется, что за сборную Италии больше болеют иностранцы. Я сам стал свидетелем того, как после отборочного матча на Евро-2012 в Таллине десятки человек, стоя под проливным дождем, ждали у выхода Адзурри, и Пранделли пожал руку каждому. Потом он с удивлением смотрел через окно автобуса, видимо, не понимая, что движет этими людьми из чужой страны, мокнущими под дождем, тогда как на родине о сборной вспоминают только на крупных турнирах. Да и то, если она дойдет до высокой стадии плей-офф.
Чудеса происходят только для тех, кто готов в них верить. Сборная Италии, призванная вернуть любовь болельщиков, провалила свою главную миссию. По сравнению с 2010 годом она стала значительно сильнее, но, утратив поддержку клубов и Федерации, обречена на поражение. Чиновники FIGC даже не смогли перенести сроки окончания серии А, чтобы дать команде лучше подготовиться к чемпионату мира!
Секрет Пранделли в том, что он видит в людях лучшее. Настоящее сквозь наносное. И футболистам просто стыдно не оправдать его ожидания. Поэтому у него они и выглядят не такими, как обычно. Чезаре удалось немного изменить отношение к Скуадре Адзурре, но он не может переделать общество, страну и систему. Крестовый поход во имя добра силами одного человека обречен по неудачу. Тут одного Пранделли мало. Италия оказалась недостойна тренера национальной сборной.
Через полгода команда будет умирать на полях Бразилии, но поражение неминуемо. Риккардо Монтоливо не забьет решающий гол немцам в полуфинале. Фабио Каресса не будет орать на ухо Бергоми: «Едем в Рио, Беппе!» Андреа Пирло не сделает голевой пас на Марио Балотелли в финальном матче с бразильцами. А Стефано Бидзотто не придется ломать голову над победной фразой, чтобы войти в историю наряду с Марко Чиволи и Нандо Мартеллини. А мы не будем рыдать от счастья, прыгая по крышам автомобилей, как тогда в Берлине, думая, что 13 июля – лучший день нашей жизни.
Агония этой сборной будет быстрой. Загнанная в адские условия влажного климата Амазонской низменности, она будет задыхаться. Детям, в которых Пранделли три с лишним года последовательно развивал воображение и творчество, не хватит сил выдержать все 90 минут. Набрать же в команду выносливых футболистов тренеру не позволят моральные принципы. Нет, он лучше проиграет с Маркизио, чем победит с Жоржиньо.
Утром Луиджи Гарландо поставит Пранделли оценку 5.0 за проваленный турнир, а La Gazzetta dello Sport нарисует схему будущей команды, в центре которой будет красоваться Марко Верратти. Потом Джанкарло Абете представит нового тренера – какого-нибудь Массимилиано Кольоне, который робко поскребется в ворота базы и с улыбкой начнет избавляться от ветеранов. Наверняка у него случится конфликт с Буффоном, но это не помешает ему отучить футболистов думать на поле. Все закончится Апокалипсисом – одна из самых авторитетных сборных мира перестанет попадать на крупнейшие турниры. Абете же на все это скажет, что Кольоне просто провел необходимые реформы. Да и поколение уж больно бездарное.
Когда из Бергамо в большой мир уходят тренеры, принципы работы Академии остаются неизменными. У Титти Савольди – десятки учеников и последователей, и его идеалы никогда не будут попраны. Мальчишек так и будут учить по тем же самым канонам, через работу с мячом прививая любовь к творчеству. В Национале же каждый новый тренер вынужден начинать с нуля. Трагедия Чезаре Пранделли в том, что он не смог воспитать преемника. Единственный, кто по своему потенциалу способен вернуть в Коверчано дух романтики и культ умного футбола, недавно продлил контракт с «Ювентусом». Да ему еще и рано становиться тренером. Ничего, ничего. На руинах разрушенной варварами Римской империи удалось возродить величайший город мира. Подождем и мы.
Текст написан для февральского номера англоязычного журнала Michel. На русском языке публикуется впервые
ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ ОНЛАЙН НА НАШЕМ ВЕБ-САЙТЕ
Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!
Последние материалы блога:
Осечка Вальтера. Нужно ли увольнять Мадзарри?
"— Рассказать вам, Паниковский, как вы умрете? — неожиданно сказал Остап. Старик вздрогнул и обернулся.
— Вы умрете так. Однажды, когда вы вернетесь в пустой, холодный номер гостиницы «Марсель» (это будет где-нибудь в уездном городе, куда занесет вас профессия), вы почувствуете себя плохо. У вас отнимется нога. Голодным и небритым вы будете лежать на деревянном топчане. И никто к вам не придет, Паниковский, никто вас не пожалеет. Детей вы, вероятно, не родили из экономии, а жен бросили . Вы будете мучиться целую неделю. Агония ваша будет ужасна. Вы будете умирать долго, и это всем надоест. Вы еще не совсем умрете, а бюрократ — заведующий гостиницей — уже напишет отношение в отдел коммунального хозяйства о выдаче бесплатного гроба... Как ваше имя и отчество?
— Михаил Самуэлевич, — ответил пораженный Паниковский.
— ...о выдаче бесплатного гроба для гр. М.С.Паниковского. Впрочем, не надо слез, годика два вы еще протянете."
:))
Думаю, что тексты Логинова станут "классикой" спортс.ру! Спасибо, Алексей!
Спасибо за шикарный текст, Алексей! Я счастлив, что могу читать ваше творчество каждую неделю. Да пребудет с Вами Сила)
И, конечно, это полностью заслуга тренера, который уговорил, убедил, заставил верить в то, что команда может победить. И поэтому таким ударом был финальный результат - испанцы не победили равную команду, они опустили с небес на землю слишком высоко забравшихся итальянцев.