Сергей Карякин. И невозможное станет возможным
Когда он был совсем маленьким, в нем видели будущего чемпиона мира. Он был живым воплощением украинской кузницы кадров – «Краматорского шахматного чуда», самым молодым в мире гроссмейстером (его рекорд жил почти 20 лет, до мая прошлого года), чемпионом мира и Европы в своих возрастах, олимпийским чемпионом в 14 лет. В ту пору их рейтинги с юным норвежцем Карлсеном ставили друг с другом, и долгое время Магнус ему в нем уступал. Но… его сверстник в итоге взлетел на вершину, он стал лидером поколения и даже покусился на лавры Фишера и Каспарова лучшего игрока в истории. А Сергей Карякин – увы, нет.
Чтобы в 26 добраться до собственной вершины, и остановиться буквально в шаге от титула «чемпион мира», ему пришлось пойти на болезненную смену гражданства и перебираться в Россию, а на пике – еще и оказаться в центре беспрецедентной патриотической компании, благодаря которой его узнала вся страна. История взлётов и падений Карякина – это практически готовый сценарий для блокбастера или, еще лучше, авантюрного романа в финале которого усталые главные герои щурятся глядя из шезлонгов вслед заходящему солнцу с бокалами дайкири в руках. А к ногам накатывают волны Черного моря.
«Вернем шахматную корону в Россию!» Если вы вдруг не слышали этот лозунг, значит с начала 2014 по конец 2016 года вы были в танке. В ту пору он преследовал вас всюду: на телевидении, в сети, в газетах, в магазинах, в метро, в такси и в аэропорту. Но еще больше все удивлялись, когда понимали: речь идет вовсе не о былинных Карпове с Каспаровым, даже не о Крамнике, а о Карякине!
Этот обладатель застенчивой улыбки на гладко выбритом лице не вошел, он прямо-таки вломился в жизнь простого обывателя. И, что самое удивительное, чуть не выполнил обещание. Сергей был в нескольких партиях, да фактически в одном точном ходе от того, чтобы эту самую корону принести на блюдечке с голубой каёмочкой. И тогда даже сложно себе представить, что приключилось бы с резко политизированной в последние годы Россией.
Его первое появление на большой шахматной сцене датировано аж началом 2002 года – тогда в Москве проходил финал нокаут-чемпионата мира ФИДЕ, в котором встречались друг с другом два украинца: Иванчук и Пономарев. Фаворитом, причем явным, считался Василий, а победил 18-летний Руслан, флагман Краматорской школы, в которой как на дрожжах росли юные таланты из Украины. Одним из них и был 11-летний Карякин – взглянуть на фото начала 2000-х, маленький Сергей и Катя Лагно всегда вместе, всегда в центре кадра. Его взяли в команду на матч, как шутил, отвечая на расспросы Сергей, «специалистом по тактике». И какой-то прок от него в чемпионской команде, наверняка, был. Тем более, что свою специализацию – по крайней мере в блице – малыш показал, лихо обыгрывая сильных гроссмейстеров.
Потом о Карякине надолго подзабыли. За это время он успел выиграть немало детских турниров, не раз побеждал или был призером в чемпионатах мира и Европы, лихо оставляя позади других талантов в своем возрасте. Среди них были Карлсен, Непомнящий, Андрейкин, Хайруллин, Вашье-Лаграв и иже и с ними.
Стал самым юным гроссмейстером в истории шахмат, выполнив звание в возрасте 12 лет и 211 дней, менее чем через год после исторического матча в Москве. В немалой степени из-за того достижения Карякин, которому было всего лишь 14 лет, попал в сборную Украины на олимпиаду в Кальвию. Та команда, возглавляемая с Иванчуком и Пономаревым, неожиданно обыграла всех и впервые в своей истории стала чемпионом, а Карякин – самым юным ее победителем.
Он играл в той сборной на 6-й доске, уступая по рейтингу и регалиям много кому в Украине, но за следующие пять лет постепенно вошёл в мировой топ. Однако шахматный рост Карякина шел далеко не так стремительно, как ему хотелось бы. Краматорская школа к тому времени приказала долго жить, а его родной Симферополь был далёк от шахматных центров страны – Киева, Харькова или Львова. Особой помощи со стороны украинской федерации он не видел, денег на хороших тренеров не имел, – и тут он решился.
Конечно же, в 2009-м информация о том, что сильнейший юноша Украины, обладатель 13-го рейтинга в мире ни с того, ни с сего переезжает в Россию, просто не могла не полыхнуть! По обе стороны границы никого не волновало, что тот шаг Сергея никак не был связан с политикой, а вызван исключительно проблемами с его профессиональным ростом. На новой родине ему обещали финансовую и спортивную помощь, – и он принял решение. Ну а кто бы на его месте устоял бы? Никакой «короной» в тот момент даже не пахло. Точно так же поступил Корчной в 1976-м, когда он понял: в СССР ему ничего не светит.
А Карякину ничего не светило в Крыму. Чуть позже Сергей пояснил: «Если до переезда я был лишь одним из сотен гроссмейстеров, то после, за два года, благодаря замечательным тренерам, я поднялся в первую десятку рейтинга!»
Самым ярким успехом Карякина под флагом Украины стала победа в Вейк-ан-Зее в 2009 году. Он оставил позади всю шахматную элиту: Карлсена (тот в 19 уже стал первым номером в мире), Ароняна, Иванчука, Морозевича, Раджабова и прочих. А первой российской победы новому москвичу пришлось ждать больше года: Карякин сначала разделил 1-3-е места в мемориале Таля-2010, а затем поделил «золото» с Непомнящим на чемпионате страны.
К 2013 году темп Карякина несколько снизился – несмотря на работу с экс-тренером Каспарова Юрием Дохояном – сходу прорваться на самый верх у него не получилось, да и приглашений в супертурниры больше не становилось. Время же шло… Надо было что-то менять, если не в себе самом, то в окружающем мире. И в тот момент у его менеджера (тоже – новинка для тех пор), Кирилла Зангалиса, пробившего для Сергея контракт с консалтинговой компанией «Альпари», возникла мыль о мощном общенациональном тренде с «короной» и его клиентом в заглавной роли... Весьма скромный в жизни, готовый на любые эксперименты гроссмейстер, почти идеально подходил для такой роли.
Желательно было бы еще и «поддать газку» в самом главном, за шахматной доской, но и тут он постарался!
Карякин засучил рукава. Главной его особенностью тех лет стали точечные победы. Он еще мог неважно сыграть в каком-нибудь второсортном турнире, который не попадал на радары. Но вот в титульных соревнованиях, в самых важных турнирах, в тех, где на кону был серьезный призовой фонд, Сергей не упускал своего!
Карякин победил в двух подряд Norway Chess в Ставангере, организованных специально под Карлсена; победил в командном чемпионате мира в составе сборной России; разделил 2-3-е места в Вейк-ан-Зее; стал вторым на турнире претендентов-2014… Но его настоящий взлет был впереди! Карякин был близок к победе в чемпионате России-2015, но «вместо него» выиграл гораздо более значимый турнир – Кубок мира в Баку. Главный приз ждал сразу в финале – место в турнире претендентов-2016, но и первый приз еще никто не отменял. Проигрывая 0-2 в матче из четырех партией со Свидлером, Карякин сумел отыграться и победить Петра на тай-брейке. А после этого – с разгона – выиграть и сам турнир претендентов!
Он уверенно стартовал: одержал две победы, и первую половину турнира закончил в лидерах вместе с Ароняном. Потом его сменил Ананд, а за ним – Каруана. И вдруг, за три тура до финиша Сергей потерпел поражение от Виши. Крушение надежд? Ну уж нет! Уроки Баку даром не прошли: Карякин волевым усилием одолел Топалова, достал лидеров, а в последнем туре поставил Каруану, с которым имел поровну очков, перед необходимостью выиграть у себя черными «по заказу». Американец с этой непосильной задачей не справился.
После такого грандиозного успеха лозунг: «Вернем шахматную корону в Россию!» уже подхватила вся страна, – и он начал транслироваться буквально из каждого утюга.
По официальной информации только на прямую шахматную подготовку к его матчу с Карлсеном команда Карякина потратила больше миллиона долларов. Денег не жалели, тем более, что к нему в очередь выстраивались все новые и новые спонсоры, которые хотели быть на виду вместе с шахматным миссией. В качестве его прямых или косвенных помощников выступали практически все шахматисты России и не только. Мощной была и «группа поддержки» Карякина в Нью-Йорке – он чувствовал себя как дома: политики, чиновники, журналисты и «звезды» всех мастей считали своим долгом засветиться на важном мероприятии.
Оправдал гроссмейстер столь бурные ожидания? Более чем. Борьба в матче была удивительной! Эксперты в один голос пели, что настоящей борьбы не будет – не исключено, что так отчасти думал и сам Карлсен, – Сергей не то что бы проигрывал ему в одну калитку, он вовсе отказывался проигрывать. Он устоял в 3-й партии, вывернулся в 4-й и ускользнул в 6-й. Инициатива все время была у норвежца, да что толку: «министр обороны», как уже начали величать Карякина, всё спасал. И вот в 8-й партии Карлсен «перегнул палку». Магнус так хотел взять победу, что шел вперед, не считаясь ни с каким риском, – и поплатился за это.
Всё что теперь требовалось от Карякина – это «отстояться» в его привычном стиле в четырех партиях. Увы, 10-я партия стала роковой для Сергея. Он уверенно справился с дебютными проблемами, но поверив «сопернику на слово», не форсировал вечный шах, который подвернулся черным. Дальше Карлсен был безупречен, – и сравнял счет.
Судорожно пронеслись две заключительные партии, а за ними и тай-брейк, в котором у Карякина шансов было немного. Карлсен выиграл его 3-1, ну а с ним – и весь матч.
Однако вместо смятения и расстройства, что корона ускользнула, в команде Карякина царила настоящая эйфория. Они возвращались в Москву как будто бы они победили! В таком же тоне были выдержаны и все итоговые сообщения о матче в Нью-Йорке: да, Карлсен выиграл, но Карякин уж точно не проиграл.
На волне этой эйфории Карякин через месяц отправился в Доху, где при живом Магнусе все-таки выиграл титул чемпиона мира – по блицу, – после чего по России прокатилась еще одна, заключительная волна народной любви к своему новому герою шахмат.
Как в свое время после побед Бобби Фишера в Штатах поднялись продажи шахматных комплектов и литературы, так успех Карякина привел к всплеску внимания к шахматам в России. Мамочки повели своих чад записываться в кружки, чтобы те были «как Сережа», а сам он еще несколько месяцев был буквально нарасхват у прессы. Не обошлось, разумеется, без визита к первому лицу государства и без наград. Их у Карякина, помимо знаков заслуженного мастера спорта от Украины и России, – уже две. Кроме того, теперь еще и член общественной палаты Российской Федерации, Комиссии по физической культуре и популяризации здорового образа жизни и многих других.
Все в порядке у Карякина и дома. В 18 лет Сергей побывал в первом браке, который распался так же быстро как и возник. Но вот второй стал для него тем самым «тылом», который позволяет мужчине смело смотреть вперёд. Жена Галия и двое сыновей, Алексей и Михаил – те, ради кого он будет биться до последнего патрона.
Ещё какой-то год назад можно было бы смело сказать: свою «главную победу в жизни Карякин уже одержал», и теперь без проблем может жить с дивидендов 2016 года. Но… оказалось, что Сергей вовсе не бросил вёсла, он по-прежнему хочет играть и побеждать! И не важно, что его давно нет в мировой десятке, а организаторы больших турниров его не зовут, никто не мешает играть в цикле первенства мира, – и в 2021 году наш герой в четвёртый уже раз пробился в восьмерку претендентов. Как и в 2015-м через Кубок мира, теперь в Сочи.
В этом успехе посвежевший и очевидно наполненный новой мотивацией Сергей точно не видит случайности... «Я знаю, что надо для того, чтобы выиграть матч за корону у Карлсена, – сразу же после победы в Сочи сообщил Карякин. – И я хочу использовать свой шанс!»
Что ж, остаётся только порадоваться за одного из самых целеустремленных шахматистов мира. Если Карякин во что-то верит, остановить его почти невозможно. Вперёд, Сергей!