О доступности футбола
К созданию этого блога и этого конкретного поста меня подтолкнуло резюме исследования популярности сильнейших футбольных лиг и доступности футбола RMA, которое появилось на спортсе в начале недели. Пост обрел какую-никакую популярность (120 плюсов, 3 минуса, 75 комментариев и ретвит от Ромы Широкова на момент написания этого текста). В комментариях очень многие задавались вопросами типа «где вы взяли эти цифры», «как считали посещаемость», «где вы нашли среднюю цену на кинобилеты в 18 баксов» и прочими деталями. И практически не было вопросов и мыслей по сути. То ли у нас людям проще придраться к каким-то бросающимся в глаза, но малозначимым вещам, то ли моменты, на которые я обратил внимание, действительно никому не важны – не знаю. Тем не менее, я бы хотел некоторые вещи проговорить. К тому же, идея блога о футбольной экономике и маркетинговых приемах, используемых в футболе, назревала давно, а исследование стало лишь поводом.
Первый момент, который мне бросился в глаза при беглом просмотре графиков (симпатичные, кстати, графики) – исследователи определяли доступность футбола в странах и городах, высчитывая стоимость билетов относительно ВВП на душу населения. Я или чего-то не понимаю в этой жизни, то ли нас в ВШЭ учили как-то не так, но какое отношение этот показатель имеет к доступности цен на что либо?
Для тех, кто не знает, ВВП – это, грубо, стоимость всех товаров и услуг, произведенных (ну или приобретенных, в зависимости от метода подсчета) на территории страны/региона за отчетный период. При этом считаются деньги, полученные иностранными гражданами и предприятиями, расположенными на исследуемой территории. Судя по цифрам в исследовании, ВВП на душу населения в России составляет $11 (цена билета) / 0.0006 (доля этой цены в подушевом ВВП) = 18333 доллара.
Не столь важно, реальна ли эта цифра, потому что я своей целью не ставлю проведения скрупулёзного исследования или нахождение неточностей в исходном тексте. Важно другое. $18333 в год – это $1528 в месяц. Эта цифра не имеет никакого отношения к реальной покупательной способности населения в нашей стране. И уж точно нельзя эту цифру перекладывать на всю страну сразу, считая доли относительно одной и той же величины в Москве, Томске и Грозном.
Да, такой подсчет, когда его применяют ко всем объектам (странам и городам) исследования, дает какое-то представление и разнице долей между ними. С тем же успехом можно было бы, в принципе, посчитать долю стоимости билета в государственном бюджете или сумме привлеченных инвестиций.
Я тут на коленке (то есть открывая первые же ссылки в Google) попробовал прикинуть долю цены на билет хотя бы в средней заработной плате страны/города/региона, оперируя теми же данными (где возможно), что и в отчете.
Для начала, выясним, какими данными по ВВП оперировали исследователи. Просто поделим цену билета в каждой стране на ее долю в ВВП.
Получившиеся числа используем, чтобы посчитать среднюю цену билета на футбол для клубов, которые упомянуты в тексте. Умножим ВВП на долю цены билета на матчи этого клуба.
Не берусь судить, насколько реальны полученные цифры, но именно их использовали исследователи. Я думаю, что люди, посещающие матчи Волги, Зенита и даже (ну а вдруг тут есть такие) Венло, могут сами сравнить реальную ситуацию с той, что приведена в исследовании. Повторюсь лишь, что я не знаю источников данных. Сам бы использовал данные о средней цене реализованных билетов.
Теперь немного погуглим и вытащим из сети данные о средних зарплатах в городах, где квартируются клубы. Данные о ЗП в регионах России взяты из Википедии. Википедия ссылается на отчет федеральной службы статистики за 2010ый год. Понятно, что туда включены чиновники, топ-управленцы, итд. Но, с другой стороны, не вошли нетрудовые доходы, серая зарплата, для регионов в кучу смешаны села и крупные города, какие-то еще факторы, так что, думаю, данные +/- можно брать за основу. После сбора данных посчитаем долю цены билета в месячной (для наглядности) и годовой (для сравнения с результатами оригинального исследования) заработной плате. Все цены были приведены к рублевым эквивалентам по курсу 2010 года.
Внезапно Волга и Краснодар выпадают из перечня клубов с наиболее доступными для населения билетами, а Зенит просто улетает в космос, преследуемый Ювентусом. Что касается группы голландских клубов, то у меня есть сомнения касательно достоверности данных в оригинальном исследовании. Даже при большом количестве допущения сложно себе представить, что сразу у 5ти команд средняя цена на билеты одинакова.
Но, в общем-то, совсем не для того я считал все вот это, чтобы ткнуть лицом в результаты авторов оригинального исследования. Из тех данных, которые представлены в таблицах, можно сделать одно интересное наблюдение – в относительно успешных в финансовом плане клубах - тех клубах, которые умеют зарабатывать и думают о том, как заработать - доля цены на билеты в зарплате жителей региона, выше, чем в большинстве российских клубов. Зенит в данном случае довольно показателен. Помимо очевидного превышения спроса на билеты над предложением, это единственный в России клуб, серьезно вкладывающийся в маркетинг, развивающий точки продаж атрибутики и партнерские программы. То есть его деятельность, в целом, подходит под критерий «думают о том, как заработать».
Я не хочу ни на чем настаивать, но у меня из этого наблюдения напрашивается один вывод. Успешные клубы ориентированы на потребителей с более высоким уровнем дохода, чем российские. Это, конечно, имеет и обратную зависимость - более раскрученные и успешные клубы привлекают больше внимания, но я уверен, что зависимость обоюдная. Идля российских клубов это проблема. Потому что такая идеология делает крайне проблематичным экономическое развитие наших футбольных клубов.
Человек с низким достатком, приходя на стадион, не будет готов платить много за билет ни сейчас ни через 5-10 лет. Он не будет приобретать дорогую и качественную атрибутику. Он не будет покупать дополнительные услуги и сервисы (включая еду и напитки на стадионе). Не согласится такой человек и платить какие-то суммы денег за платные трансляции на телевидении или в интернете. На такую аудиторию не клюнут серьезные рекламодатели (весьма показательно, что во время чемпионата Европы основными рекламируемыми продуктами на российском ТВ стали пиво, сиалекс, ранее были бабкины семечки). Под такую аудиторию сложно найти бизнес-партнеров, чтобы предлагать им производить товары под нашим брендом. При такой аудитории в клубах не будет хороших отделов маркетинга, потому что людям творческим неинтересно станет работать для такой ЦА в один момент.
И мне кажется, что вот эта вот ориентированность на людей с низким доходом и дальше будет стоп-фактором для развития наших клубов, если ничего не изменится. Помимо всего прочего, такой типаж человека вечно считает, что ему что-то должны – бесплатный футбол на ТВ, идеальные условия на стадионе (и чтобы можно было нагадить, а потом за тобой убрали и все за 150 рублей), новые трансферы суперзвед и еще много всякого.
В России уже есть довольно большая прослойка людей с неплохим заработком и жаждой качественных развлечений. Они не ходят на футбол не потому что футбол плохого качества, на стадионах курят, а фанаты матерятся (потому что последние два момента всего лишь следствие). Они не ходят на футбол потому, что для них на футболе никто не пытается создать условия. Если вернуться к ситуации с билетами, то есть простое решение, которое ударит по кошелькам владельцев в краткосрочной перспективе, но может положительно отразиться на финансовом здоровье клуба в перспективе долгосрочной – можно просто повысить цены. Это автоматически вымоет со стадионов часть зрителей, но это поможет привлечь на стадионы других зрителей, тех, на которых сейчас старается ориентироваться весь новый малый и средний бизнес в России – «молодых, активных, целеустремленных».
Конечно, это надо делать параллельно с развитием сервисов. Конечно, это радикальные меры. И, конечно, многим это не понравится. Но пора уже избавляться от пережитков советского прошлого, где футбол имел только социальную и пропагандистскую функции. Пора двигаться вперед.
Кстати совсем не уверен, что если будут ходить на стадионы более обеспеченные люди, то культура боления повысится. Быдлятины среди них полно.
Кстати, насколько клубы сами готовы осваивать не бюджеты, упавшие сверху, а «самостийное хозяйствование»?
Помнится, по весне была история с «бесплатным чаем» (стоимость продуктов и напитков на стадионах отдельная тема). Не знаю, чем закончилась. Помню, что-то обещали. Но на Локомотиве «что-то не получилось». Обещали разобраться. Бог с этим чаем. Показательно другое - ФК Локомотив не контролирует хозяйствующих субъектов на территории собственного стадиона! И если там (не только в Локо, в любом клубе) поворошить, то сколько еще клубков проблем выявиться - национальные диаспоры, откаты, неуплата налогов и прочее-прочее. Каким клубам это надо?
У нас до сих пор не могут обязать клубы публиковать бюджет!!! Непрозрачный бюджет в самом РФС!!!
Что для этого нужно? Политическая воля.
Но рука руку моет.
Представьте, что РФ - это «холодильник, где завелась плесень». Можно менять продукты - дешевые, дорогие - но споры злостного грибка проникнут всюду. Вопрос лишь времени. Так что с наведения порядка внутри «холодильника» начинать надо... «Hasta la victoria siempre».
Вам стоило бы быть внимательнее и не надо мне приписывать того чего я не говорил, а именно что я пытаюсь измерять футбол достижениями.. да и заявлений как нам всех победить я тоже не делал, так что не стоит передергивать.. Но Вас опровергает Дон Гарбер, сделавший целый ряд амбициозных заявлений, главным из которых можно считать заявление о том, что МЛС не стремится стать лучшей лигой Америки, а стремится стать лучшей футбольной лигой мира.
А ответ на вопрос как из футбола в нашей стране человеческий бизнес сводиться если верить вашей заметки к одному простому решению - повысить цены на билеты.. я как мог попытался объяснить что цены на билет далеко не имеют основного значения, а гораздо важнее создать структуру подготовки молодых игроков и создать механизм эффективного использования достаточно больших средств клубов для улучшения мотивации игроков, создания конкуренции..
если Вы этого не понимаете, то приношу свои извинения за беспокойство..
Думаю главная проблема футбола в России- отсутствие бизнес составляющей в большинстве клубов, ведь финансируются они из бюджета. Руководство деньги всего лишь «осваивает», большая часть, которых уходит на откаты и распилы.
Интересную мысль говорил Гинер в одном из интервью: необходимо отдать клубы в частную собственность, хотя бы Премьер лиге. Предприниматели - намного более эффективные менеджеры, чем чиновники.
В общем: перенимать опыт Англии, Германии и начать зарабатывать на футболе. А там и стадионы будут, и условия для болельщиков.
Англия - 1088 млн.евро, Италия - 427, Россия - 355, Испания - 333, Германия - 235, Турция - 231, Украина - 127, Франция - 16, Португалия заработала 116, Голландия - 182.. Посчитаем сколько стоит 1 очко коэффициента УЕФА: для Англии - 15,8 млн.евро, .для России - 9,5, Турции - 9,2, Италии - 8,4, Испании - 4,6, Германии - 3,7, Украины - 3,1, Франции - 0,3, а Португалия и Голландия к своим заработанным баллам добавляют 2,3 и 4,4 млн.евро соответственно. Эффективность российского футбола очень низкая цены на игроков (и их зарплаты) в России непомерно раздуты и не соответствуют уровню мастерства. Кроме того, и это вторая составляющая неудовлетворительного интереса зрителей - отсутствие системы подготовки молодых футболистов. Клубы не заинтересованы вкладывать в развитие молодого поколения, у них (имеются в виду клубы-олигархи) достаточно средств от госмонополий или региональных властных структур чтобы пойти на рынок и прикупить нужного им футболиста переплатив 30-50% от его реальной стоимости. Если добавить сюда пресловутый лимит на легионеров, который нивелирует конкуренцию между игроками с российским паспортом и гастарбайтерами и становиться ясно что игрокам в РФПЛ нет необходимости показывать содержательную игру прогрессировать чтобы радовать болельщика или бороться за попадание в европейский топклуб.. Их и здесь неплохо кормят, а зритель - это его проблемы..
http://stadiums.at.ua/news/2012-04-18-6950
попробуем разобраться:
«Средняя посещаемость матчей МЛС – 17 844 посетителя. Этот показатель выше, чем в чемпионате английской лиги, турецкой суперлиге, шотландской премьер-лиге, российской премьер-лиге, украинской премьер-лиге, а также японской, бельгийской и португальской лигах.»
АПЛ прошлый сезон - в среднем 34 486 (в 2 раза больше, чем в МЛС), Турция (великая футбольная держава) - 11 250 (но 7 из 18 турецких клубов имеют стадионы менее 15 000, а в МЛС все стадионы, за исключением Сан Хосе 18 500 и более)..
Про НХЛ и НБА тоже лукавство - достаточно опять-таки сравнить арены, но там «регулярка» 82 игры плюс Кубок Стенли и Плей-офф НБА даже с учетом небольшой вместимости обеспечивают гораздо большую аудиторию чем у МЛС.
а теперь сравним с Эредивизи (чемпионатом Голландии, где кстати тоже 7 клубов имеют стадионы 15 000 и менее, а у Эксельсиора и вовсе 3 531) - средняя посещаемость 19 483.. заполняемость - 90% что гораздо больше чем в США
для меня МЛС отнюдь не ориентир, а лига с хорошим пиаром и менеджментом, но невнятной структурой и достижениями, которой до АПЛ или Бундеслиге, как пешком до Китая..
Но совершенно точно знаю, что ни один наш клуб не будет работать эффективно, если средний его болельщик будет готов тратить на клуб 300-400 рублей за два похода на стадион в месяц и ни рублем больше.
Просто пора уже отвыкать от того, что футбол - условно-бесплатное развлечение с социальными и более никакими функциями.