5 мин.

Сеск Фабрегас - о билдапе в своей игровой модели

Вчера стало известно, что бывший футболист сборной Испании, «Арсенала», «Барселоны», «Челси» и «Монако» стал главным тренером новичка итальянской Серии А «Комо». В этой команде Фабрегас завершил карьеру игрока, был тренером U-19, помощником, а затем и исполняющим обязанности главного тренера основной команды. В мастер-классе для «Голоса тренеров» испанец рассказывает о построении атаки в своей игровой модели.

«У каждого молодого тренера есть собственные идеи, сформированные на основе полученного опыта в карьере игрока под руководством разных менеджеров. На протяжении нескольких лет я подробно изучаю специфику разных схем: как они подходят тем или иным командам и игрокам.

Что касается моего видения, то при введении мяча от ворот я предпочитаю расположение игроков в схеме 4-2-2-2:

The Coaches' Voice

Два центральных защитника располагаются относительно широко - к ним всегда третьим игроком поднимается голкипер, на случай активного прессинга со стороны команды соперника.

The Coaches' Voice

Два центральных полузащитника находятся близко друг к другу, но не на одной линии - они по очереди «падают» в зоны между игроками атаки соперника, предлагая себя в качестве опции для паса.

The Coaches' Voice

Это позволяет образовывать треугольники - если оттачивать такие взаимодействия на тренировках, выход из обороны будет работать как часы.

Крайние защитники

Фуллбэки крайне важны при билдапе - они как никто другой должны понимать, когда именно нужно расширить, когда - стать инвертированным игроком (прим. сместиться с фланга в центр). Особенно быстро решения нужно принимать при высоком прессинге со стороны команды соперника:

The Coaches' Voice

Центральный защитник передает мяч инсайду (нападающему в оборонительной расстановке), будто перебрасывая стену из прессингующих игроков. В этот момент крайний защитник должен поддержать атаку и устремиться на половину поля соперника, компенсируя нехватку игроков в атаке.

The Coaches' Voice

Полузащитники

Эта позиция жизненно важна в моей системе координат как тренера. Я думаю, 60-70% игры проходит в баталиях между полузащитниками.

The Coaches' Voice

Именно поэтому я, с одной стороны, стараюсь перегрузить нашими игроками эту зону, а с другой - растянуть оборону соперников за счет крайних полузащитников. Такие действия позволяют инсайдам/нападающим получать больше свободы в полуфлангах. А это вынуждает соперников быть более зависимыми от уровня своих центральных защитников - они постоянно находятся в подвешенном стостоянии и должны часто выбрасываться из линии. Благодаря этому создается пространство для остальных игроков группы атаки.

The Coaches' Voice

Мне не нравится идея владения ради владения. Самая главная цель - как можно быстрее доставить мяч в финальную треть соперника. Смена позиций, перемещение мяча, правильное расположение корпуса - все эти вещи крайне важны для качественного воспроизведения принципов нашей игры.

Я всегда говорю своим игрокам: «Если наш центральный защитник владеет мячом, его сразу же пытаются накрыть. Чтобы выйти из-под давления, важна активность центрального полузащитника: «отклеиться» от опекуна, сделать рывок на 4-5 метров, отыграть в касание и вывести мяч вперед».

The Coaches' Voice

Я пытаюсь привить игрокам принципы, которые я впитал еще в бытность игроком - нацеленность на продвижение мяча и игру вперед.

Вингеры и нападающие

Когда наши соперники прессингуют слишком высоко, на первый план выходит активность вингеров. Инсайды/нападающие провоцируют центральных защитников соперника, опускаясь ниже, будто бы спрашивая: «Ты пойдешь за мной или дашь мне пространство?»

Если защитники поднимаются за нашими инсайдами, моментально идет заброс им за спины на наших вингеров.

The Coaches' Voice

Если они остаются на своих позициях, то развязывают руки нашим инсайдам, которые готовы при получении мяча сразу же сыграть вперед.

The Coaches' Voice

Это требует большой вовлеченности каждого игрока и постоянно отработки перемещений на тренировках. Вместо того, чтобы просто бить мяч вперед и надеяться на что-то или думая «будь что будет», я выбираю такой игровой стиль».