История Римини в одной эмблеме. Как местный футбольный клуб рекламирует свой город
Футбольная символика - предмет дискуссий длиной в жизнь. Структура геральдики футбольных клубов имеет под собой столько скрытых смыслов, что порой даже фанаты не могут вспомнить, что же именно означает тот или иной элемент на гербе или эмблеме команды, за которую болеет не одно поколение их семей. Разнообразие фактур, традиционных материй, сущностей на щитах не имеет исчисления в своем многообразии. И тем прекраснее порой выбор итогового логотипа, узнаваемого всеми и напоминаемый болельщикам о принадлежности клуба к чему-то великому, а заодно и о богатой истории команды с известным наименованием.
За последние 20 лет спорт сильно коммерциализировался. Это относится и к футболу: отовсюду лезет реклама, футболисты напоминают порой стенд с известными брендами, а эмблемы более не кричат о величии - их предназначение уходит больше в популяризацию, нежели в демонстрацию. Все чаще клубы делают выбор в сторону минимализма, предпочитая убирать все лишнее нагромождение, оставляя несколько линий, полосок, общий фон - и достаточно. Подобная логика присуща именно брендам, а не футбольным клубам, но сейчас довольно сложно отличить одно от другого. И тем приятнее осознание того, что всегда будут клубы ранга поменьше с запросами попроще, которые банально не смогут гнаться за теми же амбициями на рынке, что их старшие товарищи, а следовательно и правила для них остаются незыблемыми. Это касается и логотипов в первую очередь.
Команды среднего порядка придерживаются позиции «Меня должны узнавать». Учитывая, что трофеями новую аудиторию не все могут зазвать, а именитые футболисты так и вовсе предпочитают идти за зарплатой, а не за историей, проще всего делать акцент на популярности того места, откуда клуб родом. Взять название города или провинции, приставляя рядом условное «FC», отразить в эмблеме наиболее популярные достопримечательности, которые не имеют к клубу никакого отношения - готов футбольный коллектив, имеющий возможность привлекать потенциальных спонсоров одним лишь своим существованием. В качестве подобного клуба рассмотрим одну из наиболее интересных команд Италии за пределами Серии А - «Римини».
Итак, для начала взглянем на сам логотип, прежде чем окунуться в историю команды и города.
Распространено мнение, что футбольный клуб сродни отдельному государству.
Это социальная община, у которого есть глава в лице монарха, своя казна, войско на поле, трофеи, история, сообщество единомышленников. И как у любого государства футбольный клуб обязан иметь свою символику, выделяющую его на фоне остальных команд-государств. И что еще сильнее сближает понятия «футбольный клуб» и «государство» - это перечень этих символик, а именно флаг, герб и гимн.
Историческая сущность команды, а точнее сам факт продолжительности ее существования определяет потребность не просто в гербе - он должен соответствовать значимости команды, ее прошлому, отражать важность и влияние коллектива. Поэтому очень большую роль играет отличие банальной эмблемы от настоящего герба - вся суть в геральдических законах. Само слово «герб» происходит от немецкого «erbe» - наследие. Присутствие герба делает объект более величественным, а все остальные знаки отличия превозносит над соперниками или конкурентами. Условно говоря, герб является подвидом эмблемы, но более высокого порядка. Если футбольный клуб желает подчеркнуть весомость собственного существования, он явно должен сделать выбор в сторону герба, а не банальной эмблемы или логотипа.
Наличие герба призывает клуб к использованию устоявшихся законов геральдики, а именно соответствию ключевым признакам: форма, наполнение, направление.
Герб клуба куда более элегантно выглядит на фоне щита, причем любой формы. В Италии большая часть футбольных клубов придерживается этого правила. Исключения в основном составляют либо команды с конкретными отличительными чертами региона, либо гранды кальчо, куда больше занятые зарабатыванием денег и постоянным ростом популярности.
Наполнение должно указывать на принадлежность к чему-то. Это может быть регион, фамильный знак, знаменитое место или все вместе. Зачастую правила геральдики прямо запрещают присутствие букв и наименований в пределах основного герба - любые фразы или слова должны находится в стороне или вовсе в отдельном документе, но все же многие пренебрегают подобными деталями, предпочитая привносить толику хаоса в виде названия клуба, города, или указания всего девиза клуба прямо посреди герба.
И наконец направление: очень важную роль играет вектор общей картины при ее написании. Что есть верх, что есть низ, право и лево. Очертания должны быть строго понятны любому, кто увидит герб или решит нанести его на какую-либо поверхность. Отсюда важно соответствие реально существующим формам щита, наличие граней и разделительных черт, чтобы каждый элемент выглядел логичным и целостным.
Великолепный пример важности соответствия направления - эмблема футбольного клуба «Арсенал».
Англичане долго не могли решить, в какую сторону следует направить каноничную пушку - вправо или влево. Поспешив с оформлением, орудие в итоге было направлено вправо - что по законам геральдики является стороной тыла действующей армии, а не направлением «на врага». Примечательно, что в сезоне 1921/22 клуб разработал герб с правильно развернутой пушкой - а именно на запад. Спустя три года ее развернули, а затем вновь определили западное направление.
До 2002 года западная ориентация орудия держалась преимущественно верно, и все же в конце концов «канониры» сделали выбор в корректировке на правую сторону, таким образом убив на корню основную идею привнесения узнаваемого предмета, первоначально повторяющего герб района Вулвич в Лондоне - три орудия, направленных дулом в небо.
Футбольный клуб Римини в рамках собственного герба, не таясь, раскрывает всю подноготную использования именно этих достопримечательностей - это наиболее популярные точки притяжения для туристов со всего мира, избравших Римини целью своей поездки.
На гербе в форме квадрата использованы четыре изображения: волейбольный мяч, красный флаг с белым крестом, арка Августа и мост Тиберия.
Волейбольный мяч является отсылкой на происхождение клуба.
Футбол в городе родился в 1912 году на базе уже существующей спортивной ячейки Polisportiva Libertas - и это был волейбольный клуб. Игроки не заявлялись на действующие любительские турниры, ограничиваясь игрой только с соседними регионами в качестве мимолетного увлечения. Однако рост популярности футбола в Италии привел к тому, что спустя четыре года некоторые игроки отмежевались от команды инородного толка и сформировали свою общину под названием Rimini Calcio.
Красный флаг с белым крестом отсылает нас к куда более глубоким дебрям истории - диктатуре Наполеона и его режиму насаждения французской Директории на завоеванные регионы.
Узнаваемый итальянский триколор - зеленый, белый, красный - сопровождался нанесением фригийского красного колпака, символизирующего борьбу за свободу, а под ним - герб Савойской династии XI века (красный флаг с белым крестом). После войны за независимость некоторые регионы, включая и родной для Савойской семьи Пьемонт и Эмилию-Романья, сохранили в некоторых обозначениях подобный герб в качестве постоянного напоминания о ценностях, за которые не раз приходилось сражаться.
Мост Тиберия обладает наиболее мистической подоплекой.
Римский император Октавиан Август в 14 веке н.э. инциировал начало строительство сооружения через местную реку для удобной транспортировки армейской конницы. Место было выбрано не случайно - на разных берегах пролегали дороги Эмилия и Поппия-Энния, соединяющие северную часть древнего Рима и центральный корпус. В этой связи от моста требовались высочайшая прочность конструкции, удобство использования и, разумеется, внешняя величественность.
Октавиан не дождался завершения его строительства - готовый мост принимал уже сын Августа, Тиберий. Архитектором сооружения был назначен инженер из Рима по имени Марк Ветрувий Поллион, избравший в качестве укрепления арочную конструкцию с пилонами под уклоном, чтобы выходившая из берегов река никогда не затапливала мост целиком. Повышенную прочность мосту придавал используемый в большинстве древнеримских сооружений материал под названием «травертин» из Истрии. Созданный на основе уникальной каменистой породы из смешивания вулканического пепла и извести, добавляемый к травертину бетон обеспечивал долговечность и надежность построек - римский Колизей не даст соврать.
В 580 году варвары попытались разрушить мост, но им это не удалось - пострадали только ближайшие к берегу опоры и совсем незначительно центральная часть. Римляне продолжали им пользоваться даже в таком состоянии на протяжении следующих 10 веков, пока Папа Римский Иннокентий XI не оплатил восстановление важного транспортного пункта.
Через сто лет испанская армия в попытке отрезать центральный гарнизон от северного тоже попробовали уничтожить мост, но у них не вышло - повреждения оставались незначительными, а опора все так же крепко стояла в воде. Наученные горьким опытом римляне не стали долго ждать и восстановили мост почти сразу же - спустя полтора год он полностью повторял свой первоначальный облик.
Во время Второй Мировой Войны отступающая немецкая армия в 1944 году хотели остановить продвижение в их тыл союзников, заложив весь мост Тиберия взрывчаткой. Здесь история не уточняет дальнейшего развития событий - почему же в итоге обошлось без взрыва и почему не отдали приказ. Факт лишь в том, что и здесь мост остался цел.
Римини не был бы туристическим городом, если бы не придумал вокруг столь интересного явления собственную легенду с элементами мистики.
Она гласит, что император Тиберий вкладывал много средств в строительство моста, начатого его отцом, но отстроенные части не справлялись с напором воды, отчего вся конструкция постоянно опадала. Отчаявшись в попытках закончить дело Октавиана, Тиберий пошел на сделку с Дьяволом. Тот пообещал отстроить мост за одну ночь, и никто никогда не смог бы его уничтожить. Взамен Дьявол попросил всего одну душу - того, кто первым ступит на этот мост. Замысел был в том, что по традиции первым на открытии моста по нему обязан пройтись глава города или сам император, открывающий его. Тиберий схитрил и пустил пред собой кошку, оградив себя от обещанных ему мук Ада.
Дьявол вспылил в праведном гневе и пообещал разрушить построенный им мост, но не тут то было. Сделка была исполнена, мост невозможно было разрушить, а Тиберий остался невредим. Озлобленный демон отступил, убежав из Римини по проклятому мосту - и вот задве тысячи лет никто так и не смог его уничтожить.
Нередко экскурсоводы для наиболее впечатлительных туристов выискивают в мраморе следы копыт, якобы оставленных Королем Преисподней. Однако редкие выбоины, что действительно видны на камнях - это не что иное как обыкновенные выемки для крепления шкива для удобства поднятия груза с лодки, пришвартованной у подножия моста.
И наиболее монументальная деталь герба футбольного клуба Римини - арка императора Августа.
Таковой ее делает не столько историческая важность, сколько долговечность - это самая древняя сохранившаяся арка в Италии в ее первозданном виде, ей более двух тысяч лет. Сенат и римское общество посвятили строительство сего сооружения великому императору Октавиану в качестве восхваления его трудов по восстановлению дорог в сторону Рима. Огромные размеры арки не мешали использовать оные по прямому назначению - а именно в качестве городских ворот. Тем не менее, высота постройки возвещала о значимости Октавиана и признательности народа за все его деяния.
Ранее установленная вверху квадрига венчалась тройкой лошадей из мрамора, слепленных с подобия настоящей конницы императора. Однако скульптура постоянно падала. Поэтому находчивый городской архитектор предложил установить сверху обыкновенные зубчатые навершия, таким образом будто увенчав город императорской короной. Решение было принято с восторгом, а сами зубья держатся на арке и по сей день. Стены, к сожалению, не сохранились - по приказу Бенито Муссолини в 1932 году их уничтожили.
Таким образом, герб футбольного клуба Римини демонстрирует наиболее популярные местечковые достопримечательности, аккуратно напоминая и о собственном прошлом. А клубу действительно есть, чем похвастать.
До начала XXI века, Римини мало чем отличался от большинства характерных региональных команд без большого достатка - банкротство, борьба за выживания в низших лигах, опорный пункт для молодежи более именитых команд, приезжающих в аренду набраться опыта. Все изменил бизнесмен Виченцо Беллависта, пришедший в управление клуба безропотным идеалистом, пообещавшим команде и фанатам прекрасное будущее. И не соврал: с момента приобретения Беллавистой Римини впервые в своей истории по-настоящему засверкал. Грамотный менеджмент вкупе с возросшими амбициями и предельной мотивацией, заточенной на успех, команда постепенно стала подниматься из Серии С1 наверх.
Римини уже имел прежде подобную главу в истории, когда успех манил и опьянял своей близостью, а в итоге похоронил клуб еще глубже. Речь идет о сезоне 1982/83, когда команду возглавил еще никому не известный Арриго Сакки, поднявший Римини в Серии С1 с одного из последних мест до позиции в плей-офф, что давало шанс пробиться в следующий дивизион. Тем не менее, клуб проиграл, Сакки уволили, команда в следующем сезоне рухнула в Серию С2 - таков результат кампании, полной надежд и веры в то, что даже такая маленькая команда способна достичь вершины.
Пиком карьеры Виченцо Беллависты в качестве владельца клуба стал сезон 2006/07.
Римини сумел выиграть Серию С1 и подняться в Серию Б. Уже это достижение могло бы поспорить с любым воображаемым триумфом местных фанатов ввиду сложности достижения, но Римини этого было мало. В то памятное лето 2006 года футбольную Италию по-настоящему трясло: грянувший скандал Кальчополи низверг самый титулованный клуб страны Ювентус во второй дивизион, что стало потрясением для туринцев и праздником для клубов Серии Б.
Еще бы, когда еще появится возможность принять дома столь именитого гостя?
Жребий пал так, что первой же игрой для Ювентуса в незнакомом им чемпионате стал выезд в Римини. Невозможно описать словами ажиотаж, охвативший туристический городок Адриатического побережья. Везде можно было встретить болельщиков, щеголявших в футболках с надписью: «Я это видел!» и датой 9 сентября 2006 года.
Маленькая арена «Стадио Ромео Нери» впервые за последние 25 лет увидела настоящий аншлаг - билеты были раскуплены на несколько недель до матча, а некоторые болельщики и вовсе взбирались на стены стадиона - лишь бы увидеть на поле Ювентус. Что же сам «Римини»? Каково было ребятам понимать, что их болельщики пришли отнюдь не ради них, а ради гостей? Здесь можно было бы решить, что команда осталась подавлена подобным и вышла на поле с трясущимися коленками, но футбол - игра уникальная. Здесь имеют место события, необъяснимые привычной логикой или разумной последовательностью. Футболисты Римини вышли на поле против чемпионов мира, низвергнутых чемпионов Серии А, и ими двигал азарт! Азарт неповторимой борьбы и близости возможного локального триумфа - победить сильнейший клуб страны на родном стадионе.
Первый тайм закончился без забитых голов. Ювентус выглядел ошеломленным и поникшим, что вряд ли удивляло - вчерашние триумфаторы мундиаля были вынуждены бегать по маленькому стадиону клуба из Серии Б, пока другая команда пришивает на футболку победный триколор, отобранный у Юве. Римини чувствовал эту слабину и горечь, отчего бесстрашно выдерживал натиск на свои ворота, понимая - шансы точно будут, их нужно лишь дождаться.
И они были правы.
Оборона Ювентуса - вещь эталонная. Лучшие защитники мира зачастую проходят туринскую школу, раз за разом формируя связки, попадающие затем в учебники Коверчано. Однако 9 сентября 2006 года в обороне не было Тюрама, не было Каннаваро - там стоял Жан-Ален Бумсонг, чей уровень игры вряд ли тянул даже на Серию Б. Мгновение ступора Бумсонга привело к тому, что Адриан Риккьюти легко оббежал его с мячом и первым же ударом пробил одного из величайших голкиперов в истории футбола Джанлуиджи Буффона.
Диктор на стадионе сорвал голос в порыве дикой эйфории. Футболисты Римини праздновали обыкновенный гол так рьяно, что даже сборная Италия, взявшая мундиаль, позавидовала бы. Город в секунду встал на уши - водители сигналили, пешеходы обнимались, велосипедисты бросали свой транспорт и бежали к телефонам. В этот момент болельщики чуть ли не впервые вспомнили, что у них есть своя команда, и что поддерживать ее так приятно.
К сожалению, Риккьюти забил свой гол уже при счете 1:0 в пользу Ювентуса, поэтому результативный удар позволил лишь сравнять счет. Тем не менее, для команды, впервые за четверть века попавшей во второй по силе дивизион Италии, ничья с Ювентусом и по сей день остается величайшим достижением - в то время как для Юве это был обычный вечер, забытый болельщиками почти моментально.
По ходу сезона Римини единожды даже сумел возглавить турнирную таблицу Серии Б - 22 декабря после победы над Специей команда Ромео Нери поделила первую строчку с Пьяченцой. И кто знает, как мог бы закончиться тот феноменальный год, не случись настоящая трагедия - 21 мая незаменимый патрон и покровитель клуба Виченцо Беллависта скончался.
Опустошенный потерей без преувеличения сердца и души коллектива клуб не нашел в себе силы сражаться дальше. Римини занял 5 место и упустил шанс выйти в Серию А впервые за всю свою историю.
Тот сезон так и остался лучшим в истории маленького клуба, ныне пребывающего в любительской лиге. Единственным серьезным новостным всплеском стал фактор приобретения прав на клуб в 2018 году компанией Quantocoin. Римини стал первым клубом в истории, купленным за криптовалюту.
История команды из туристического города знала свои взлеты и падения. Само существование футбола в Римини на протяжении столь продолжительного времени удивляет своей настойчивостью и тягой к жизни. И сезон 2006/07 напоминает нам о том, что порой достаточно всего одного человека, одержимого страстью, чтобы все изменить.
Больше информации и новостей:
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
Дорогие читатели, также напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать мой блог и канал, то вы можете сделать это в комментарии.
Все так: и именно там помимо знаменитого фразеологизма про переход Рубикона в качестве точки невозврата появилось выражение "жребий брошен"
Проект на удивление вызвал у меня самого много энтузиазма, поскольку в действительности пласт итальянской истории и ее связь с футболом - вещь уникальная и бездонная!