Большое исследование легионеров последних сезонов. Куда ведёт нас лимит?
Какому легионеру на Руси жить хорошо?
Правильный ответ: тому, которому платят много, а играть нужно мало. Но текст будет не об этом.
Немного предыстории.
Перед Новым годом, мы неожиданно задумались о лимите на легионеров. Точнее, на размышления об иностранцах в футболе нас подтолкнула вот эта случайная новость про хоккей: количество легов в заявке на матч сократится с 5 до 3 человек. Про футбол в той новости ничего не говорилось, но на душе стало неспокойно.
За последнее десятилетие на лимит в футболе и РФС, и Минспорта покушались уже несколько раз. Самые последние изменения провернули в мае уже прошлого года, когда в Минспорта России поддержали предложенную РФС формулу заявки «13+12», подписав соответствующий приказ. А до этого действовала формула заявки на сезон «8+17». А ещё незадолго до этого «6+5», но, правда, на поле. А еще...
Вот тут стоит попридержать коней (не в обиду "армейцам") и оглянуться. За последние 10 лет условия игры для клубов менялись 4 раза ! О каком долгосрочном планировании вообще может идти речь? Особенно, когда тот же министр спорта буквально пару недель назад снова задаёт вектор: «Во всех видах спорта снижение числа легионеров должно вести к усилению внутренней конкуренции, появлению новых талантов». То-то ещё будет.
А теперь лонгрид.
Для стимула дальнейших дум о легах мы взяли известную поговорку про не самый благочестивый вид преступления: «Если изнасилования нельзя избежать, то нужно расслабиться и получать удовольствие». И перефразировали её для себя следующим образом: «Если нового лимита не избежать, то, может, стоит к нему подойти с умом, а не рубить с плеча рандомное количество иностранцев в заявке, как это обычно происходит?».
Что для этого нужно? Как нам показалось, проще всего сделать срез легионеров в ростерах команд за энный период и посмотреть, кого брали, кто играл, есть ли какие-то тенденции? И уже, имея эти данные, понять, может не нужно ничего менять? Может у нас кузница, здравница и житница талантов, не обласканных большим европейским футболом? И все они двигают и развивают наш футбол? (Спойлер - нет).
Собственно, ниже наше исследование. Как и положено во всякой научной лабуде работе, даём вам технические вводные: данные взяты с портала Transfermakt, сведены и вырисованы через Excel, с помощью двух кривых руки и небольшого количества мозгов. Ни одно животное в процессе работы не пострадало; кружка чая не оказалась разлита; натянутый нерв автора уцелел. Все данные действительны по состоянию на середину декабря 2022 года.
Исследование легионеров РПЛ. Кто вы, парни?
Небольшое уточнение: для нашего исследования мы решили, что будет справедливо всех игроков с иностранным паспортом считать легионерами. Поэтому и казахские футболисты, и белорусские у нас названы легионерами, несмотря на то, что в реальности вписываются в действующий лимит.
Считать мы решили с сезона 2016/17. Почему? Изначально точка отсчета бралась рандомно. Только потом где-то на задворках памяти всплыло понимание, что лимит должны были менять относительно незадолго до этого. Плюс недалеки были события 2014 года, которые могли теоретически повлиять на отток легионеров из России. И если эти процессы и могли дать какой-то эффект для нашего футбола, то к 2016 году всё должно было устаканиться. На этом строилась наша гипотеза.
Каково же было наше удивление, когда получилась такая картина: общее количество иностранцев в лиге от сезона к сезону если и снижалось, то незначительно. В пределах 10-15 человек в сезон на все команды Р(Ф)ПЛ. Пандемия также не смутила легионеров - играть стали чуть меньше, но всё также стабильно. А чемпионат мира в России вообще никак не привлек новых легов. И только в сезоне 2021-22, вероятно, допускаем, но есть сомнения, что часть иностранцев не доиграла концовку прошлого сезона и тем самым подпортила немного статистику.
Дело оставалось за малым - понять, кто все эти люди. Изначально казалось, что должна быть такая картина: солидное представительство стран СНГ (т.к. ближнее зарубежье и ехать недалеко), солидное представительство латиносов (т.к. талантливое дальнее зарубежье и за большими деньгами ехать в Россию тоже становится не далеко), чуть-чуть африканцев и прочего по мелочи.
На деле вышло следующее (в графику ниже берём только первые два десятка): в топ-3 бразильцы, сербы и хорваты; аргентинцы в середине списка; узбеков в России ценят больше, чем португальцев.
Тут стоит сделать оговорку. Цифры, что вы видите, не означают количество «уникальных» представителей с одним паспортом. Это общее количество представителей той или иной страны за все сезоны. Т.е. условный Дуглас Сантос за «Зенит» мог играть в сезоне 19/20, 20/21, 21/22 и 22/23, а по нашим подсчетам это 38 попугаев 4 бразильца. Иными словами, графика, что вы видите выше, отображает общее количество заявленных легионеров с 2016 года с тем или иным паспортом.
Если вам интересно взглянуть на то же самое, но с другого ракурса, то пожалуйста. В вашем распоряжении весь земной шар. И больше стран, чем на графике выше. Как вы догадались, чем краснее страна - тем перспективнее для представителей этой страны виделась когда-то наша лига с точки зрения футбольной миграции.
Если вдруг возник вопрос, откуда (и когда) в нашей лиге были канадцы, то ответ на поверхности - в сезоне 21/22 Ричлорд Эннин провел 19 матчей за «Нижний Новгород». И ещё. Здесь на карте отображены только те страны, чьи легионеры провели хотя бы один официальный матч на российских полях с сезона 16/17. Поэтому при увеличении можно увидеть такие страны, как Либерия или Конго, но не увидеть Австралию или Эфиопию, чьи представители в Р(Ф)ПЛ так и не сыграли (хотя были заявлены).
А теперь подходим к финальной части исследования. Цифр в Excel мы запихнули много, но два необходимых критерия мы получили - это количество игроков по каждой стране и количество матчей, которое они сыграли. Вылилось это в график, который мы условно разделили следующим образом:
По горизонтали (или же линия X) у нас количество легионеров; по вертикали (или же линия Y) количество сыгранных матчей. По итогам имеем четыре независимые друг от друга реальности:
- Игроки, которых в нашем футболе много, но они и не сидят на банке, а стабильно играют. Ими оказались представители Бразилии и Сербии. Бразильцев у нас было заявлено с 2016 года 99 человек на все сезоны, а сыграли они 1454 матча. Т.е. каждый в среднем играл по пол сезона (шутка). Сербов в нашей лиге было значительно меньше - всего 70 человек, и сыграли они 1030 матчей. Но в среднем и сербы, и бразильцы отыграли аналогичное количество игр на одного своего представителя.
- Игроки, которых в нашем футболе было меньше, чем лидеров, но больше многих остальных, да и ещё играли постоянно. Этим может похвастаться только Хорватия. Модричей наша лига не видела, а вот 59 хорватских легионеров - да.
- Игроки, которых в нашем футболе было очень даже много, но кто по времени уступил лидерам нашего исследования. Это братья-белорусы. Их по количеству оказалось больше, чем хорватов и почти столько же, как сербов. Но провели они 6,5 сезонов только 739 игр.
- Игроки, которых в нашем футболе было немного, мало или очень мало, но и игрового времени им также не доверяли. Это все остальные представители. Если отбросить массовку, то в сухом остатке из наиболее явных это представители Грузии, Украины, Швеции, Словении, Нигерии, Польши, Аргентины.
Ещё несколько наблюдений, которые не отображены здесь, но поделиться с вами считаем нужным.
Представительство бразильцев не просто в топе - они первые по количеству игроков всегда. За исключением одного сезона. В бытность ковидной пандемии их обошли белорусские футболисты. Но даже тогда сыграли значительно меньше реальных лидеров (коими стали, по возрастанию, Украина, Сербия, Швеция, Бразилия и Хорватия).
Украинских футболистов в нашей лиге было всегда стабильно нормальное количество. Не много, но и не слишком мало. В среднем попадали в топ-7, топ-5, а иногда и топ-3 среди представленных легионеров. Это в среднем от 5 до 11 игроков за сезон. Даже события 2014 года не сильно повлияли на исход игроков с украинским паспортом из российского футбола. И только в стартовавшем осенью новом сезоне у нас играет всего два украинских представителя.
А будут ли выводы?
Теперь о том, куда нас привело исследование. Априори мы думали, что стоит поразмышлять над тезисом, который периодически кто-то нет-нет, да вбрасывает в информационное пространство: «Есть опасения, что будут привлекать несильных легионеров. Нужны качественные иностранцы». Это цитата Александра Тарханова с прошлого сезона, когда принимался новый лимит.
«Качественные иностранцы» - что это? Это, как в Англии, те, кто регулярно играют за сборную? А если сборная гов не самая лучшая? Или это все те, кто выше нас в рейтинге ФИФА? Тогда по нашему исследованию можно оставлять только бразильцев, хорватов, сербов, аргентинцев и нигерийцев. Или только первую тройку, т.к. в сравнении с остальными только они стабильно играют в нашем чемпионате.
Всё сводится к тому, что российскую проблему лимита на легионеров (будь то в футболе, хоккее, баскетболе или ином виде спорта) нельзя привязывать к сухим цифрам. Сборная Ирана занимает 24 место в рейтинге ФИФА, сборная Германии на 10 мест выше. В России с 2016 года иранцы сыграли за наши клубы 261 матч, а немцы только 143. Но Германия за последние 10 лет взяла пару трофеев на международном уровне, а Иран - нет. В клубах РПЛ играл чемпион мира, и он представлял точно не Иран. Но никакого импульса нашему футболу этот игрок не придал. И где здесь, скажите нам, золотая середина, когда точно понятно, легионера какой страны нужно брать?
С другой стороны, в нашем футболе есть одна очевидная беда - у клубов РПЛ слишком неравные финансовые условия. Да простят нас болельщики питерского клуба, но «Зенит», двигает вперёд только себя. Аргумент, что и у других клубов есть тоже много денег, которые можно тратить на покупку легионеров, не принимается. Столько денег нет ни у кого. Мы не только про трансферный ценник, который может позволить Питер. Мы в совокупности про возможности создать достойное стимулирование игрокам на контракте. И в таком случае даже введение модели по аналогии с американской МЛС не подойдет нашему футболу. Там, напомним, общий ростер игроков подразделяется по уровням зарплат (что тоже отдельная тема «на подумать»), а в части легионеров за клубами зарезервировано определенное количество мест, которые можно как целиком использовать, так и продать или обменять. Другое дело, если бы за экстра слот легионера клубу пришлось бы платить двойную цену - клубу, у которого этот слот забираешь, и в РФС на развитие футбола. А РФС потом бы такие накопленные суммы распределял среди не самых статусных клубов (критерий статусности - тоже вопрос). Чтобы те, в свою очередь, не тратили кровно нажитые на гамбийцев, литовцев и чилийцев, а поднакопили и позволили бы кого-то из категории «мало игроков, но много играют».
P.S. Читайте нас ещё в телеграме. Там тоже бывают годные тексты!
Может быть, если бы у нас была россыпь талантливых игроков, то клубы из верхней части таблицы не гонялись бы за каждым, кто более менее умеет бить по мячу, а таких хватало бы на 16 команд, и столько легионеров было бы просто не нужно?
А много ли дало нашему чемпионату появление в Анжи ЭтоО, Виллиана, Диарра и других? Деньги кончились, клуб "сменил вектор", их всех распродали, клуб в том жк сезоне вылетел.
Ну и полно контрпримеров, показывающих, что статус игрока - не показатель того, что он разорвёт РПЛ. Разорвал ли чемпион мира Шюррле РПЛ? Да не особо, неплохо начал, потом играл просто обычно. А вот ноунеймы такие как Изидор в Локомотиве, Бэйл в Крыльях Советов или Родригао в Сочи - обошлись клубам недорого, звёзд с неба не хватали, а тем не менее проявили себя очень ярко.
Так что - проблема не в "качественных/некачественных" легионерах, проблема в тренерах, селекции и менеджменте. Если эти позиции в клубе заняты грамотными людьми, то с текущим лимитом построить нормальную команду - возможно. Вот 8+17 сильно ограничивал возможности, и делал слишком высокой цену ошибки. А ведь даже в топ-командах не каждая покупка - успешная.
А когда едут сильные игроки играть - это другое дело. Но такое решает уже не лимит, а внутренние дела клубов. Для чего подписывали Анжи Это’о знает только Анжи. Может там вообще не в футболе были дела, а в каких-то финансовых вопросах, скажем так