Как Артета использует всеми забытое пространство
Адаптированный перевод материала с канала «Football Meta»
Микель Артета дал несколько подсказок насчет того, каким может быть тактический рисунок «Арсенала» в этом сезоне. Рассмотрим, как с более подвижной полузащитой и новой ролью Деклана Райса лондонцы собираются использовать давно забытое всеми пространство для создания моментов.
Подвижный квадрат
Начнем с билдапа. «Арсенал» в этой фазе по умолчанию использует схему 4-3-3.
Но она легко меняется на 3-4-3 – типичную систему Артеты в прошлом сезоне и весьма распространенную среди команд Премьер-лиги. В недавнем разборе «Челси» Энцо Марески отмечалось, что он приверженец такой же системы при владении.
Но между подходами итальянского и испанского тренеров есть различие. В системе Артеты все 4 полузащитника, образующие в центре квадрат, могут двигаться намного свободнее, нежели игроки в других похожих системах. Например, расположение выше – где Зинченко находится на позиции ложного фуллбэка, может легко трансформироваться в 3-3-4, где он уже вернется на позицию левого защитника, Эдегор опустится опорником в пару с Парти, а Райс поднимется в линию нападения.
В предсезонных матчах было заметно, как тренерский штаб «Арсенала» наигрывает в четверке разных футболистов. Несомненно, костяк составляют Парти, Эдегор и Зинченко, но, к примеру, в матче леверкузенским «Байером» в ротациях принимал участие Жоржиньо, а в роли ложного фуллбэка выступал Бен Уайт.
Атакующие рывки и Деклан Райс
Далее, когда команда выстроилась и в центре образовался подвижный квадрат, начинается самое интересное. К примеру, когда мяч переходит в слот левого центрального защитника (например, к Габриэлю), Райс сваливается во фланг для получения мяча. Иногда в такой позиции оказывается Эдегор.
Здесь важно отметить зону, в которой игрок, действующий между линиями, получает мяч. Это не пространство перед линией полузащиты соперника [красный прямоугольник], а уже за ней [зеленый прямоугольник], поскольку в противном случае игроки команды соперника могут сдвинуться вправо и заблокировать продвижение. А так Райс может передать мяч Мартинелли и перегрузить рывком пространство между крайним и центральным защитниками соперника.
Как раз трансформация роли Райса стала краеугольным камнем для использования этой системы. Если в прошлом сезоне он не был настолько агрессивно атакующим полузащитником и использовался Артетой как поддерживающий игрок, то в этом сезоне [скорее пока предсезонке – прим. «Perevodica»] он стал больше нагружать зоны между линиями, совершать больше атакующих рывков и помогать команде в созидании.
Поддержка из глубины и Александр Зинченко
Но не только Райс совершает подобные подключения и «смущает» оборону соперника – многие игроки полузащиты «Арсенала» по эпизоду оказываются в атакующих позициях. Такие врывания в зоны очень опасны и их крайне сложно остановить, если атакующего игрока уже не сопровождает полузащитник.
Такие рывки – по определению неожиданность для соперника. Но они будут неэффективны без игрока, который сможет откликнуться на предложение и исполнить передачу в нужный момент. Такой игрок у Артеты есть – это Александр Зинченко. Украинец был одним из самых опасных игроков лондонцев во время предсезонной подготовки. Зинченко способен правильно выбрать опцию из предложенных и выполнить в темп передачу из глубины.
Финальная треть и создание моментов
По мере продвижения мяча к штрафной соперника «Арсенал» переходит с 3-4-3 или 3-2-2-3 на систему с перегрузом. Сзади остаются Габриэль и Салиба, а Бен Уайт поднимается выше для поддержки Сака – англичанин наполняет зоны флангов и полуфлангов для перегруза крайнего защитника соперника. Слева такую роль, но в полуфланге, выполняет Райс.
Соответственно, это дает Арсеналу дополнительные опции в виде прострелов Уайта или катбэков Мартинелли. Пройдемся по ним:
1. Смещение вингера в центр для удара/подачи. После перегруза Уайта создается пространство для подачи – в таком случае на дальней штанге будет сразу 3 опции + набегающий из глубины Зинченко.
2. Катбэки в зону полукруга. Поскольку большинство соперников «Арсенала» сильно вжимается в собственную штрафную, образуется много свободного пространства в данной зоне.
Таким образом был забит один из голов «Байеру». Защитники опустились в штрафную:
Затем последовал катбэк и завершение от Зинченко:
Такие паттерны в завершении просматривались на протяжении всех предсезонных матчей. Это весьма оправданная ставка со стороны Артеты – у него в распоряжении есть достаточное количество исполнителей дальних ударов. Возможно, в этом сезоне стоит ожидать большего количества голов с дальних ударов от «Арсенала».
Подобные ротации и способность Артеты задействовать несколько игроков в штрафной площади соперника могут компенсировать отсутствие у «Арсенала» таргетмена. Это может привести и к тому, что у команды не будет ярко выраженного бомбардира – будут забивать почти все и по чуть-чуть. За счет этого «Арсенал» становится еще и более гибкой и непредсказуемой командой, способной быстрее атаковать и иметь множество опций на разных этапах продвижения мяча.
Глубина состава
Несмотря на то, что пока «Арсенал» объявил только о подписании Калафьори, у Артеты есть несколько различных опций в игровой модели, зависящих от использования тех или иных игроков.
Как раз первое, на что стоит обратить внимание, это позиция Калафьори, так как пока нет определенности, как его будет использовать Артета – левым или центральным защитником. Возможно, если он будет выступать на позиции центрального защитника, то сможет принимать участие в ротациях и быть одним из четверки центральных при владении – в пользу этого говорит стиль игры итальянца.
Калифьори действительно может добавить непредсказуемости в игре «Арсенала» – поскольку Артета требует от своих игроков вбеганий из глубоких позиций, то Рикардо, несмотря на базовое амплуа, как раз является одним из лучших исполнителей данного маневра – мы могли это наблюдать в сборной Италии и «Болонье» образца прошлого сезона.
Но есть и другие игроки, которые могут изменить стиль игры «Арсенала» – например, если Жоржиньо будет располагаться между центральными защитниками, то Артета сможет более активно использовать впереди Бена Уайта. Так над левым краем защиты соперника будет нависать постоянная угроза.