СМИ vs. Сборная России по биатлону
Статья напрашивалась давно, но руки дошли только сейчас. Все чего-то ждалось, чего-то хотелось услышать, как во время вчерашней пресс-конференции, но так и осталось на уровне ожиданий. Так что будем проводить товарищеский спарринг на ринге с тем, что имеем.
Итак, в левом красном углу ринга – СМИ, в правом синем углу – наши сборники (тренерский штаб сразу был вынесен и за скобки, и за пределы ринга). Гонг.
Раунд первый. А судьи кто?
Первую серию ударов (с претензией практически на апперкот) наносит синий угол: «Кто прессует сборную и имеют ли они на это право?». Давайте разбираться. Фактически это претензия не просто в адрес спортивных СМИ, но и всей журналистики. А можем ли мы вообще о чем-то писать, рассуждать или о политике должен говорить и писать политик, о медицине – врач, о спорте – спортсмен и далее до бесконечности. Давайте закроем факультеты журналистики по всей стране, тем более что сейчас возможность заниматься этой профессией имеет каждый человек, являющийся специалистом в своей области. И что? Наступит ли в результате мир во всем мире? Глубоко сомневаюсь. Тем более что существующие примеры говорят как раз об обратном. Если за разбор полетов возьмется человек, бывший или находящийся в профессии, в нашем случае, профессиональном спорте, критика станет еще более жесткой. Возьмем интервью и комментарии Иоланды Чен, бывшей спортсменки, чемпионки мира, ставшей спортивным комментатором – на лицо жесткая, очень жесткая критика состояния дел нашей легкой атлетики от условий до тренеров и спортсменов.
И это совершенно нормально. Я, например, люблю и ненавижу одновременно театрально-киношную прессу (настоящую, не рецензии на мейл.ру). Потому что большего отрыва от реальности и проецирования своего Я вместе со всей мировоззренческой базой трудно встретить где-то еще. (А виноват во всем приснопамятный В.Г. Белинский, который будучи юношей впечатлительным, усмотрел как-то в Катерине «луч света в темном царстве».) В спорте такое не возможно. Здесь, уж извините, что вижу, то пою. Но даже с учетом абстрактной реальности и творческого самовыражения кино- и театральных критиков, если хотите испортить себе впечатление от картины или спектакля, достаточно сходить с ними в театр/кино. Тоже не патриоты или заелись? Нет, просто «в теме», учились по одним учебникам с режиссерами и сценаристами, и весь радужно-восторженный флер вокруг чего-то нового и свежего рассеивается моментально. И как в том самом анекдоте, как ты не складывай кубики с буквами Ж.О.П.А., слово С.Ч.А.С.Т.Ь.Е. все равно не получается.
Вернемся к спорту. Чтобы не превратиться в «спорт для спортсменов о спортсменах через призму спортивного восприятия», нужно серьезно относиться к профессии журналиста. Как сказал Василий Уткин, твой опыт в спорте может стать твоей фишкой, но «спортсмена ты должен в себе убить». Здесь важнее умение анализировать и скорость реакции, хотя бывает, как с сивидатой, то анализ запаздывает, то скорость реакции. Да, не без проблем, да, сказывается на качестве материала, есть, куда расти. Так что писали, пишем и будем писать.
Раунд второй. Можно ли сделать конфетку из спортсмена?
Теперь ответный удар наносят представители красного угла: «Родные, как о вас писать?» Сидишь ты у телевизора/на стадионе/ в комнате для пресс-конференций и понимаешь, что день сурка просто не заканчивается. «Мы разбегаемся, мы разбегаемся, мы разбегаемся!» Или вспомним «стояк» Черезова и 5 штрафных кругов Устюгова в эстафете. Интервью – это вообще отдельная песня. Тут просто никаких сил не хватает, когда тебе в ответ «наше дело палками махать», а из эфира слова не выкинешь. Руки опускаются даже у опытных корреспондентов: «Мы с вами общаемся уже несколько лет и каждый раз что-то у вас не складывается…» (из интервью С. Слепцовой Елене Вайцеховской). Здесь есть несколько вариантов развития событий. Первый, махнуть рукой и пусть все остается, как есть. Это вариант мы имеем на протяжении нескольких лет. Откройте интервью Богалий за 2007г до ухода в декретный отпуск, то же самое. Не спортсмены изменились, но тогда были результаты и за счет этого - иное восприятие. Сейчас прикрытие исчезло, и в результате имеем то, что имеем. Вариант второй, начать задавать себе правильные вопросы. И многие спортсмены так и начали делать, что не замедлило сказаться, в том числе, и на результатах. Самый яркий пример, это Черезов с Устюговым. Мне, правда, очень сильно импонирует их позиция. Когда спортсмен может все правильно разложить у себя в мозгах по полочкам, с ним хорошо и приятно работать и тренерам, и журналистам. Но именно работать, потому что вариант пришел, задал один вопрос, а тебе в ответ 40-минутный поток сознания и статья на 3 листа, не получится. И здесь уже журналистам нужно искать подход и учиться задавать правильные вопросы, тогда на выходе будем иметь отличный материал.
Случай с неправильными вопросами к себе – это Светлана Слепцова. Вроде, стала девушка самокритичной, и в том, что она как спортсменка пашет по-полной, тоже никто не сомневается. А результат уже озвучен выше – «каждый раз что-то не получается». Как позывает пример с параолимпийцами, спорт – это не только тело, но и дух, который надо воспитывать в себе. В остальном, наверное, только не ленивый еще не посоветовал – учить иностранные языки, совершенствоваться интеллектуально и т.д. Этим вы работаете на свой имидж больше, чем любой журналист. Посмотришь на Валуева – страшно, а послушаешь – умный мужчина! Но и в случае с нашими биатлонистами, тоже не все так запущено. Здесь я имею в виду благотворительный фонд Антона Шипулина, и то, что Света с Женей решили пожертвовать туда часть своих призовых. Все это в итоге складывается как пазл в одну картинку.
Так что все вполне реально. Нужно, первое, к прекрасному телу добавить светлую голову; второе, научиться правильно контактировать с прессой, что тоже не очень получается. Со слов той же Слепцовой: «Наверное, по телевизору мы все кажемся очень серьезными, но в жизни совершенно другие. У нас в команде все ребята веселые.» Значит, можете все-таки, тогда давайте делиться. Справедливости ради следует отметить, что Губерниеву периодически удается вытащить эту веселость, но именно вытащить. Опять же есть, к чему стремиться.
Раунд третий. От автора.
Противники разведены по углам и отдыхают, но их снова неудержимо тянет друг к другу. И не куда от этого не денешься, они нужны друг другу. Значит, надо заключать договор о сотрудничестве. Для этого представителям СМИ следует определиться, являются ли они органами пищеварения или воспроизводства. Если пищеварения, то финальный продукт известен и его нам и без вас хватает, а вот если воспроизводства, то тут может получиться что-нибудь интересное. Например, недавнее интервью Ивана Черезова Sports.ru. Журналист сумел справиться и со своим эго, и нашел подход к спортсмену. Итог, желанная конфетка.
А вот на вчерашней пресс-конференции (недаром я ее упомянула вначале – если ружье висит в первом акте, значит должно выстрелить в третьем) журналисты, откровенно говоря, протухли. Не хочу вдаваться в том, с чем это связано, но факт остается фактом – вопросы никакие!
А спортсменам – терпеть и совершенствоваться во всех отношениях, в общем, все как и в спорте!
Бой завершен. Гонг.
Что касается спортсменов, то нынешнее поколение не готовилось к ТАКОМУ вниманию и к такому тесному общению с прессой. Это поколение в школах всерьез не готовили к общению с иностранцами, как и предыдущие советские поколения. И все эти навыки и умения им приходится приобретать прямо сейчас, по ходу. Это сложно, конечно, и требовать от них сразу всё - нечестно. В конце концов, главное - чтобы они результаты давали!
Страшно представить, ЧТО могли наговорить в послегоночных интервью, например, Резцова и Драчев в свое время! Да еще бы это разносилось по интернету и обсуждалось, как сейчас...
Во-первых, вчерашняя прессуха была не о биатлоне, если кто не в курсе. )) Она изначально была заявлена, как пресс-конференция организаторов шоу-гонки в «Олимпийском».
Во-вторых, какие такие никакие вопросы? Заслушали «отчет» организаторов о гонке. В принципе, достаточно подробно все было изложено. Кроме того, на сайте шоу-гонки вся эта информация есть, поэтому кто хотел, тот ознакомился. Журналисты попросилиуточнили пару моментов, организаторы уточнили. ))) Не понял только Копылову с ее вопросом (явно не в кассу), но не суть.
В-третих, вот что сама Копылова на скиспорт.ру пишет о пресс-конференции: «Пресс-конференция во всех отношениях удалась. Правда, зал оказался несколько великоват для пишущих о биатлоне, а операторы не догалдались или постеснялись предложить гостям сесть в первые ряды, поэтому телевизионная картинка производит впечатление «пустовато». На самом деле мероприятие получилось и уютным и достаточно острым одновременно, а по окончании официальной части желающие пообщались с Сергеем Кущенко, Дмитрием Свищёвым, Светланой Слепцовой и Евгением Устюговым для своих изданий. Лично мне кажется, что возможность задать вопрос именно в прямом эфире на ведущем общедоступном спортивном телеканале очень ценна, и такой опыт надо распространить. Особенно побольше приглашать в эфир руководство министерства спорта, ОКР, Москомспорта, руководителей и главных тренеров федераций. А вы как думаете?»