10 мин.

Денис и Стефан трудятся над «пирогами» (Часть 1)

«Здравствуйте», «Рад вас видеть», «Как дела?», «Хорошая погода сегодня», «Не солнечно, не дождливо, немного прохладно…», «Сегодня 1 апреля…»

Денис Васильев и Стефан Ламбьель сидят со мной в пресс-центре «Хартвалл арены» в Хельсинки и дурачатся с моим диктофоном. Мне вдруг вспоминается: Юношеские Олимпийские Игры в Инсбруке, в битком набитом автобусе и с пятнадцатью минутами пути до катка в запасе – за это время мне нужно было завершить Интервью всей моей жизни. Я очень усердно трудилсась над тем, чтобы подготовить его. Это должно было быть интервью, подводящее итог соревновательной карьере Стефана. К сожалению, сам Стефан был просто не настроен на серьезный разговор, вместо этого он смешно менял голос и говорил на мой диктофон, по-русски. Пять лет спустя именно он говорит «Ладно, хватит» после нескольких минут баловства. И, несмотря на то, что впоследствии он будет отрицать это, я верю, что, став тренером, он повзрослел, хотя бы чуточку.

Поскольку у нас со Стефаном уже сложилась традиция делать «не такие» интервью, в этот раз мы тоже начали наш разговор с кое-чего необычного. Оба фигуриста в разных интервью неоднократно отмечали, что любят возиться с выпечкой, и это натолкнуло меня на мысль о «диаграммах-тортах» (прим. «круговых диаграммах»). Денис и Стефан получили листы, на которых изображены несколько кругов, поделенных на сектора. Я называю пары противоположных или взаимодополняющих утверждений, и они должны, не подсматривая ответы друг друга, заштриховать «кусочек пирога» такого размера, который будет отражать их восприятие этого явления или то, какое место оно занимает в их жизни. И хотя я не требовала их быть точными, они начинают считать количество секторов в каждом круге.

«О, да, мы всегда точны с Денисом, мы мастера точности».

Это не новость, что они оба перфекционисты, и многие из их ответов будут весьма предсказуемы, но будет и парочка неожиданностей. И вот вызов для вас: если вы думаете, что знаете этих ребят достаточно хорошо, попробуйте предугадать их ответы.

На фото:

1. Спортсмен/Артист

2. Испольнитель/Творец

3. Эмоции/Разум

4. Талант/Трудолюбие

5. На льду/Вне льда

6. Звезда/Обычный человек

7. Ребенок/Взрослый

Некоторые утверждения проще, некоторые требуют пояснения. На первые две пары – «спортсмен/артист» и «артист/творец» ответ был получен быстро.

Денис: Два полных круга, и на то, и на другое!

Стефан: Да, я тоже так думаю!

Третья пара – «эмоции/разум» – вызывает обсуждение.

Денис: Ты имеешь в виду: контроль или эмоции? Потому что разум, я думаю, всегда необходим, верно?

Например, когда ты принимаешь решение, ты руководствуешься своими эмоциями или разумом?

Стефан: Сердце или мозг?

Без «или», вы можете выбрать и то, и то.

Стефан: Хорошо, но в каком качестве? Потому что как тренер, я более…

В вашей жизни, в общем, попробуйте определить в целом.

Денис: (рассуждает вслух) Эмоции или рассудок? Конечно, это всегда должен быть рассудок, но эмоции иногда берут верх.

Хорошо, есть люди, которые всегда следуют эмоциям, здесь ведь нет правильного ответа, правда?

Денис: Конечно, но я думаю…

В итоге они делают свой выбор, и мы переходим к следующей паре – «талант/трудолюбие».

Какой процент от этого необходим для достижения успеха?

Денис: Это легкий вопрос. Вообще, талантливый человек это не тот, кто может делать что-то хорошо, а тот, кто может научить себя делать что-то хорошо.

Я все еще думаю, что мы все не равны от рождения, и что некоторые люди от природы в чем-то более талантливы…

Денис: Например, некоторым фигуристам легче даются прыжки, потому что они ниже ростом?

Стефан: Не сравнивай себя!

Денис: Я не сравниваю. Я работаю.

«Если посмотреть на вашу жизнь в целом, как бы вы разделили ее на жизнь на льду и вне льда?»

Дополнительных вопросов для получения ответа на этот вопрос не потребовалось, хотя кое-что интересное выяснится, когда в итоге мы сравним результаты.

Номер шесть – «звезда или обычный человек»? Например, здесь и сейчас вы, определенно, звезды. Как много времени занимает это, «быть звездой»?

Денис: Когда ты это просто ты, нормальный ты или …

Стефан: … «в режиме звезды».

Денис: У меня никогда не бывает такого настроения. Я это просто я. (Думает еще немного и начинает рисовать). Здесь я улыбаюсь, когда я не хочу улыбаться, а здесь я не улыбаюсь, когда я хочу улыбаться. (Стефан и я смеемся над таким определением).

И последняя пара – «ребенок или взрослый». Это вопрос не в прямом смысле о вашем возрасте, а о вашем внутреннем ощущении…

Денис: (говорит сам с собой, закрашивая часть диаграммы) Очень сложный вопрос… Я не считаю себя абсолютными ребенком, потому что иногда я могу сам организовать себя, в конце концов, в какой-то момент отказать себе в чем-то, чего очень хочется, поэтому я уже не совсем ребенок.

Теперь мы можем сравнить полученные ответы. Листы с диаграммами разложены на середине стола, и мы начинаем разбирать «кусочки пирога» и утверждения снова.

Я уже вижу кое-что интересное – тренер больше ребенок, чем его ученик! (Стефан смеется). Что еще такого сильно отличающегося в ваших ответах, давайте-ка посмотрим.

Стефан: Что там было первым? «Спортсмен» - я ответил 25%, Денис отметил чуть больше трети. (Денис закрасил 4.5 сектора из 12).

Творец…

Стефан: 50/50

Стефан: Талант 20%, одинаково.

Стефан: Он больше полагается на разум, в то время как я – на эмоции.

Денис: Я считаю необходимым контролировать эмоции.

Стефан: Ты определенно более «разумный».

Денис: Я очень эмоциональный.

Стефан: Нет, я определенно более эмоциональный, чем ты.

Денис: Я действительно предпочитаю контролировать свои эмоции при помощи разума, я вижу, что моя слабость состоит в том, что я не всегда могу держать все под контролем, не анализируя, но я стараюсь.

Стефан: Конечно! Следующая пара это «жизнь на льду и вне льда»?

Денис: Я отметил больше «вне льда»…

Стефан: Да, я тоже…

Денис: Потому что вне льда…

Стефан: … то, что вне льда, более важно.

Денис: Да, потому что «на льду» – всего лишь результат всего того, что мы делаем вне льда, там, где формируется база.

Стефан: Совершенно верно.

Интересно, я бы сказала, что все тренировки, которые вы проводите вне льда, служат «для льда», так что это скорее тоже входит в часть «на льду» на диаграмме, но…

Стефан: … нет, все, чем ты живешь…

Но, например, когда Денис рисует…

Стефан: Любой опыт, который ты получаешь вне льда, помогает тебе кататься, любой.

Денис: Моя жизнь сейчас – это фигурное катание, все, что я делаю, я делаю в основном для того, чтобы подготовиться к тренировкам, чтобы стать лучше.

Стефан: На шестой вопрос мы ответили одинаково.

Денис: В шестом вопросе я закрасил совсем немного, потому что иногда мне нужно улыбаться.

Стефан: А я уже достаточно взрослый, поэтому могу просто быть самим собой.

Денис: Но я не думаю, что это так заметно, потому что… вообще-то тебе стоило закрасить еще одну часть, потому что… (подсказывает что-то, что я не понимаю, но понимает Стефан).

Стефан: Да, но… Это не «звездное настроение», это дипломатия. Так что «нормально» занимает 90% времени, а 10% времени - это «дипломатия»

Денис: В таком случае мне не следовало закрашивать ничего, потому что даже тогда, когда я проявляю дипломатию, я остаюсь собой.

И тогда ребенок/взрослый…

Денис: Я больше ребенок, потому что я все еще…

Нет, Стефан больше ребенок, чем ты! Он 100% ребенок!

Денис: Я не согласен с этим! Он может позаботиться обо мне!

Стефан: Хорошо, но я очень… Я могу сказать, что я 100% ребенок, но (пишет что-то рядом с диаграммой) очень ответственный ребенок?

Денис: В таком случае, я абсолютный ребенок без каких-либо обязанностей.

Стефан: Потому что я несу за тебя ответственность…

Денис: Именно! Именно поэтому я и вижу тебя как взрослого, потому что ты обо мне заботишься! И это не ребячество. И несмотря на то, что ты любишь шоколад, ты можешь…

Стефан: … сварить неплохой суп…

Денис: … вовремя остановиться и не есть шоколад все время. И ты заботишься о том, что мы едим, хотя ты, возможно, предпочел бы есть больше шоколада. Ты строишь планы…

Стефан: Разве самоконтроль делает тебя взрослым?

Денис: Да, потому что это одна из ступенек к тому, чтобы научить себя чему-то и вырасти. И ты многому учишь меня, это тоже…

Стефан: Взрослый тот, кому не нужны никакие помощники… Ну, это не так. Я не знаю, кто такой взрослый на самом деле…

Денис: Ты можешь делать все самостоятельно и заботиться о ком-то еще, поэтому я считаю, что ты ответственный взрослый, а не ребенок.

Стефан:  Да, я такой. Особенно когда мы поем на весь парк!

Денис: Это было весело.

Стефан: Брось, тогда я точно вел себя не как взрослый.

Денис: Кто сказал, что взрослые не наслаждаются жизнью?       

Продолжение следует...

Оригинальный текст: http://absoluteskating.com/index.php?cat=interviews&id=2017lambielvasiljevs1

Автор: Реут Голински 

Фото: Аскар Ибрагимов, Реут Голински

Перевод: Юлия Гладких