«Парни Бутрума» 8. Второе пришествие (1970-1974)
***
Первое подписание нового десятилетия вряд ли было громким событием, но оно оказалось очень дальновидным. В мае 1970 года 22-летний Стив Хейвей, быстрый вингер, был куплен у полупрофессиональной команды «Скелмсдейл Юнайтед» после того, как его заметил Джефф Твентимен. Неортодоксальный стиль игры уроженца Дублина на левом фланге оказался большим преимуществом для новой команды Шенкли. Он был выпускником, как и Брайан Холл, который также сыграет важную роль во второй великой команде Шенкли. Эту пару ласково называли «Большой Бамбер» и «Маленький Бамбер»: отсылка на ведущего Университетского конкурса Бамбера Гаскойна и маленький рост Брайана Холла.
Позже в том же году Твентимен убедил Билла Шенкли взглянуть на плодовитого бомбардира Джона Тошака, поскольку у него был европейский опыт работы в «Кардифф Сити». В своем скаутском дневнике, в записи от 6 ноября 1970 года, Твентимен написал: «Очень хорош в воздухе, делает работу, которую нам нужна». Шенкли согласился, и через неделю Тошак стал игроком «Ливерпуля», перейдя в клуб за £110 тыс. Тошак владел замечательным ударом головой, и вместе с Хейвеем на фланге все наконец-то пошло на лад.
Тошак признает, что вначале ему было трудно, так как он чувствовал на своих плечах тяжесть ожиданий. Он находился под давлением — добиться немедленного успеха на высоком уровне. Когда он приехал в Ливерпуль, первое, что сказал ему Шенкли, было: «Ты заканчиваешь воскресную школу и идешь в церковь». Тошак точно знал, что он имел в виду.
Джефф Твентимен знал, что, пока он прочесывал страну в поисках новых талантов, «Ливерпуль» не может пойти и подписать слишком много игроков стоимостью более £100 тыс. Он сосредоточился на том, чтобы найти еще одну скрытую жемчужину, подобную Стиву Хейвею, в низших дивизионах, но и судьба в этом также сыграет свою роль. Когда Энди Битти — старый товарищ Шенкли по «Престону» и управляющий босс в «Хаддерсфилде» — сообщил «Ливерпулю» о подростке, играющем за «Сканторп», Шенкли попросил Твентимена посмотреть на него. Твентимену понравилось то, что он увидел, и по его рекомендации Пэйсли, Фэган и Шенкли отправились посмотреть, как Кевин Киган сыграет во втором матче Кубка Англии между «Сканторп» и «Транмер Роверс» на «Гудисон Парк». Выбор нейтрального места для второй переигровки зависел от подбрасывания монеты, и если бы «Сканторп» выиграл жребий, то матч проходил бы на «Хиллсборо», а не на удобном «Гудисон Парк», и Бутрум, возможно, никогда бы не увидела молодого Кевина Кигана. Основываясь на доказательствах этой единственной игры, все они согласились, что у него были качества игрока «Ливерпуля», и в мае 1971 года они купили его за £33 тыс. «Ливерпулю» везло с подбрасываемыми монетками.
Благодаря всем преобразованиям и перестройкам, в сезоне 1970/71 «Ливерпуль» занял достойное пятое место, а также сумел выйти в финал Кубка Англии. В захватывающем полуфинале на «Олд Траффорд» они обыграли «Эвертон» со счетом 2:1, Брайан Холл и Алун Эванс забили по голу после того, как «Ливерпуль» уступал своим соперникам со счетом 0:1.
В финале выглядевшему по-новому «Ливерпулю» предстояло встретиться с «Арсеналом» Берти Ми, который только что выиграл чемпионат и опережал «Ливерпуль» на 14 очков. Шенкли выставлял молодую команду и даже прокомментировал: «Мы приехали на "Уэмбли" с командой мальчиков». Со всей своей молодежью «Ливерпуль» показал решительную игру, и в основное время счет был 0:0. Когда Хейвей вывел «Ливерпуль» вперед на 92-й минуте, казалось, что они могут поднять Кубок под отнимающим энергию солнцем. Однако голы Эдди Келли и Чарли Джорджа выиграли Кубок для «Арсенала» на последних минутах матча. Шенкли подумал, что «Ливерпуль» просто выбросил его. «Мы выиграли игру, когда Хейвей забил свой гол, — сказал он впоследствии. — Все было кончено. Я бы поставил четыре к одному на то, что "Арсенал" забьет. В таком положении, как это, я думал, что никто не сможет победить нас». Единственным утешением для «Ливерпуля» было то, что они были молодой перестраивающейся командой.
Возвращение команды домой на следующий день вошло в фольклор футбольного клуба «Ливерпуль». Шенкли вернулся домой со своими побежденными игроками при замечательном собрании людей. Все было так, как если бы они выиграли Кубок, и я никогда этого не забуду. Я был там школьником с широко раскрытыми глазами, и хотя я был безутешен от поражения, речь Шенкли на ступенях Зала Святого Георгия заставила всех нас почувствовать, что слава не за горами. Поблагодарив болельщиков за их замечательную поддержку, он сказал: «С тех пор как я приехал сюда, в Ливерпуль, и на "Энфилд", я снова и снова вдалбливал нашим игрокам, что им выпала честь играть за вас, и если они мне не верили, то верят мне сейчас». Он пообещал вернуться на «Уэмбли», чтобы поднять Кубок, и мы все ему поверили.
В конце сезона в Бутрум произошла перестановка. Благодаря успеху Джо Фэгана в качестве тренера резервной команды, его вклад был официально признан повышением в первую команду в качестве тренера. Боб Пэйсли был назначен помощником главного тренера, а Ронни Моран был назначен ответственным за резервистов. Моран только что завершил свою карьеру в резервной команде, но все еще был полностью предан делу «Ливерпуля». В качестве тренера первой команды Джо Фэган продолжал посещать тренировки, но теперь ему была предоставлена большая практическая роль с игроками первой команды. У большинства клубов были четко определенные роли для каждого тренера, но в «Ливерпуле» все вмешивались и все поддерживали друг друга.
Финал Кубка 1971 года был большим разочарованием, как вспоминал Ларри Ллойд: «Мы все были в слезах, и в такой момент тебе кажется, что ты никогда не оправишься». Но они восстановились, и именно Кевин Киган стал катализатором второй великой команды Шенкли. На предсезонной тренировке стало очевидно, что Киган не будет готовиться с резервистами, как все остальные. Киган сыграл всего в трех играх за резервную команду; за неделю до начала сезона он отличился в одной из традиционных игр первой команды против резервной. Обычно эти игры были ничего не значащими, потому что резервисты выкладывались на полную, в то время как первая команда просто пыталась избежать травм. В одном матче, когда он играл за первую команду, Киган оббежал опытного Иана Росса, поэтому Шенкли и решил выпустить его в старте в первой игре сезона. Болельщики мало что знали о Кигане, и когда он прибыл на «Энфилд» для своего дебюта в «Ливерпуле», даже один из стюардов отказался поверить, что он был игроком «Ливерпуля». «Я никогда не забуду свой дебют, — вспоминал Киган. — На "Энфилде" было пятьдесят тысяч, а я забил на тринадцатой минуте, причем перед трибуной "Коп". Лучше и быть не могло... невероятно. Как в сказке».
Кевин Киган зажег новую команду, и в сезоне 1971/72 партнерство Тошака и Кигана расцвело. «Ливерпуль» был очень близок к победе в чемпионате. «Ливерпулю» нужно было обыграть «Арсенал» на «Хайбери» в последней игре сезона, чтобы обогнать «Дерби Каунти» Брайана Клафа в борьбе за титул. «Ливерпуль» обстреливал ворота «Арсенала», и, когда до конца матча оставалось две минуты, Киган прострелил на Тошака, а тот открыл счет — 1:0. «Ливерпуль» думал, что выиграл титул, пока судья Роджер Киркпатрик не отменил гол из-за офсайда. Шенкли назвал это дьявольским решением. «Этот человек лишил нас титула Первого дивизиона, — бушевал он после финального свистка. — Это душераздирающая вещь, случившаяся с моими молодыми парнями после их великолепного испытания». Шенкли сказал, что игра «Ливерпуля» была безупречной, и они сражались как тигры, но одно было несомненно: «Ливерпуль» был на подъеме, и не пройдет много времени, как они снова начнут поднимать трофеи…
Настроение в лагере на предсезонной тренировке в 1972 году было приподнятым. Состав «Ливерпуля» был укреплен благодаря приобретению опытного полузащитника Питера Кормака за £110 тыс. из «Ноттингем Форест», что было повторением клубного рекорда, установленного подписанием Джона Тошака. Шенкли назвал Кормака последним кусочком головоломки. Брайан Холл, окончивший школу резервистов под бдительным оком Бутрум, чтобы стать важной частью команды 1972/73, вспоминает: «В лагере всегда царил большой оптимизм, и в начале сезона 72/73 он ничем не отличался. Такова уж была натура Билла Шенкли. Он внушал ребятам доверие. Если он сказал нам один раз, он сказал нам тысячу раз, что мы были величайшими».
После нескольких игр в резервной команде Питер Кормак был вызван в первую команду, и Брайан Холл уступил ему место. Впервые за несколько лет «Ливерпуль» более или менее взяла себя в руки: Клеменс, Лоулер, Линдси, Смит, Ллойд, Хьюз, Киган, Кормак, Хейвей, Тошак и Каллагэн. Местная молодежь, которую готовили в резерве, такие как Фил Томпсон и Фил Бурсма, стучалась в дверь первой команды, равно как и всегда надежный Брайан Холл. Акцент был сделан на командной работе, и Кевин Киган утверждает, что команда 1970-х годов была «одной из величайших из всех пасовых команд». «Ливерпуль» выиграл рекордный восьмой титул чемпионата, опередив «Арсенал» на три очка и на семь опередив «Лидс».
В начале семидесятых я начал ходить на матчи самостоятельно, и я был на домашней игре против «Лестера», когда «Ливерпуль» завоевал титул. Я никогда не видел ничего подобного ни до, ни после. Я стоял в очереди с полудня, чтобы попасть на «Энфилд» и получить свое место на барьере около середины трибуны «Коп». Я всегда старался сидеть на барьерах, так как был слишком юн (и мал ростом!), чтобы что-то увидеть. Атмосфера была невероятной, и, несмотря на то, что это была скучная встреча, закончившаяся со счетом 0:0 против «Лестера», мы были там, чтобы приветствовать вторую великую команду Шенкли.
Круг почета превратился в хаос, когда тысячи людей выбежали на поле, чтобы чествовать своих героев. Общение между Шенкли и болельщиками было невероятным, имя Шенкли пели с трибуны «Коп» на мелодию песни Amazing Grace. Это чувство было взаимным — Шенкли тоже обожал фанатов. В этот день имя Билла Шенкли было по-настоящему увековечено.
Шенкли сказал, что завоевание этого титула доставило ему больше удовольствия, чем два предыдущих в середине шестидесятых, просто потому, что ему пришлось перестраивать команду. В сезоне 1968/69 «Ливерпуль» был близок к тому, чтобы выиграть трофей, заняв второе место, и они заняли третье место в 1970/71, но они ничего не выигрывали в течение семи лет. К счастью, в те дни, когда еще не было социальных сетей и 24-часового спортивного освещения, болельщики, казалось, были готовы позволить Бутрум продолжать свою работу и восстановить династию, которая долгие годы будет доминировать внутри страны и в Европе.
После достижения внутренней славы у «Ливерпуля» было менее двух недель, чтобы подготовиться к первому матчу Финала Кубка УЕФА против менхенгладбахской «Боруссии» на «Энфилде» 9 мая. После своего разочарования в финале европейского Кубка обладателей кубков 1966 года «Ливерпуль» продолжал участвовать в европейских соревнованиях, но больше никогда не выходил в финал. Это была возможность для нового потомства Шенкли достичь того, чего команда 1960-х годов никогда не могла сделать, и завоевать желанный европейский трофей. И снова погода окажет огромное влияние на игру. Удивительно, но в первом матче для того, чтобы сыграть против немцев на «Энфилде» Брайан Холл был выбран в состав вместо Джона Тошака. Однако всего через 27 минут матч был прерван, так как проливной ливень сделал поле непригодным для игры. На следующий вечер Тошак вернулся в команду, так как Бутрум обнаружила слабое место в немецкой обороне в воздухе. Кевин Киган, описанный журналистом Гарри Миллером в репортаже о матче в «Дэйли Миррор» как «борзая в футбольных бутсах», объединился с Тошаком, чтобы разорвать немецкую оборону на части в течение безумных 12 минут в середине первого тайма, в котором Киган забил дважды. Киган также не забил с пенальти, который дал бы ему заслуженный хет-трик, но во втором тайме угловой Кигана нашел голову Ларри Ллойда, и «Ливерпуль» ко второму матчу получил преимущество в три мяча.
В Германии классная «Боруссия» повела со счетом 2:0 в первом тайме, но во втором, казалось, выдохлась, и «Ливерпуль» удержался, чтобы поднять свой первый европейский трофей. «Ливерпулю» потребовалось восемь лет и ряд горьких разочарований, чтобы поднять европейский трофей, и после матча Шенкли заявил: «В следующем сезоне мы снова в Европе, играем в соревновании номер один, в Кубке чемпионов — теперь для чего-то большого». Несмотря на то, что публично Шенкли заявил, что титул был хлебом насущным для футбольного клуба «Ливерпуль», он по-настоящему хотел выиграть Кубок чемпионов. Его преследовал кошмар Милана 1965 года, и он хотел все исправить. Он создавал команду, способную к европейской славе.
Когда «Ливерпуль» возвращалась домой их встречали невероятные сцены. Они прибыли рано утром, и аэропорт Спик был полон болельщиков. Шенкли сказал, что встреча с ними сделала все это стоящим, но это было ничто по сравнению с приветствием, которое они получили позже в тот же день, когда автобус с открытым верхом отправился из «Энфилда» в библиотеку Пиктона на Уильям-Браун-стрит в центре города после 16-километровой поездки с кортежем.
ФК «Ливерпуль», возможно, и был на подъеме, но осенью 1973 года, после ряда антиинфляционных мер консервативного правительства (избранного в 1970 году при Теде Хите), разразился международный нефтяной кризис. В связи с неожиданным нападением арабов на Израиль и требованием шахтеров соблюдать правила труда для экономии энергии была введена трехдневная рабочая неделя. Когда начались отключения электроэнергии продажи свечей достигли небывалого максимума. Футбольные матчи при свете прожекторов были запрещены, а отключение электроэнергии было нормой. В декабре 1973 года правительство объявило о ряде чрезвычайных мер, включая ограничение скорости в 80 километров в час на всех дорогах; сокращение уличного освещения; и ограничение нагрева до 17°C во всех офисных и коммерческих помещениях, включая Мелвуд и «Энфилд». Только основные услуги были освобождены от этих мер, но, к счастью, в марте 1974 года ограничения были сняты, и все постепенно вернулось в нормальное русло.
Несмотря на то, что в предыдущем сезоне «Ливерпуль» выиграл кубковый дубль, выиграв трофеи внутри страны и в Европе, футбол развивался, и стиль футбола, который «Ливерпуль» испытал в декабре 1966 года против «Аякса», был широко принят на континенте. «Ливерпуль» хорошо стартовал в Кубке чемпионов, обыграв в первом раунде «Женесс Эш» из Люксембурга со счетом 3:1, но мечта Бутрум об успешном выступлении в Европе рухнула во втором раунде, когда они встретились с «Ред Стар Белград». Югославская команда продемонстрировала великолепный футбол, играя от защиты и превосходя «Ливерпуль» в обоих матчах, выиграв в совокупности со счетом 4:2.
На следующее утро после домашнего матча к Биллу Шенкли в Бутрум присоединились Боб Пэйсли, Джо Фэган, Рубен Беннетт и Ронни Моран для разбора полетов. Это оказалось одним из самых важных совещаний, когда-либо проводившихся в Бутрум. Все высказали свои мысли, и все пришли к единому мнению, что если они хотят добиться успеха в Европе «Ливерпулю» необходимо адаптировать свой стиль игры. Они должны были быть более терпеливыми и начинать атаки от защиты. «Лучшие европейские команды показали нам, как эффективно выходить из обороны, — вспоминал позже Боб Пэйсли. — Скорость их движения была продиктована их первым пасом. Мы должны были научиться быть столь терпеливыми и думать о следующих двух или трех ходах, когда у нас был мяч».
Решив принять континентальный стиль футбола, замедлив ход игры, Бутрум опередила футбол в Англии. На топких полях Первого дивизиона это было смелое решение, но в то же время это был разумный шаг, который в ближайшие годы сослужит им хорошую службу. Новый стиль игры означал, что старомодный центральный полузащитник ушел в прошлое, а умелый при обращении с мячом Фил Томпсон заменил Ларри Ллойда. После своего разочаровывающего вылета из еврокубка «Ливерпуль» сосредоточился на том, чтобы попытаться наверстать упущенное в борьбе с «Лидс Юнайтед». «Лидс» великолепно начал сезон 1973/74, чтобы попытаться завоевать титул, а сочетание травм, дисквалификаций и неоднозначной формы оставило «Ливерпуль» лишь желающими догнать их. Именно в этом сезоне Рой Эванс провел два последних матча за первую команду, прежде чем его убедили перейти на тренерскую работу. По ходу сезона форма «Ливерпуля» улучшалась, но они не сумели догнать «Лидс Юнайтед», который финишировал на пять очков впереди занявшего второе место «Ливерпуля».
Но они никогда не выглядели так, словно могли упустить победу в финале Кубка Англии. Верная своим словам на ступенях Зала Святого Георгия в 1971 году, Красная Армия Шенкли вернулась на «Уэмбли», чтобы встретиться с «Ньюкаслом», победив по пути «Донкастер Роверс», «Карлайл Юнайтед», «Ипсвич Таун», «Бристоль Сити» и «Лестер Сити». Новый континентальный стиль игры «Ливерпуля» идеально подходил для поля «Уэмбли». В предматчевой подготовке доминировал Малкольм Макдональд и его обещание разрушить оборону «Ливерпуля», а это означало, что не было необходимости в каких-либо командных разговорах. Шенкли просто прикрепил статью, написанную Макдональдом, с заголовком «Мы собираемся выиграть Кубок», на доске объявлений командного отеля. «Ну вот, парни, — сказал он. — Вот что они собираются с нами сделать». Это был один из самых односторонних финалов, которые кто-либо может вспомнить, «Ливерпуль» шел к победе со счетом 3:0, демонстрируя футбол в континентальном стиле. Будущее выглядело светлым — никто не мог себе представить, что их ждет!
***
Приглашаю вас в свой телеграм-канал