Футбол? I`m loving it
Как за несколько сезонов сделать карьеру от игрока низших лиг до команд высокого класса, мы знаем на примере Джейми Варди и Никласа Фулькруга. Этих историй успеха немного, но они есть. Как тренировать команды Бундеслиги, а затем уйти в общепит… таких сюжетов, кажется, ещё меньше.
Как раз на днях стало известно, что бывший тренер «Вердера» и «Герты» Александр Нури нашел себя в сети «Макдональдс». Не то чтобы многие знают, кто это. Имя Нури не было на слуху ни когда тот был игроком (1998 – 2012), ни когда тренировал (2013 – 2022). Воспитанник «Вердера» поиграл за дубль Бремена, «Киль», «Оснабрюк» и «Сиэтл». А тренерскую карьеру начал в «Олденбурге».

В 2016 году он вместе с Юлианом Нагельсманом получил профессиональную тренерскую лицензию. Моментами были вспышки наподобие тренерства основной команды «Вердера», «Ингольштадта» и «Герты». Но завершилось всё греческой «Кавалой» о которой мало кто из нас слышал.

Казалось бы, рядовая история одного из многих. Всякие нельязграммы пестрят сюжетами и фотографиями игроков Ла-Масии на тренировках с Месси, не прошедших в составы нормальных команд и вынужденных нынче работать на СТО, на кассах супермаркетов или уборщиками улиц.
Однако, история Нури всё же выбивается из этого ряда грустного колеса Сансары. Журналисты обнаружили экс-коуча в сети «Макдональдс». Думаете, он там жарил бургеры? И да, и нет. Некоторое время назад Нури стал одним из франчайзи этой сети.

Кто такой франчайзи? Допустим, у вас есть деньги. Ставки вы не приемлете, инвестициям не доверяете, а открывать свой личный бизнес не готовы. В таком случае есть возможность за определенную сумму приобрести уже готовый бизнес с наработками и технологиями.
Что и сделал Александр Нури – с недавних пор он приобрел франшизу и стал менеджером двух ресторанов «Макдака» в Херцогенаурахе. Готовит ли он бургеры и принимает заказы у кассы? В качестве одного из этапов своей подготовки и понимания бизнеса – да, он работал на кухне. Впрочем, это не сильно отличалось от того, чем занимался на кухне «Мака» Дональд Трамп. Но основное, чем будет заниматься Нури – управление ресторанами (или же исключительно ме-не-дж-мент, как отметил бы Рубен Аморим).

«Уверен, что в футболе сейчас много людей, задумывающихся об иной карьере. Но у них не хватает смелости пойти на такой шаг», – считает Нури. При этом отмечает, что в нынешней ипостаси его роль не то чтобы сильно отличается: «Мир футбола и то, чем я занимаюсь сейчас, похожи. В одном мире – игроки, в другом — работники. Но в обоих случаях нужно понимать, кто перед тобой, что им движет, и что нужно, чтобы человек показал максимум».
Что удивительно, Александр не первый футболист, выбравший сферу питания в качестве продолжения своей карьеры.
Ранее схожим успехом франчайзи мог похвастаться экс-тренер «Паули», «Хоффе» и «Кёльна» Хольгер Станиславски. Он вместе с бывшим игроком «Вольфсбурга» и РБ Александром Лаассом заполучил себе в управление два филиала магазина Rewe в Гамбурге. Случилось это при поддержке бывшего члена наблюдательного совета «Гамбурга» Бернда Энге ещё в 2014 году. Спустя год, как Станиславски решил завязать с футболом и ушел из «Кёльна». Ребята даже получили персональное наименования своему бизнесу: «Rewe-Center Stanislawski & Laas». Энге, к слову, сам проработал в сфере менеджмента супермаркетов более 40 лет, поэтому очевидно, почему ребята послушали его совета.

Есть пример посвежее, чем овощи в магазинах Станиславски и Лааса. И более знакомый многим игрок: Йонас Хоффманн. Да, полузащитник «Байера» был когда-то молодым игроком гладбахской «Боруссии». И однажды, сидя с другом и поедая сэндвич в «Subway», они вдруг заговорили на тему предпринимательства. Друг Йонаса работал полицейским и мог с высокой точностью полагать, какая зарплата ждет того до выхода на пенсию. Их разговор свернул в русло франшиз. И через некоторое время Хоффманн с товарищем приобрели франшизу «Subway». а к 2020 году открыли несколько собственных точек.

Несомненно, самым ярким примером немецкого футболиста, преуспевшего в бизнесе, можно считать Лукаса Подольски.
Бывший нападающий сборной Германии задумался о дополнительном заработке, когда понял, что его громкая европейская карьера идет на убыль. В 2018 году, будучи уже игроком японского «Виссел Кобе», Польди открыл свою первую точку с шаурмой. «Я переехал в Германию из Польши совсем маленьким и рос среди детей-мигрантов, в т.ч из Турции. Мне всегда нравился донер-кебаб, а когда я провел два сезона в «Галатасарае», то проникся турецкой едой еще больше. Во многом это вдохновило меня на создание бизнеса», - отмечал Лукас.

Сейчас сеть Лукаса насчитывает уже свыше 30 точек в более чем 20 городах. В основном это немецкие города, но есть также несколько пунктов в Польше и Голландии. И бизнес этот весьма успешен: несмотря на критику высоких цен в шаурмичных Подольски, люди идут, а денежки капают в карман - за год в среднем Лукас и Ко. зарабатывают на шаурме и прочих удовольствиях (есть ещё кафе мороженого и сеть уличной одежды) свыше $200 млн.
Но вот если Подольски задумался о бизнесе уже ближе к закату своей карьеры, то легенда «Гладбаха» Гюнтер Нетцер был вовлечён в бизнес параллельно своим успехам на поле - в те годы, когда дважды удостоился титула Игрока года в Германии (1972 - 1973). Оно и понятно, зарплаты футболистов были тогда намного меньше и к заработку приходилось подходить более сознательно.
Во времена своей карьеры в «Глабахе» Гюнтер Нетцер особо не беспокоился о своём имидже, вёл довольно разгульный образ жизни. Тем удивительнее, что один из талантливых футболистов своего поколения стал первопроходцем в плане бизнеса для спортсменов. На пару со своим другом-ювелиром он основал диско-клуб «Аллея Влюбленных» (Lovers` Lane). Чьим завсегдатаем был он сам, Юпп Хайнкесс, Берти Фогтс и другие некоторые известные личности того времени. Нетцер не только заглядывал в клуб на вечеринки, но и участвовал в его управлении. Девушка Нетцера разработала дизайн интерьера, а сам Гюнтер, как пишут историки, приложил руку к созданию клубной вывески.

«Не думайте, что я управлял «Аллеей Влюблённых» просто ради удовольствия! Это была финансовая необходимость. У моего клуба, «Боруссии Мёнхенгладбах», в то время был стадион всего на 2600 мест. Клуб не мог нам много платить.», — объяснял Нетцер годы спустя в интервью газете Die Zeit.
С переездом Нетцера в Испанию жизнь в клубе стала затихать. Оно и понятно - главная звезда клуба уехала и количество известных личностей в очередях у входа в клуб поредело. Не известно, когда точно Нетцер отошел от дел. Как и не понятно, получил ли Гюнтер какую-то финансовую выгоду, рассматривавший изначально клуб, как инвестицию. «Аллея Влюбленных» в 1980х годах сменила стиль (уже без Гюнтера и его жены), но новые хозяева так и не смогли вернуть статусных гостей к барным стойкам. В 1998 году клуб и вовсе закрылся.









