Скандалы Бориса Скрынника - часть 2
Эта история, имевшая место летом-осенью 2005 года, вполне могла бы стать основой сценария для голливудского блокбастера. Даже без некоторых деталей, обычно добавляющих пикантность, но остающихся недоступными широкой публике (сценарист своим творческим воображением дорисует их сам), сюжет вполне соответствует захватывающему триллеру.
Если бы действующим лицом этого фильма был хитроумный аферист, блещущий в своих комбинациях нестандартными ходами, то он вполне мог бы получить свою долю симпатий от публики - в конце концов, несмотря на сомнительные моральные качества, в гипотетическом фильме он никого бы не убил и не ограбил, а всего лишь оставил с носом чиновников одного из государственных комитетов.
Скандинавская партия
Напомним, что к лету 2005 года сам Борис Скрынник уже осел в Москве, единовременно сказочным образом перебросив под крыло спортобщества “Динамо” весь основной состав непобедимого в ту эпоху архангельского “Водника”. Поморский беглец был назначен на должность вице-президента клуба. Допускаю, что руководство нового клуба было не причастно ко всей этой истории действием, но не могло быть не осведомлено. Кроме должности в “Динамо” Скрынник на тот момент являлся вице-президентом ФХМР, а также возглавлял один из комитетов в международной федерации бенди (ФИБ).
Весь скандал разгорелся из-за освобождающегося кресла президента ФИБ - еще весной Альберт Поморцев, являвшийся по совместительству и президентом ФХМР, заявил о своей грядущей отставке. Суть в том, что этот пост главы международной федерации, по существу единственным занимаемым российским гражданином. Многим тогда и сейчас понятна статусность и значимость для России этой должности - помимо почета среди российских чиновников, речь фактически в конечном итоге речь шла о власти в российском хоккее с мячом.
Конечно, ФХМР при поддержке министерства спорта и ОКР, должна была выдвинуть своего кандидата. Кандидата должны были выбрать и утвердить на бюро исполкома ФХМР в июне. По словам Поморцева члены бюро исполкома были оповещены о повестке за десять дней до назначенного заседания. В указанный срок были получены документы на выдвижение только одного кандидата - вице-президента и члена бюро исполкома ФХМР Бориса Жиганова, за спиной которого стояли федерация хоккея с мячом и правительство Московской области. Кроме этого Жиганова поддерживали ОКР и федеральное агентство по физической культуре и спорту. На этом и порешили - соответствующее письмо ушло в штаб-квартиру ФИБ. Конгресс ФИБ должен был состояться в конце августа
Между тем в шведской прессе начали проскальзывать заявления, что для них предпочтительным кандидатом является другой вице-президент и член бюро исполкома ФХМР Борис Скрынник. Буквально за неделю до события ФХМР была дана пресс-конференция, на которой обсуждался данный вопрос, поэтому вряд ли для российских чиновников было неожиданностью то, что на конгрессе им будет предложено рассмотреть и кандидатуру Скрынника. Они рвались в бой, были готовы к атаке и совершенно уверены в своей правоте - только ФХМР имеют право выдвигать кандидата от России. Но всё пошло по непросчитанному сценарию.
Скрынник был выдвинут претендентом на пост президента ФИБ от федерации бенди … Швеции. Шокированные российские чиновники с выпученными глазами носились по отелю, где проходил конгресс, и пытались доказать всем, что эта ситуация неприемлема. Жиганов рвался на трибуну представить свою предвыборную программу, шведы усердно вставляли палки в колёса. Скрынник на счёт программы скромно отмалчивался. Был жуткий скандал, который, по словам очевидцев чуть не привел к расколу в ФИБ. Выход нашли только хладнокровные норвежцы, которые предложили отложить выборы до февраля следующего года.
Могли ли шведы выдвигать на пост президента ФИБ представителя другой страны? После разборок, которые последовали после этого события, выяснилось, что правила ФИБ этого не запрещают. Тут нюанс совсем в другом -
Тут встает не только вопрос о том, что Скрынник нарушил устав ФХМР, не выполнив решения руководящего органа, но и об этической стороне дела. За такое нарушение обычно гонят взашей. Понятно, что прежде чем идти на такой шаг Скрынник просто был обязан подать в отставку с должности вице-президента ФХМР, а еще написать заявление о выходе из самой организации. Но и после этого Скрынник не подал в отставку и его не уволили, а, как мы узнаем позже, даже поощрили.
Тут было бы уместно привести версию случившегося со слов самого Скрынника, который утверждает, что еще в апреле его кандидатура обсуждалась представителями ФИБ на встрече с Поморцевым, а предупрежден он был о предстоящем июньском бюро исполкома ФХМР за день до, да и то, во время пребывания в отпуске. Кто тут прав, а кто виноват, Поморцев ли, который поручил оповестить за десять дней, но не очень позаботился о том, чтобы новость была вовремя доставлена до Скрынника, или сам Скрынник, не заинтересованный в получении этой новости, сказать сложно. Роль старого интригана Поморцева здесь не совсем понятна, но была она безо всякого сомнения очень значительной. Почему перед развязкой этой истории он вдруг резко развернулся на 180 градусов - загадка.
До февраля ждать не стали - шведы, сославшись на некоторые обстоятельства, объявили выборы президента ФИБ уже на октябрьском конгрессе, который должен был состояться во время очередного Кубка Мира.
На последовавшем за этим заседании президиума исполкома ФХМР, в повестке которого всего лишь одним из вопросов значилась информация о конгрессе ФИБ, Скрынника выбрали в кандидаты с перевесом по голосам 4:3. В шоке от случившегося пребывал присутствовавший на заседании первый вице-президент ОКР Владимир Васин. Не меньшее удивление от увиденного было и у второго человека в ФХМР, её первого вице-президента и вице-президента ОКР Виктора Хоточкина. По всей видимости, его никто не предупредил о готовящемся перевороте, и он был вместе с уже экс-претендентом Жигановым одним из трёх, кто голосовал против. (Под руководством Жиганова впоследствии загнется футбольный “Сатурн”, но суть этой истории ни в том, что слаще - редька или хрен)
Дальше было уже всё предопределено - Скрынник возглавил ФИБ, а через три года он стал первым вице-президентом ФХМР, заменив на этом посту самого Хоточкина. На этой конференции было внесено важное изменение, согласно которому первый вице-президент заменял на посту президента, в случае его отсутствия. Еще через полгода это произошло - Поморцев подал в отставку, Скрыннник временно возглавил ФХМР, тем самым обеспечив себе победу на предстоящих выборах на эту должность. Пост первого вице-президента убрали почти сразу, а в этом году в ФХМР не стало и просто вице-президентов. Есть действующий президент ФХМР Борис Иванович Скрынник и почетный президент ФХМР Альберт Иванович Поморцев. Да, конечно, опыт мастера интриг и записная книжка ветерана-бюрократа Поморцева по прежнему востребованы, он член исполкома и первый советник Скрынника в делах взаимодействия с государственными структурами.
Не знаю, как оно было дело, но сдается мне, что именно эта ссора Скрынника-Поморцева с чиновниками ОКР, стала настоящей причиной того, что хоккей с мячом в конечном итоге так и не стал даже показательным видом спорта на домашней Олимпиаде в Сочи.
Хорошо бы также узнать всю подноготную - каким Макаром ФИБ приросла державами, в которым развитие бенди практически нереально....