16 мин.

«Парни Бутрума» 10. Психолог — Джо Фэган (1983-1985)

Вступление

  1. Рождение Бутрума

  2. Прибытие

  3. Шенкли: Видение

  4. Вернуться туда, где им место

  5. Святой Грааль

  6. Снова чемпионы

  7. Перестройка

  8. Второе пришествие

  9. Герой поневоле — Боб Пэйсли

  10. Психолог — Джо Фэган

  11. Семена перемен — Кенни Далглиш

  12. Начало конца – Грэм Сунесс

  13. Воскрешение — Рой Эванс

Библиография/Благодарности

***

От парня из Бутрум до главного тренера: Джо Фэган.

Рассматриваемый многими как сердце и душа Бутрум, время Джо Фэгана пришло летом 1983 года, когда Боб Пэйсли ушел на покой. В начале сезона 1982/83 Пэйсли заявил, что выйдет из игры. Он отдал 44 года верной службы футбольному клубу «Ливерпуль», подписав контракт в 1939 году незадолго до начала Второй мировой войны, и теперь пришло время для кого-то другого. Джо Фэган, как и Пэйсли до него, на самом деле не хотел быть на виду у публики, но он знал, что ради клуба он должен продолжить династию Бутрум. Годы Пэйсли длились девять сезонов, принеся шесть чемпионских титулов, три Кубка чемпионов, Кубок УЕФА и три Кубка Лиги. Это был невероятный улов, и следовать ему будет нелегко. Во время своего правления Пэйсли также шесть раз был тренером года, но, как и Шенкли, он признал, что это была командная работа и что партнерство в Бутрум имело решающее значение.

Джон Смит, занявший пост председателя клуба в 1973 году, часто подчеркивал слово «преемственность». Совет директоров «Ливерпуля» не сомневался, что Джо Фэган ее предоставит. Когда Пэйсли в августе 1982 года объявил, что это будет его последний сезон, не было никаких предположений о том, кто станет его преемником. Все просто предполагали, что это будет следующий в череде наследования в Бутрум. Джо Фэган, однако, не был в таком восторге, и позже вспоминал: «Когда Боб решил уйти на пенсию, я испугался, что они могут попросить меня занять его место. Много лет назад я сказал, что никогда не возьмусь за работу главного тренера, что коучинг — вот мое дело. Но ведь все меняется, не так ли?» Рой Эванс думал, что Джо решил взяться за эту работу только для того, чтобы сохранить работу других членов Бутрум. Рой Эванс сказал, что Джо был для него как отец, со всем его серьезным стилем. «Он был откровенен, когда отвечал за резервную команду, а я был там игроком. Если у тебя все шло хорошо, тебя бы похлопали по спинке, а если бы это было не так, то он прямо бы тебе об этом сказал бы. Я очень восхищался Джо — у всех персонажей Бутрум были разные подходы. Шенкли думал, что он председатель Мао, Боб не мог по-всякому разговаривать, он бормотал инструкции, но люди знали, что он имел в виду, но Джо был связующим звеном между всеми ними».

Боб Пэйсли поздравляет Джо Фэгана с назначением на должность главного тренера

Алан Хансен сказал, что, когда Боб Пэйсли объявил о своей отставке, все игроки хотели, чтобы Джо стал главным тренером, и Грэм Сунесс вспоминает, что передача власти прошла «так гладко, как мы все и ожидали». Игроки, очевидно, любили Джо, но когда дело доходит до дисциплины порой это может быть проблемой. Однако это сработало: если роль Джо была «хороший полицейский», то Ронни Моран и Рубен Беннетт могли бы быть «плохими полицейскими».

Редкая фотография Джо Фэгана на скамейке запасных «Ливерпуля» с Ронни Мораном, Бобом Пэйсли (тогдашним главным тренером) и Роем Эвансом

Когда объявление о назначении Джо Фэгана попало в газеты, «Ливерпуль Эхо» опубликовала заголовок: «Парни из обувной комнаты Бутрум все еще нормально правят». В «Дэйли Миррор» заголовок гласил: «Я сам себе хозяин и сделаю работу по-своему».

В целом новость была хорошо воспринята, и Крис Джеймс из «Дэйли Миррор» сообщил, что назначение Фэгана в раздевалке было встречено радостными возгласами. Фил Нил сказал: «Джо очень популярен среди парней; он не ходит вокруг да около». Боб Пэйсли также дал свое благословение, сказав: «Я рад, что все остается в семье; распада не будет. Джо — опытный участник кампании, и у него достаточно опыта, чтобы знать, что он должен продолжать свою работу. Я не ожидаю никакого снижения стандартов на "Энфилде" — вот как сильно я его уважаю. Возможно, вы нашли меня злым и жаждущим в моих поисках трофеев, но плохая новость в том, что человек, который займет мое место, голоднее меня».

Футбольный клуб «Ливерпуль» извлек уроки из скандала после ухода Шенкли на пенсию, и Пэйсли продолжал работать в клубе в качестве директора с частичной занятостью. И, конечно же, Джо Фэган знал, что может положиться на своих товарищей по Бутрум. Приземленный скаузер теперь контролировал один из самых успешных клубов в Европе, но единственное, что для него изменилось — это то, что игроки теперь будут называть его «босс». Бутрум всегда была домом Джо, и она оставалась такой же, даже когда он занял пост главного тренера. В свой первый рабочий день, прежде чем отправиться в офис главного тренера, он заскочил в Бутрум, чтобы поболтать с Роем Эвансом, Ронни Мораном, Джоном Беннисоном и Томом Сондерсом — все было как обычно.

Однако назначение Фэгана главным тренером означало небольшую перестановку в Бутрум: после девяти лет руководства резервной командой Рой Эванс присоединился к первой команде. Человеком, которого Джо Фэган выбрал для продолжения работы Роя Эванса с резервистами, был Крис Лоулер. Лоулер был членом резервной команды Джо Фэгана в юности, прежде чем в 1963 году дебютировал за первую команду. Он знал все о «ливерпульском пути», сыграв за клуб 549 матчей. Он был честен, надежен и предан: идеальные качества, чтобы стать членом внутреннего круга, и впервые в его истории все члены Бутрум родились и выросли в Ливерпуле.

«Ливерпуль», возможно, и выиграл чемпионат и Кубок Милк (Кубок Лиги) в прошлом сезоне с Пэйсли, но Бутрум, директора, болельщики и журналисты знали, что команде нужны свежие ноги. Джон Кит, пишущий в «Дэйли Экспресс», описал работу по удержанию «Ливерпуля» на вершине как «самую сложную в английском футболе». Джо Фэган был уверен, что Джефф Твентимен и Том Сондерс найдут подходящий талант. Шенкли и Пэйсли всегда определяли тип игрока, которого они хотели, затем Твентимену и Сондерсу предстояло найти идеального игрока. По рекомендации Твентимена, первым подписанием Фэгана в июле 1983 года стал талантливый центр-хав Гари Гиллеспи из «Ковентри» за £325 тыс. После сделки с Гиллеспи Фэган написал в своем дневнике: «Просматривая профессиональных игроков, мы видим цифры (27), но не качество. У нас, возможно, есть тринадцать игроков, которые довольно хороши, но нам все же не помешал бы хороший игрок в центре поля и впереди. Искушение состоит в том, чтобы пойти и купить сейчас, но если мы подпишем неправильных игроков это может оказаться фатальным для оставшейся части сезона». Травма Иана Раша вынудила Фэгана выйти на трансферный рынок, чтобы перед началом сезона усилить свою атаку. Сделка по покупке Майкла Робинсона из «Брайтона» за £200 тыс. была быстро заключена.

Сэр Мэтт Басби и Боб Пэйсли приветствуют зрителей «Уэмбли» перед матчем за Чарити Шилд между «Ливерпулем» и «Манчестер Юнайтед», 20 августа 1983 года

Первая соревновательная игра Фэгана была против соперников из «Манчестер Юнайтед» на «Уэмбли» за Чарити Шилд (Суперкубок Англии) в августе 1983 года. Незадолго до начала игры два величайших послевоенных главных тренера, Боб Пэйсли и Мэтт Басби, кружили по полю на борту Лендровера, подняв руки вверх. Отношения между двумя группами болельщиков, возможно, и не были гармоничными, но клубы делали все возможное, чтобы успокоить ситуацию на трибунах. «Ливерпуль» проиграл матч со счетом 0:2, но Фэган и болельщики в целом были не слишком обеспокоены, так как «Ливерпуль» играл в хороший футбол, и Фэган описал это после игры как «неизбежную заминку».

Игра «Ливерпуля» в первом матче чемпионата против Волков на «Молинью» закончилась разочаровывающей ничьей 1:1, и снова Фэган был настроен философски, сказав: «Первая игра сезона всегда одна из самых сложных. У команды нет еще той резкости, которую я ожидаю позже». Он также прокомментировал в клубном журнале свое новое окружение, сидя на трибунах. «Это было странное чувство — сидеть на трибунах рядом со своим председателем, а не на скамейке запасных. Я думаю, что я был единственным человеком, который вернулся в директорскую ложу, когда Иан Раш забил через 30 секунд после перерыва. Хотя для меня это лучшее место. На скамейке так много криков, что они все равно меня не слышат! В любом случае, приятно стартовать. Я по-настоящему наслаждаюсь этой работой. Не знаю почему, но это так!»

Финал Кубка лиги 1984 года между «Ливерпулем» и «Эвертоном», 25 марта 1984 года. Главные тренеры Говард Кендалл и Джо Фэган выводят свои команды на поле

«Ливерпуль» пережил голевую засуху в первой части сезона, забив всего восемь голов в первых девяти матчах, но шлюзы открылись в конце октября, когда на «Энфилде» они обыграли «Лутон Таун» со счетом 6:0, а Раш забил пять голов. Затем Красные пошли на серьезный рывок, и соперники «Манчестер Юнайтед» просто не сумели сократить отставание. «Ливерпуль» завоевал свой седьмой титул за девять лет и третий подряд. Иан Раш побил рекорд по забитым голам, 47 раз огорчив голкиперов соперника во всех соревнованиях. Разговаривая в то время с Питером Килингом из «Ливерпуль Эхо», Джефф Твентимен вспомнил, как он подцепил молодого Иана Раша из «Честер Сити» в 1980 году. «Я наблюдал за ним шесть раз и, наконец, в выездной игре в Ротерхэме я решил, что, несмотря на его молодость, мы должны были нанести быстрый удар. Многие другие клубы сдерживались, ожидая дальнейших доказательств; и не забывайте, что "Ливерпуль" сначала подвергся некоторой критике, когда люди сказали, что £300 тыс. — это слишком много за подростка».

В начале 1984 года ливерпульская группа Frankie Goes to Hollywood достигла вершины чартов после того, как Би-би-си запретила их сингл Relax из-за его противоречивых текстов и художественного оформления. В марте 1984 года «Битлз» получили свободу в Ливерпуле, через 20 лет после того, как они покинули город, и через 14 лет после того, как они распались. Восстановленный клуб «Каверн» на Мэтью-стрит собирался вновь открыть бывший игрок Томми Смит, а «Ливерпуль» и «Эвертон» вышли в первый мерсисайдский финал Кубка лиги.

«Затем Красные пошли на серьезный рывок, и соперники "Манчестер Юнайтед" просто не смогли сократить отставание».

Финал Кубка Милк состоялся на «Уэмбли» 25 марта 1984 года и завершился разочаровывающей ничьей 0:0, но он был примечателен единством обеих групп болельщиков. Как город, Ливерпуль страдал от массовой безработицы и политических потрясений в результате монетаристской экономической политики, проводимой консервативным правительством Маргарет Тэтчер. Одним из ее предвыборных обещаний было бороться с инфляцией, которая, когда она пришла к власти в 1979 году, составляла более 20%. Для достижения этой цели правительство резко повысило процентные ставки и ввело жесткие ограничения на государственные расходы, но эти меры вызвали рецессию и массовую безработицу, особенно сильно пострадали такие районы, как Ливерпуль.

Ливерпуль избрал Лейбористский совет в 1983 году с предвыборными обещаниями выступить против политики Тэтчер, и десятки тысяч болельщиков носили красные или синие наклейки на финале Кубка Милк с надписью «Я поддерживаю Лейбористский совет». До, во время и после матча 100 тыс. зрителей на «Уэмбли» скандировали «Мерсисайд Мерсисайд Мерсисайд» — две группы болельщиков никогда еще не были так едины.

Возвращение домой Кубка чемпионов, май 1984 года

Это был акт неповиновения и уникальный символ единства в футболе перед лицом экономических трудностей. В повторном матче на «Мэйн Роуд» в следующую среду Грэм Сунесс забил единственный гол за «Ливерпуль», который четвертый год подряд завоевал для команды этот трофей. После матча Джо Фэган поспешил похвалить игроков и Боба Пэйсли, сказав: «Моя первая мысль — об игроках и тренерском штабе... никогда не забывайте, что именно эпоха Боба Пэйсли привела к этому игроков. Честно говоря, я немного смутился, когда они сказали, что хотят что-то выиграть ради меня. Наш клуб существует уже столько лет, что завоевание трофеев стало традицией, и я бы не хотел ее нарушать». Дождливым утром после переигровки Джо Фэган записал в своем дневнике: «Какой прекрасный день, независимо от того, моросит ли тут не переставая или нет! Мы выиграли Кубок!»

Это был бы не последний трофей Джо в его первом сезоне у руля. После того, как «Ливерпуль» завоевал титул, сыграв безголевую вничью на «Медоу Лейн» против «Ноттс Каунти» (после чего Джо Фэган лихо подметал раздевалку), «Ливерпулю» снова нужно было подумать о «бо́льшем». Это был бы их первый финал Кубка чемпионов с 1981 года. После двух разочаровывающих кампаний в 1981/82 и 82/83 годах «Ливерпуль» вернулся туда, где, по мнению болельщиков, им самое место. Обыграв «Оденсе», «Атлетик Бильбао», «Бенфику» и бухарестское «Динамо», они должны были встретиться с «Ромой» на своем их стадионе «Олимпико». Именно здесь команда Боба Пэйсли в 1977 году подняла трофей, и у болельщиков «Ливерпуля» остались особые воспоминания. В составе «Ромы» было несколько победителей чемпионата мира 1982 года в Италии, а также бразильцы Фалькао и Сересо.

Это был бы мой третий финал Кубка чемпионов за последние семь лет. Я отправился с 50 отличными выездными Красными в Ладисполи — морской курорт в 40 километрах от Рима, который знавал лучшие дни — и в день матча отправился в Рим на автобусе. Куда бы вы ни пошли, в городе на транспарантах было написано «Кампиони Рома», как будто «Рома» уже победила: было очевидно, что они думали, что ФК «Ливерпуль» станет их жертвенными ягнятами. Когда команды вышли на поле, атмосфера на стадионе была неистовой. Раздался первобытный рев, а затем когда взрывы и дымовые шашки усилили электрическую атмосферу, над головами болельщиков «Ромы» были подняты массивные флаги. Том Сондерс наблюдал за «Ромой» на их родине и сообщил об их впечатляющем домашнем послужном списке.

Еще один великолепный вечер в Риме. Главный тренер «Ливерпуля» Джо Фэган в окружении Криса Лоулера и Роя Эванса (слева) и Ронни Морана (справа), 30 мая 1984 года

Джо Фэган провел свою собственную итальянскую работу над «Ромой»

Вопреки всем прогнозам, «Ливерпуль» заставил «Рому» замолчать. Сунесс доминировал над Фалькао в центре поля, Фил Нил вывел «Ливерпуль» вперед через 14 минут после начала матча, но затем Роберто Пруццо сравнял счет к перерыву. Матч закончился со счетом 1:1 и ушел в дополнительное время. В серии пенальти, ставшей легендарной, вратарь «Ливерпуля» Брюс Гроббелаар притворился, что у него сдали нервы, когда игроки «Ромы» пробивали свои удары. Джо Фэган сказал Гроббелаару, чтобы тот попытался вызвать у них отвращение — и это сработало. Когда Алан Кеннеди забил свой пенальти, то все — «Ливерпуль» снова стал чемпионом Европы, а Джо Фэган выиграл знаменитый требл в своем первом сезоне. Джо сразу же обнял парней из Бутрум Ронни Морана, Роя Эванса, Тома Сондерса и Криса Лоулера. «Мы всегда были сплоченной группой, и Джо позаботился о том, чтобы это так и оставалось, — говорит Эванс. — Он вовлекал персонал во все, что делал. Мы вместе выигрывали и вместе проигрывали». Люди, которые сомневались в способности Фэгана продолжить династию, замолчали, и Джо Фэган присоединился к легендам «Энфилда».

Толпы болельщиков «Ливерпуля» собрались на Кенотафе у Зала Святого Георгия, ожидая, чтобы поприветствовать своих героев
Все улыбаются, когда Джо Фэган и его игроки из «Ливерпуля» отправляются в Брюссель на финал Кубка чемпионов 1985 года против «Ювентуса»
Тренировка на стадионе «Эйзель» перед финалом Кубка чемпионов 1985 года. Слева направо: Брюс Гроббелаар, Рой Эванс, Кенни Далглиш и Марк Лоуренсон

В сезоне 1984/85 возрождающийся «Эвертон» под руководством Говарда Кендалла сделал дубль над «Ливерпулем», обыграв их с разницей в один гол как на «Энфилде», так и на «Гудисоне». «Ливерпуль» вышел в полуфинал Кубка Англии, но вылетел после переигровки против «Манчестер Юнайтед», а поскольку в чемпионате «Эвертон» вырвался вперед на 13 очков, единственным шансом на трофеи был Кубок чемпионов. «Ливерпуль» вышел в свой пятый финал за восемь лет. Это должно было стать образцом европейского футбола, но, к сожалению, 29 мая 1985 года навсегда запомнится гибелью 39 футбольных болельщиков на ветхом стадионе «Эйзель».

Джо Фэган за несколько месяцев до конца сезона уже сообщил клубу о своем намерении уйти в отставку, и он надеялся, что к концу сезона выиграет для «Ливерпуля» пятый Кубок чемпионов. Все стороны договорились держать новость об уходе Джо в секрете до окончания финала, но в день матча она просочилась в прессу. Она даже стала новостью для остальной части Бутрум, с такой тщательностью охранялась тайна. Но если заголовки в день матча были посвящены уходу Джо Фэгана, то заголовки на следующий день были невообразимы. Я был свидетелем трагедии, разыгравшейся во время сюрреалистического вечера хаоса, неразберихи и насилия; спорадические драки на нейтральных трибунах привели к нападению болельщиков «Ливерпуля», в результате чего на полуразрушенном стадионе обрушилась блочная стена. Вспышки файеров также усилили панику, когда люди попытались спастись бегством от беды. Перед началом матча я помню, как капитан команды Фил Нил, а затем и Джо Фэган делали объявления по системе громкой связи. Сын Джо Стивен считает, что необходимость пересечь беговую дорожку и обратиться к толпе «была одной из самых сложных вещей, которые когда-либо приходилось делать папе. Должно быть, это было ужасное испытание, и, наблюдая, как ему приходится это делать, я понял, насколько серьезной стала ситуация».

Болельщики «Ливерпуля» и «Ювентуса» на площади Гран-Плас в Брюсселе в день матча
Джо Фэган обращается к толпе, призывая к спокойствию
На следующий день после катастрофы на стадионе «Эйзель» Джо Фэган выступает перед прессой у аэропорта Ливерпуля

Я наблюдал за игрой, не подозревая, что на трибунах погибли люди. Конечно, они не стали бы играть, если погибли люди? Матч побледнел до ничтожности после неприятностей, свидетелями которых я стал, и я просто хотел повернуть время вспять. Тот факт, что «Ливерпуль» проиграл матч со счетом 0:1, кажется неуместным, когда для семьи и друзей невинных жертв это была душераздирающая трагедия.

«Матч побледнел до ничтожности после неприятностей, свидетелями которых я стал, и я просто хотел повернуть время вспять».

Это также был печальный способ закончить знаменитую карьеру Джо Фэгана в «Ливерпуле». Джо лишился дара речи, и после почти 27 лет верной службы футбольному клубу «Ливерпуль» несгибаемый мужчина из Бутрум был безутешен. По словам Роя Эванса, «он до конца своих дней носил это в себе». Трагедия на стадионе «Эйзель» оставила пятно на репутации болельщиков «Ливерпуля», но она также высветила смертельные последствия футбольного хулиганства. Когда зашло солнце карьеры Джо Фэгана в «Ливерпуле», было душераздирающе осознавать, что именно так запомнятся его последние минуты в качестве главного тренера.

Плачущий болельщик «Ливерпуля» сидит у здания Ливер в центре города после катастрофы на стадионе «Эйзель»

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал