В интересах команды
Командная тактика в исполнении «Феррари» на Гран-при Германии далеко не первый и не последний подобный случай. Блог «Версификаторные россказни» вспоминает десять историй, в которых на исход гонок влияли командные приказы или договоренности.
Место: Гран-при Бразилии 2007 года
Что случилось: Масса пропустил Райкконена.
Причина: Гонка в Бразилии была заключительной в календаре сезона-2007. Из трех претендентов Льюис Хэмилтон, по сути, самоустранился из борьбы уже на первых кругах дистанции, но Фернандо Алонсо, шедший в гонке третьим, еще имел возможность выиграть чемпионат. Испанцу нужно было, чтобы Масса, опережавший Райкконена, не пропустил финна вперед, однако у «Феррари» имелись другие планы.
Как было сделано: за счет более позднего пит-стопа Райкконен «пересидел» Массу и вышел вперед. Сработано было так, что и комар носу не подточит.
Оправдана ли командная тактика: да, Кими стал чемпионом.
Альтернатива: нечто подобное случилось и спустя год, когда за звание чемпиона мира боролся Масса. Кими пропустил бразильца вперед на предпоследней гонке сезона Гран-при Китая, правда, на кону стояло не первое, а второе место.
Место: Гран-при Китая 2005 года
Что случилось: Физикелла успешно прикрыл тылы Алонсо и сдержал натиск быстрых «Макларенов».
Причина: это была заключительная гонка сезона, Фернандо Алонсо уже досрочно стал чемпионом мира, но его «Рено» все еще боролась с «Маклареном» за победу в Кубке конструкторов.
Как произошло: Алонсо умчался вперед, а напарник Физико успешно сдерживал гонщиков «Макларена» Кими Райкконена и Хуана-Пабло Монтойю в течение 17 кругов. После того, как Монтойя сошел из-за отлетевшей крышки люка, Кими остался один. Борьба за Кубок конструкторов, по сути, завершилась. Физико, сделавший всю черновую работу, из-за неудачных пит-стопов откатился лишь на четвертое место. Алонсо, разумеется, победил.
Оправдана ли КТ: да, фаны Физико, возможно, имеют другое мнение, но в данном случае интересы команды были выше всего остального.
Альтернатива: на Гран-при Испании 1999 года пилот «Макларена» Дэвид Култхард успешно прикрыл Мику Хаккинена от возможных атак Михаэля Шумахера.
Место: Гран-при Австрии 2002 года
Что случилось: пилот «Феррари» Рубенс Баррикелло пропустил Михаэля Шумахера.
Причина: Михаэль первый номер Скудерии. Официальная причина немцу были нужны все возможные очки для борьбы за победу в чемпионате мира.
Как произошло: в течение долгого времени Росс Браун и Жан Тодт уговаривали Рубенса пропустить Михаэля, однако бразилец держался впереди вплоть до последнего круга. На выходе из заключительного поворота «А1-Ринга» Баррикелло сдался и резко сбросил скорость. Шумахер победил. Болельщики освистали решение «Феррари», а на подиуме был фарс Шумахер вытолкал на первую ступеньку расстроенного Баррикелло и отдал тому кубок.
Оправдана ли КТ: судите сами это был шестой этап сезона, в «Феррари» опасались, что в конце чемпионата Михаэлю может просто не хватить очков для победы в личном зачете. После Австрии Шуми опережал ближайшего соперника Монтойю по очкам в два раза, а по итогам сезона немец набрал феноменальные 144 очка, в то время как занявший второе место Баррикелло 77 баллов.
Эффект: в октябре 2002 года ФИА приняла решение официально запретить командную тактику.
Альтернатива: Гран-при США 2002 года. Здесь произошло все наоборот. Шумахер лидировал на протяжении всего заезда, однако на финише резко сбросил скорость, в результате чего победителем гонки неожиданно оказался Баррикелло. Кто-то говорит, что это был должок Михаэля напарнику, а кто-то считает, что немец хотел красивого финиша, но просто не ожидал, что Рубиньо окажется настолько быстрым. Выбирайте что ближе вашей душе.
Место: Гран-при Малайзии 1999 года
Что случилось: Михаэль Шумахер пропустил Эдди Ирвайна.
Причина: для того, чтобы побороться за чемпионский титул c Микой Хаккиненом, Ирвайну кровь из носу нужна была победа.
Как произошло: вернувшийся после перелома ноги Михаэль Шумахер за четыре круга до финиша пропустил шедшего вторым Эдди.
Оправдана ли КТ: да, но видеть Эдди чемпионом, кажется, не хотели не только в «Макларене», но и в «Феррари».
Альтернатива: Гран-при Германии того же года. После аварии Шумахера Скудерия в срочном порядке нашла ему замену в лице Мики Сало. Финн едва освоился за рулем F399, и тут же чуть не выиграл гонку в Хоккенхайме, однако по указу из боксов подарил победу Эдди Ирвайну.
Место: Гран-при Бельгии 1998 года
Что случилось: Ральфу Шумахеру запретили атаковать Дэймона Хилла.
Причина: в той гонке «Джордан» шел к своей первой в истории победе, поэтому босс конюшни Эдди Джордан сделал все, чтобы избежать столкновения пилотов.
Как произошло: молодого и амбициозного Ральфа с трудом, но уговорили не лезть на рожон.
Оправдана ли КТ: тут не до жиру гонка и без того была зрелищной (смотрите видео), а «Джордан» заработал первый дубль в истории.
Место: Гран-при Европы 1997 года
Что случилось: Вильнев пропустил гонщиков «Макларена», а Култхард отдал победу Хаккинену.
Причина: история до того запутанная, что если кто-то ее не слышал, то нужно разъяснить чуть подробнее. Гонка в Хересе была заключительной в сезоне-1997. За победу в чемпионате мира боролись Михаэль Шумахер и Жак Вильнев, но после знаменитого столкновения канадец остался на трассе, в то время как его соперник из «Феррари» сошел. Возможно, Вильнев выиграл бы ту гонку и история пошла по совершенно другому сценарию, но поскольку за лидировавшим Жаком шли два гонщика «Макларена» Култхард и Хаккинен, а между Фрэнком Уильямсом и Роном Деннисом существовал договор о взаимопомощи, то Жака попросили пропустить пилотов «серебряных стрел». Вильнев бы с удовольствием подарил победу другу Култхарду, но на Мику он явно не подписывался, поэтому несколько кругов ушло на то, чтобы уговорить канадца сдать позицию.
Как произошло: Дэвид пропустил Мику, а их обоих Жак. Вильнев до того расстроился, что чуть не упустил и третье место сзади накатывал проводящий последний Гран-при в карьре Герхард Бергер. Обратите внимание на эмоциональных комментаторов в видео. Как и весь мир в тот момент, они были наивными чукотскими парнями.
Оправдана ли КТ: судите сами, но в «Макларене» очень хотели подбодрить Мику, которому злой рок постоянно мешал добиться первой победы в карьере.
Альтернатива: Гран-при Австралии 1998 года. Это был первый этап сезона, в котором, к тому же, гонщики «Макларена» были недосягаемыми для соперников. Болельщики Хаккинена всегда будут утверждать, что обменом позиций с Култхардом команда восстановила справедливость в гонке, ведь ложный пит-стоп ранее отбросил финна с первого места на второе, а болельщики Дэвида лишний раз напомнят о том, что их пилота макнули головой в унитаз. Но правда в том, что если бы любимцем в команде был ДиСи, а не Мика, то никакой рокировки не было бы.
Место: Гран-при Венгрии 1991 года
Что случилось: шедший вторым Риккардо Патрезе пропустил Найджела Мэнселла.
Причина: сезон вступил в решающую стадию, «Уильямс» набрал форму, но задел, который создал Айртон Сенна на старте, сокращаться никак не хотел. «Британскому льву» очень нужны были очки.
Как произошло: в гонке лидировал Сенна, Патрезе со старта шел вторым, но на 45 круге пропустил напарника перед первым поворотом, предварительно помахав рукой, мол, проезжай.
Оправдана ли КТ: пожалуй, да, у Рикардо были чисто математические шансы побороться за титул, но у Найджела этих шансов было больше. Правда, в итоге титул выиграл Сенна.
Альтернатива: Гран-при Австрии 2001 года. Баррикелло, шедший вторым, пропустил Шумахера. Послушайте Жана Тодта: «Рубенс, это последний круг! Пропусти Михаэля ради чемпионата».
Место: Гран-при Сан-Марино 1982 года
Что случилось: Пирони ослушался приказов команды и атаковал Вильнева.
Причина: амбиции Пирони.
Как произошло: оба гонщика «Феррари» комфортно лидировали, поэтому с капитанского мостика поступило указание сбавить темп, чтобы поберечь машины. Жиль Вильнев приказ выполнил, а Дидье Пирони нет. Вместо того чтобы спокойно идти на втором месте, француз догнал напарника, после ожесточенной борьбы опередил его и выиграл гонку. Хорошим отношениям между парнями пришел конец.
Оправдана ли КТ: по горькой иронии судьбы, если бы из боксов не поступил приказ сбавить скорость, Вильнев мог бы победить. И, возможно, трагедии в Бельгии не было бы.
Альтернатива: Гран-при Сан-Марино 1989 года. Договор «кто первый войдет в поворот тот победитель» был нарушен. Впрочем, если подходить к вопросу формально, то Сенна условие не нарушил, поскольку был рестарт... Но какая теперь разница, историю не перепишешь.
Место: Гран-при Бразилии 1981 года
Что случилось: Карлос Ройтеманн не отдал победу Алану Джонсу.
Причина: второй пилот решил стать первым.
Как произошло: Ройтеманн по сути, был вторым пилотом «Уильямса», в его контракте содержался пункт, согласно которому аргентинец мог побеждать в гонках только в тех случаях, если его преимущество над напарником составляло более семи секунд.
На втором этапе сезона в Бразилии аргентинец лидировал, а Джонс спокойно шел вторым, прекрасно зная, что напарник должен отдать ему победу. Однако Карлос явно вознамерился сам побороться за чемпионский титул, поэтому, естественно, победу не отдал. Говорят, Джонс был в дикой ярости.
Что касается титула. Несмотря на то, что Алан явно не собирался помогать напарнику, даже после того, как потерял шансы выиграть чемпионат, счастье Ройтеманна было в его собственных руках. На заключительном этапе в Лас-Вегасе он стартовал с поула, но к финишу пришел только восьмым. Чемпионом стал Пике.
http://video.google.com/googleplayer.swf?docid=-987616238916303203&hl=ru&fs=true
Оправдана ли КТ: в те времена возможно, но сейчас пункт о семи секундах даже представить страшно, пресса порвет команду на части.
Место: Гран-при Италии 1956 года
Что случилось: Питер Коллинз отдал свою машину Хуану-Мануэлю Фанхио.
Причина: В те годы пилоты одной команды могли отдавать свои машины напарникам, однако очки на финише делились поровну. Перед заключительным этапом сезона Фанхио лидировал в чемпионате мира, на 8 баллов опережая ближайшего преследователя и напарника по команде Коллинза. Для того, чтобы стать чемпионом, Питеру нужно было выиграть Гран-при, показать лучший круг гонки и при этом надеяться, что Фанхио очков не наберет. Однако аргентинец был лидером команды
Как произошло: В гонке «Маэстро» сначала вел борьбу за победу, но на 19-м круге заехал в боксы, так как у его «Феррари» возникли проблемы с управляемостью. Однако на этом Гран-при для Фанхио не закончился Коллинз предложил аргентинцу свой автомобиль, на котором тот добрался до финиша вторым. Следует ли уточнять, что чемпионом Питер, разумеется, не стал?
Оправдана ли КТ: другие времена другие нравы.
Альтернатива: Гран-при Великобритании 1957 года Тони Брукс отдал свою машину будущему победителю гонки Стирлингу Моссу.
Эти два случая применения КТ оправданы, там шла борьба за титул...
Обосновать можете?
Фраза «на конку стояло не первое, а второе место» относилась к Гран-при Китая, а не ко всему чемпионату в целом.
Мой комментарий был по следам Ваших пояснений к Бразилии 2007, где КТ была оправдана, и Кими стал чемпионом...здесь похоже, Массу тоже «вели» к титулу, хоть гонка и не была и заключительной.
вот посмотри покруговку. Масса сразу после пита показывает 1:12.965 и 1:12.987, это практически в темпе пустого Райкконена, медленнее буквально на 2 десятые лишь! И это значительно быстрее своих же собственных результатов до пита. После того как Кими всё же выходит вперед, следует настоящий сброс темпа до 1.15. То есть Масса реально рвал изо всех сил.