Даниил Дубов. Магия интеллекта
Что важнее в шахматах – игра или результат? Умопомрачительные партии, вызывающие восторг и вдохновляющие на подвиги любителей или шкаф, забитый кубками и призами? Эксцентричные монологи, блестящие интервью андердога и рок-н-ролльщика или скука казенных ответов чемпиона? Все эти противопоставления сами собой лезут в голову при мысли о Данииле Дубове – своей яркостью, неординарностью и удивительным талантом он представляется какой-то реинкарнацией Таля, при этом его результаты все никак не могут прийти в соответствие с большими ожиданиями. Впрочем, это только начало!
Даниил родился 18 апреля 1996 года в Москве в шахматной семье. Его дед, Эдуард Дубов был известным математиком и большим любителем древней игры – он многое сделал для совершенствования системы рейтингов и жеребьевки, но… не ограничивался миром цифр, был международным арбитром и даже президентом Шахматной федерации Москвы.
Именно с его подачи внук и увлекся шахматами. Отец в свое время ограничился уровнем кандидата в мастера, посвятив свою жизнь математике. В шахматную секцию Даня попал когда ему было шесть лет. «По нынешним меркам едва ли не поздно, – сейчас пятилетние дети уже рейтинг имеют, – со смехом вспоминал будущий гроссмейстер. – Наблюдал как-то за партией отца с дедушкой… и пристал к нему – научи, мол! Так попал в секцию».
Его первым тренером был Михаил Рывкин, которому удалось главное – привить мальчику любовь к шахматам. Потом, уже кандидатом в мастера, он оказался у Василия Гагарина. Известный московский мастер стал ему тренером, другом и наставником, впоследствии не раз сопровождая его на важные турниры… «Играя на Кубке мира-2013 в Тромсё, меня не покидало ощущение, что каждый проход в следующий круг радует его гораздо больше, чем меня самого», – вспоминал Даниил о многолетнем сотрудничестве с тренером.
Как и положено молодому таланту, Дубов много и успешно играл в детских и в юношеских турнирах. Он неоднократно становился призером первенств России и Европы, ну а в 2009 году Даниил выиграл турнир «Юные звезды мира» в Киришах – обойдя по коэффициенту Шиманова. И в том же году в составе сборной России выиграл Олимпиаду «до 16».
Но на этом шахматные университеты Дубова не завершились. Дедушка, видя, что у внука, что называется пошло, начал привлекать к работе с ним крупнокалиберную артиллерию… Так, в «гостиной Дворковича» с ним некоторое время занимался Сергей Долматов, а чуть позже молодого таланта под свое крыло взял Сергей Шипов. Работа с ним дала отличные результаты – в неполные 15 Дубов стал гроссмейстером, а в 16 вышел в Суперфинал!
А был еще один сильный гроссмейстер, чьи творческие воззрения на шахматы оказались исключительно близки Дубову. И не только на шахматы! «На протяжении долгого времени я близко общался с Александром Морозевичем, – и сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что его вклад в мое становление трудно переоценить. Возможно, некоторые его идеи чуть опередили мое развитие, – и в итоге я пришел к ним сам после длительной работы».
«Нестандартность» – слово, которое часто применяли к Морозевичу, крепко прицепилось и к Дубову. Он постоянно умел создавать за доской какие-то особые, крайне интересные, несбалансированные, «висячие» позиции, в которых прямо-таки бурлила жизнь и всегда находилось место творчеству… И в то время как у других, главным образом под влиянием компьютеров, игра становилась все более и более сухой, прагматичной, то у Дубова чуть ли не в каждой партии были «именины сердца». Это по-настоящему завораживало.
Как это у него получалось, порой он не мог объяснить и сам. То есть, конечно, выбор типа позиций и тяга к «замоту» были у него в крови и часто он намеренно подкручивал, но как приходили ему в голову те самые конкретные решения, кто «подсказывал» ему ходы, – в этом была самая настоящая магия. То, что сразу же отличало его от большинства коллег! Причем этот дар, как когда-то у молодого Таля, не был «самим по себе» и он не заменял той огромной работы и знаний, которыми должен обладать современный гроссмейстер, а шел в дополнение к ним, поверх них. Единственное, что огорчало – в первые годы своего прорыва, а порой и сейчас, он не мог вызывать его просто так, по щелчку пальцев.
Из-за этого невероятные творческие взлеты нередко чередовались у Дубова с такими же необъяснимыми провалами. Иногда такое случалось даже по ходу одного турнира.
После первого успеха во «взрослых шахматах» на суперфинале-2012, где Даниил сделал ничьи со всеми членами сборной России, причем в каждой из них он стоял с перевесом, и набрал почетный «полтинник», последовал тот самый Кубок мира 2013 года. Он попал на него через чемпионат Европы в Легнице, где уверенно пробился в число 23 лучших.
Никаких ожиданий у москвича не было, и Даниил поражался так же, как и все со стороны, когда он прошел сперва Федорчука 2-0, а потом и экс-чемпиона мира ФИДЕ Пономарева в умопомрачительной дуэли, закончившейся «Армагеддоном» и счетом 5-4 в его пользу. В третьем круге у Дубова уже просто не хватило сил на третьего украинца, Коробова.
Впечатленный результатами, а главное стилем побед Дубова, известный меценат шахмат Олег Скворцов в конце того года решил организовать матч из шести партий между ним и другим мастером атаки, Шировым. К его вящему изумлению 41-летний рижанин выиграл с уничтожающим счетом 5-1, одержав в середине поединка четыре победы подряд.
Этот шокирующий результат еще долго не давал покоя Дубову. Он два года не мог выйти в суперфинал чемпионата России, неровно играл в излюбленных своих коротких контролях, пока не выстрелил в 2016-м, когда выиграл «бронзу» в чемпионате мира по блицу в Дохе. Выше были только Карякин и Карлсен, которые только что сыграли матч за корону.
А в 2017-м пришла пора «классики». Дубов уверенно выиграл высшую лигу, а затем стал третьим в суперфинале, где на пол-очка пропустил вперед Свидлера с Витюговым. В том турнире они напару с Федосеевым устроили настоящий концерт по заявкам… Даня начал – 3 из 3, Володя – 4 из 4, чуть ли не в каждой партии на сцене был тактический фейерверк, участником которого был кто-то из них. У Федосеева в турнире в итоге случилось восемь результативных партий, у Дубова – «всего» шесть. Чуть-чуть удачи, – и любой из них мог бы надеть золотую медаль. Но она в итоге уже в восьмой раз досталась Свидлеру.
В том турнире у Дани была едва ли не самая большая армия болельщиков, причем среди них едва ли 5% составляли шахматисты. За него топила вся фан-база Sports.ru, которому он начал давать яркие, содержательные интервью. В них Дубов решительно ломал образ гроссмейстера, устоявшийся у многих не шахматистов… Вместо скучного гика-очкарика, которого не интересует жизнь вне рамок черно-белой доски, перед ними вдруг предстал образованный, умный, живущий современными ценностями, модный и зарабатывающий на жизнь интеллектуальным трудом, истый рок-н-ролльщик и любимец девушек.
Ну, а на следующий год число его фанатов возросло в разы, когда Дубов стал чемпионом мира по быстрым шахматам, оставив за спиной всю шахматную элиту. Он сделал это так спокойно и деловито, как будто каждый день примерял корону… А из его многочисленных интервью публика с интересом узнала, что Дубов был секундантом Карлсена на матче на первенство мира-2018 с Каруаной, и что они с Магнусом вообще хорошие друзья.
Его стиль и творческое отношение к шахматам, а также та самая редкая его способность доказывать на доске, что дважды два может быть равно… и пяти миллионам, не могла не привлечь к себе внимание чемпиона мира. А также, конечно, его безусловный интеллект, разборчивость, его способность сохранять договоренности и не переходить грань.
Несмотря на свой очевидный талант и на способность «конвертировать» его в результат, Дубов, которому уже не так мало лет, по большому счету никак не проявлял чемпионских амбиций. Он никогда не рассуждал о своем желании стать первым шахматистом мира и о том что для этого надо сделать, не кичился своими победами и не посыпал голову пеплом в моменты неудач, ему почти всегда удавалось сохранять объективность, наблюдая себя как бы со стороны. Даниил – холодный профессионал, который понимает, где находится и чего хочет от этой жизни. Не просто же так и его дед, и отец были математиками.
А то, что его победы могут быть такими невероятно яркими – как в недавних поединках с Карлсеном в онлайне, – так оно только работает на имидж шахмат. И его, Дубова, имидж. Мало кто может похвастаться, что дал натуральный мат самому чемпиону мира!