5 мин.

Future in the Past

Невысокий, лысеющий и крайне влиятельный человечек с длинным горбатым носом объявляет свои задачи в итальянской футбольной регате:

«Милан» должен побороться за чемпионство. И никаких оправданий»

Что скажете вы? Лично мне эти слова по своей логической окраске напоминают мечтательные стенания опустившегося семидесятилетнего старикана, который подметает каждый вечер в опустевшем музее театра «Ла Скала». Но человечек, произнёсший это, не простой уборщик, и выступает он не перед статичными изображениями невозмутимых примадонн и теноров. Нет-нет, это совсем другой случай. Улыбаясь навстречу десяткам камер и тысяч глаз, горделиво вышагивая к своему августейшему трону, премьер-министр, богач и капиталист Сильвио Берлускони говорит примерно вот что:

«Мы должны на равных соперничать с «Интером», игроки которого стоят почти 372 миллиона евро, и «Ювентусом», потратившего на приобретения почти 50 этих миллионов. Я убеждён, что с нашим старым, пенсионным, в большинстве своём медлительным составом мы можем добиться самых высоких результатов. И пускай сейчас это кажется сложнее, чем штурмовать Эверест без кислородных баллонов – неважно. Я знаю, что на самом деле мы сильны, я верю и полагаюсь на нашего нового неопытного тренера».

Идиотизм? Не то слово. Но только на первый взгляд.

Президент «Милана» хитёр. В то время как ведущие владельцы клубов тратят огромные деньги на архитекторов и материал для своих водных посудин, Берлускони собирается побеждать по старинке – он приглашает молодого квалифицированного плотника, чтобы тот отстроил яхту, способную пересечь туда и обратно самые глубокие и опасные моря Серии А, не сев нигде на мель, не натолкнувшись на скалы. В распоряжении Аллегри много разной древесины, но почти всю её отличает одна особенность – она либо очень старая, заплесневелая, либо сырая, ещё непригодная для дальних путешествий. Тренер очень старается, и, если судить по матчу с «Барселоной», каравелла у него (особенно сзади) вышла большая и надёжная, хотя хода ей пока ощутимо не достаёт. Впрочем, это не удивительно. Сравните только его лёгкое непритязательное судёнышко с гигантским танкером «Интернационале», трансферное водоизмещение которого на сей раз составило целых 160 миллионов евро. В пылу борьбы за чемпионство миланисты не должны забывать, что единственная их надежда лежит на новом командоре Бенитесе, известном своим умением развалить любой коллектив. Как это было в «Ливерпуле», где он довёл своих матросов до пиратского бунта, так что все они (даже беленькая девчоночка Торрес) принялись курить бамбук и глотать ром.

Другой серьёзный соперник – выкрашенный в чёрно-белые цвета лайнер под названием «Ювентус» - вступает в сезон с дырами в обшивке, которые никто не удосужился залатать, и с новым капитаном, возглавлявшим ранее лишь небольшие лодочки. Более того, накануне старта регаты её покидает один из ключевых моряков - Диего, и нет никакой ясности, собираются ли его кем-то заменять. Глупая продажа, на мой взгляд -впрочем, чего можно было ожидать от руководства, где явно не хватает умного и прожжённого деляги, каким был Лучано Моджи. Как бы «Юве» не повторил судьбу легендарного корабля «Мэри Роуз», гордости английского флота, которая при первом же порыве ветра перевернулась и затонула…

Круг соискателей призовых мест в этом году как никогда широк. Ведь и «Наполи», и «Рома», и «Фиорентина», и «Дженоа», и «Лацио», словно незаметные и быстроходные подводные лодки, могут составить «Милану» серьёзную конкуренцию в борьбе за место в Лиге Чемпионов. Не обладая столь титулованным подбором игроков, они собираются взять своё искренностью, желанием и грамотной игрой, и, без сомнения, ещё потреплют нервы трём признанным фаворитам турнира.

В предсезонке работы у Аллегри было хоть отбавляй, и пока совсем не ясно, успешно ли сдан экзамен по расстановке и тактическим построениям. Дело в том, что миланские динозавры настолько колоритны и индивидуальны, что заставить их играть в какой-то принципиально новый футбол практически невозможно. В этом их сила (а чем же ещё объяснить относительный успех «Милана» в прошлом году, когда капитаном на корабле с бухты-барахты назначили желторотого бразильского юнгу, годного лишь на красноречивые излияния в раздевалке?), но с другой стороны, это их слабость, которая может не позволить клубу подняться выше третьего места. В миланскую кровь давно уже пора добавить новых эритроцитов, и есть сомнения в том, что Боатенг, Сократис и Амелия окажутся теми, кого болельщики на Сан-Сиро так долго ждали. Но Аллегри сумел удивить. Все новички вошли состав как влитые, особенно Йепес, приобретение которого все оценили как попытку Берлускони наладить деловые отношения с колумбийским наркокартелем. Ан нет, в товарищеских матчах он выглядел ничем не хуже Несты, уверенно играл в отборе и на втором этаже и вполне способен претендовать на место в основном составе. Ему бы только мачете в руки – и был бы классический южноамериканский борец за справедливость, которая на сегодня такова: «Милан» обязан взять то, что ускользало от него почти семь лет, взять или хотя бы побороться на равных до самого последнего тура, чтобы даже Марко Матерацци, скрипя извилинами в мозгах, шепнул на ухо Массимо Моратти:

- Они были не менее достойны, чем мы. Просто их президент тратит меньше денег, вот и всё.

Тем не менее, Сильвио Берлускони человек пускай и алчный, но искренне любящий своих отпрысков и не скупящийся на подарки. В прошлом году презентом любимому клубу мог оказаться человек с настоящей пиратской фамилией Фабрегас, а сегодня все говорят о другом известном разбойнике и бедокуре – Златане Ибрагимовиче. Лебедь из Мальмё может стать той самой малостью, которая отделяет «Милан» от активной борьбы за скудетто. Вписываться в незнакомую среду, как некогда забивному Хунтелару, Ибрагимовичу вообще не придётся. Он всегда блистал в Италии и против Италии, этот высокий эгоцентричный швед, – в «Юве», и в «Интере», и в своей сборной, и хотя фанаты вряд ли полюбят его, как Джорджа Веа и Пиппо Индзаги, посильную помощь оказать он может ого-го какую.

«Милан» обладает одним качеством, которое пуще всего ценится в нынешнем веке, когда на место храбрых корсаров и флибустьеров приходят арабские негоцианты с толстыми карманами и неуемными амбициями, и за лучших футбольных адмиралов надо платить и платить; когда же капиталов нет, приходится отступать на задний план, расставаясь с завоёванным потом и кровью величием. «Милан – важнее денег» - сказал Дэвид Бекхэм, и очень хочется с ним согласиться. В далёком будущем, когда от футбола останутся одни воспоминания и пожелтевшие записи, все забудут имена и кошельки нефтяных шейхов, скупающих историю один за другим. Но будут ли помнить храброе красно-чёрное сердце Дженнаро Гаттузо? Будут.