Артем Лежеев: «Это были лучшие полтора часа творчества»
Начинать сезон всегда непросто. А начинать его первым — вдвойне. В этом году первопроходцем нашей сборной стал Артем Лежеев. Но не только непривычно ранний старт соревновательной практики стал для спортсмена "новинкой" сезона. Что ещё интересного произошло в жизни фигуриста, за какие он взялся начинания — узнаете из нашего интервью.
— Артем, ты начал сезон намного раньше других, у тебя позади уже несколько стартов. Расскажи о своих ощущениях.
— Начать сезон так рано было спонтанным решением и, как я считаю сейчас, абсолютно верным. Для сравнения, прошлый сезон я начал где-то в конце октября, и это было достаточно поздно. Из-за травмы я, к сожалению, не мог приступить ни к тренировочной, ни к соревновательной деятельности. Так что этот сезон я решил даже из принципа начать раньше, и я доволен.
Входить в новый сезон всегда тяжеловато, лично для меня. Ты можешь демонстрировать достаточно неплохую форму и прокаты на тренировках, но нет ничего лучше соревновательной практики. Самая лучшая тренировка – самый худший старт.
— Как ощущения от твоих уже прошедших стартов?
— Изначально, подготовка к первому старту проходила в авральном режиме. Начиная с организационных моментов, заканчивая пошивом костюма для произвольной программы.
К тому же, у нас еще были контрольные прокаты в Санкт-Петербурге. Там мне по крайней мере дали детализацию оценок. Соревновательного момента не было, но картинка по баллам все равно складывалась.
Второй старт, по сути, позвонил внести коррективы в подготовку после первого: исправить те огрехи, которые были нетипичны для тренировочного процесса, но вылезли на старте.
— Насколько полезны были прокаты сборной Санкт-Петербурга? Это пошло в плюс?
— В системе подготовки – да. Но были вопросы по организации... Лучше было бы сделать их открытыми, как прокаты сборной команды России.
— Без зрителей на трибунах кататься было сложнее?
— Конечно, когда есть зрители, намного легче. В таком случае уже присутствует момент общения. Я, конечно, понимаю, что технические специалисты – те же зрители, но они есть и на обыкновенных турнирах. На мой взгляд, намного лучше, когда и соревновательный, и зрительский элементы сочетаются.
— Возвращаясь к разговору о твоих первых стартах... Почему ты решил отправиться в Бангкок? Довольно нетипичный выбор.
— На сборах в Латвии я промониторил календарь соревнований. Мы тогда начали хорошую работу по подготовке к сезону. Мне к тому моменту сказали, что я не вхожу ни в основной состав сборной, ни в запас, а квота на турниры серии Challenger будет распределена между спортсменами сборной команды России. Меня такой расклад не очень устроил, и я решил действовать.
С Бангкоком все получилось просто. Я люблю иногда планировать путешествия заранее. Мы взвесили все за и против, поняли, что по срокам успеваем подать туда заявку, а все остальное зависело уже от меня: покупка билетов, бронь отеля.
Самое интересное произошло с костюмом. Мы вернулись со сборов. Оставалось дней 10 до старта. Отправились в ателье, сняли мерки, получили эскиз, утвердили его. А после небольшой паузы сказали, что есть одно маленькое но: выезжать на старт нужно через 9 дней. В итоге, костюм был готов в день вылета. Я получил его в три часа дня, а в девять вечера уже должен был быть в аэропорту. Думаю, некоторые фигуристы меня поймут. Знаю, что у коллег по цеху такое тоже случалось.
— Что было самым запоминающимся в Бангкоке?
— Частью впечатлений, так сказать, по горячим следам, я поделился в своем блоге на портале «Flutz». Сами соревнования ничем особенным не отличались от обычных, регламент был соблюден. Были положительные моменты, связанные с приложением турнира. Это оказалось удобно.
Так как соревнования транслировались на местном телевидении, время стартов организаторы подгоняли под эфирное. В связи с тем, что это был первый международный турнир для Бангкока, для организаторов все было в диковинку, и возникали некоторые сложности. Заметны были трудности с материальной базой. Те, кто выступал на больших катках, приехав туда, очень удивлялись происходящему, но никакого недовольства не было. Недовольство вызывало только качество льда.
— Ты ведь отправился на этот турнир без тренера...
— Да, это тоже был интересный опыт. Весьма необычные ощущения. Понятно, что это некоторая степень самостоятельности, но все же тренер должен присутствовать с тобой. Кажется, что ты делаешь свой обыкновенный ритуал, что все должно быть нормально. Идет разминка, шнуровка коньков, подготовка за одного человека... Но какого-то элемента не хватало.
А от самих соревнований у меня очень приятные впечатления. Было много зрителей, все доброжелательные, поддерживали. Я был очень удивлен флагу России на трибунах. Думаю, японцы с собой привезли. Было приятно.
— У тебя эта поездка получилась очень насыщенной, ты успел побывать и на семинаре с участием Миши Джи и Петера Грюттера. Чем он был полезен?
— Попадание на семинар вообще оказалось очень неожиданным. Я, грубо говоря, уже планировал туристический маршрут по Бангкоку. Как встану утром и поеду в центр, чтобы посетить главный буддистский храм. Пытался накидать маршрут, как туда добраться. Каток и отель находились достаточно далеко от центра. В Бангкоке всего 2 линии метро, которые между собой не связаны. В центре города хорошая логистика, а дальше надо переправляться через реку. Это было бы достаточно большое путешествие.
И тут, в день произвольной приехал Миша Джи. Я очень удивился, когда мне об этом сказали. Я слежу за его инстаграмом и видел, что он был на другом конце мира. Так что шутка про телепорт тут весьма актуальна.
Когда мы встретились и нас познакомили, я спросил, возможно ли поприсутствовать на семинаре, в любом качестве. В итоге, я смог поучаствовать в нем в полной мере и на льду, и вне его.
На таком семинаре я оказался тоже впервые. Лекции проводились на английском, а мой уровень владения этим языком недостаточно высок. Но в целом все было понятно, так как показывали много примеров.
Затем были тренерские лекции Петера Грюттера. Сначала теоретические, он показывал все на доске, а затем практические. Миша предупреждал, что, возможно, все это будет для меня, как для профессионала, достаточно просто. Как азбука, на которой ты разговариваешь, а тебя учат ей заново. Но было очень полезно, так как в некоторых вопросах подход сильно отличался.
— Ты неоднократно отмечал, что тебе импонирует то, как Миша Джи катается, а также как он создает свой имидж. Удалось с ним пообщаться?
— У нас не было возможности толком пообщаться, потому что Миша непосредственно участвовал в семинаре. Скорее он подсказывал мне что-то в процессе. Мы могли обсудить общие моменты. Ну и пару личных вопросов я задал, которые были интересны мне и важны для понимания личности, формирования представления о человеке. Остальное я восполнял за счет наблюдений со стороны.
Миша поразил своей невероятной коммуникабельностью. Например, после произвольной программы к нему подошли сфотографироваться и взять автограф человек сто. И с каждым, несмотря на то, что там были японцы, китайцы, тайцы, Миша успевал еще пошутить, узнать, как дела, при этом переключаясь то на китайский, то на английский.
— В последнее время ты снова стал активен в социальных сетях: инстаграм, твиттер... Помимо этого у тебя появился свой блог на «Flutz». Как возникла эта идея? Как согласился на эту авантюру?
— Идея насчет блога возникла весьма спонтанно. Мне это предложение поступило в шуточной форме. Я и сам понимал, что не хватает какого-то мнения, высказываний с точки зрения фигуристов. Даже неоднократно рассуждал по этому поводу. Поэтому решил, что, в принципе, мне есть, что сказать людям со своей стороны, нужно попробовать.
До сих пор пытаюсь разобраться, как этот механизм работает. Все еще в процессе. Это как ребенку дали игрушку, и он пока не знает, что с ней делать. Возможно, потом я продвинусь в этой области.
— Как тебе удается работа над текстами?
— Здесь очень интересная история. Как выяснилось на практике, это очень сложно. Когда я писал первый пост в блог, это были просто мои мысли, которые я забил себе в заметках в телефоне. Потом я понял, что нужно это довести до какого-то логичного завершения. И тут всплыла моя неопытность в этом деле: нужен был заголовок, фотография.
Журналистского образования у меня нет, поэтому для меня все было в диковинку. Постепенно, наверное, уже к третьему тексту мне стало проще. Опыт появился.
Зачастую все посты были написаны в то время, когда я куда-то ехал в метро или летел на самолете. Меня в такие моменты ничто не отвлекает, я полностью вовлечен в процесс. Так мои тексты и складываются. Мысли приобретают форму, и доходят до читателей.
— Кстати, говоря о твоих читателях, и людях, которые стали следить за твоими выступлениями. Насколько ты чувствуешь сейчас отдачу с их стороны?
— Я был крайне поражен энтузиазмом многих людей и фидбэком. Мне несложно поддерживать обратную связь. Одностороннее ведение социальных сетей – весьма грустная история, и ни к чему хорошему не приводит. Я действительно рад всему, что приходит от наших болельщиков и от зарубежных.
Возможно, это будет провокационно сказано, но чувствуется разная культура «боления» в разных странах. У нас есть такая закономерность, что если ты показываешь высокие результаты, то «ты на коне». Все остальное просто не имеет смысла. Тебя могут просто не замечать, не обращать внимания или смешивать с грязью, перемалывать кости.
В других странах, где нет фигурного катания или где оно не так сильно развито, присутствует огромное уважение к спортсменам. Да к любому человеку, который старается заниматься своей деятельностью, насколько ему позволяют возможности.
Также я заметил большую разницу в восприятии. У нас некоторые спортсмены боятся сказать слово, потому что знают, что они получат в ответ. Из-за этого многие молчат. Внутренняя самоцензура очень велика. Зарубежные спортсмены – совсем другая история. У них все проще. Это можно легко заметить даже в социальных сетях. Сейчас завела твиттер Лиза Туктамышева. Наглядный пример того, как фигурист взаимодействует с публикой. Лиза часто пишет с иронией, которая подается очень уместно, классно, смешно и поднимает настроение. А что еще нужно людям?
— Ты неоднократно делился в инстаграме фотографиями, видео со своими маленькими учениками. Какого тебе быть в роли тренера, стоять по другую сторону бортика?
— Я пока не назвал бы это тренерской работой, скорее репетиторством. Я постоянно держу связь с тренерами спортсменов и просто подтягиваю какие-то компоненты. В том числе таким образом я и себя тестирую, как смогу в этой роли дальше двигаться и развиваться.
— И как ощущения?
— Сейчас мне легко, потому что я сам выступаю. У спортсмена, который катается, свежие ощущения, есть понимание, как это все работает. Я могу разговаривать на одном языке со спортсменом. Не всегда академичный язык, который использует тренер, понятен.
Сейчас я попытался освоить сведение музыки для программ. Когда был на сборах, успел попробовать свести парочку композиций, и их одобрили. Пробую ставить программы. Я наблюдаю за тем, как это делают лучшие постановщики в мире, перенимаю опыт, фишечки.
— Кстати, Миша Джи ведь сам ставил себе программы. Не хотелось бы и тебе попробовать это?
— На самом деле, в этом сезоне в постановке произвольной программы принимали участие 4 человека: Юлия Львовна Кулибанова, Юрий Гамлетович Ананян и непосредственно я. Плюс, хореографическую дорожку мне поставил Алексей Козлов, который часто помогает нам и группе Валентины Михайловны работе над скольжением.
Хореографическую дорожку мы поставили за полтора часа. Это был конец сезона, у нас был лед... Пришел Юрий Гамлетович, Алексей и я. Это были лучшие полтора часа творчества за всю мою практику. Идеи приходили со всех трех сторон. В тот момент я не ощущал себя действующим лицом, так как мы все предлагали варианты, а потом кто-нибудь напоминал: «Тебе же это потом еще скатать надо».
Потом, естественно, вносились коррективы. Наш коллектив постепенно работал над программой и продолжает это делать. Первые старты дали новую почву для размышлений. Работа идет непрерывно.
— Получается, что на данный момент ты тренируешься сам, тренируешь детей, учишься в магистратуре и еще ведешь свой блог. Как справляешься с многозадачностью?
— Это очень хороший вопрос. Я даже начал читать книги о тайм-менеджменте. Мне нужно учиться грамотно организовывать время. Постепенно это приходит. Появляется свой опыт, плюс, стараюсь брать во внимание опыт других людей. Всегда в непростые моменты думаю о том, что у кого-то сто процентов, была ситуация хуже, чем у меня. Стараюсь что-то подчерпнуть у знакомых, что-то в книгах.
Всегда надо четко строить свое расписание. Занятость у меня сейчас достаточно высокая, и надо стараться делать так, чтобы продуктивность от этого не страдала.
— Спасибо и удачи!
Поздравляем Артема с Днем рождения и желаем дальнейших успехов, развития и продвижения в интересных областях! Побед, здоровья и спортивного везения!
Беседовали: Анастасия Кузьмина, Юлия Гладких
Фото: tulup.ru