9 мин.

Lotus 56B. Успех Америки и провал в Европе

Всем привет! С Вами вновь Призраки Формулы-1, и сегодня мы с Вами совершим экскурс в прошлое по обе стороны Атлантического океана, в котором рассмотрим причины, по которой одна и та же идея была успешна в Америке, но полностью провалила себя в Больших Призах.

Никто не будет отрицать, что Колин Чепмен был гениальным талантом в Формуле-1. Монокок, клиновидная форма болидов, активная подвеска, граунд-эффект... Можно привести ещё немало примеров, но среди всех экспериментов мистера Чепмена не все были удачными. Один из таких - газотурбинный двигатель.

STP

Кен Уоллис вместе с Энди Гранателли разработали болид под названием STP-Paxton Turbocar для 500 миль Индианаполиса. Сама по себе идея была безумной. На болид поставили двигатель Pratt & Whitney Canada ST6B-62, который применялся в авиационной сфере! Неудивительно, что вес болида превышал минимально допустимый для болидов серии USAC (прародитель нынешней серии Indycar) почти на 200 килограмм!

Двигатель устанавливался не за пилотом, а в левой стороне болида, в то время как кокпит перенесли на правую сторону. Выглядело это необычно, согласитесь. Но даже на этом не заканчиваются особенности данной концепции. Тронуться с места можно было просто сняв ногу с педали тормоза!

STP и Lotus 56B

Потратив больше года, команда вышла на старт 500 миль Индианапоиса. За руль сел Парнелли Джонс, и едва не устроил сенсацию! Победитель "Старой кирпичницы" 1963 года лидировал незадолго до финиша, но за три круга он расстался с победой, цена которого, как оказалась, в рассыпавшемся шестидолларовом подшипнике. Даже тогда мелочи могли решить исход гонок...

Колин Чепмен не стал долго думать, и построил к следующей Инди-500 свою вариацию газотурбинного болида - Lotus 56. Двигатель на этот раз разместили за спиной пилота, а вес получилось "сбросить" до приемлимых 612 килограмм.

К сожалению, во время тестов одного из болида погиб Майк Спенс, что дало сигнал руководству серии. Игры с газотурбинными двигателями были весьма опасными. Но даже несмотря на гибель своего пилота, Чепмен не стал снимать команду, и в бой три машины повели Грэм Хилл, Джо Леонард и Арт Поллард.

Lotus 56B

Даже несмотря на то, что многие конкуренты заметно прибавили, газотурбинные болиды оставались в лидерах. И если Грэм Хилл сошёл на 111 круге из-за аварии, то два американских пилота продолжали лететь по трассе, Леонард к тому же стартовал с поула. Но всё изменилось на 188 круге, когда у Полларда отказал топливный насос.

Lotus 56B

В тот момент в гонке лидировад Леонард, и какое же разочарование ждало команду, когда он остановился с той же проблемой за 9 кругов до финиша! Увы, но очередная техническая находка не сработала в полную силу из-за копеечной детали...

Уже в следующем году вступил в силу запрет на  такие двигатели, и Лотусы 56 оставались не у дел, до тех пор, пока в голову Чепмена не пришла идея выставить их в Больших Призах.

Lotus 56B

Разумеется, это потребовало определённых изменений. Чтобы пройти полную дистанцию, пришлось установить большие топливные баки, а начавшийся в 1968 году "крылатый бум" привели к тому, что "бескрылые" заокеанские болиды обзавелись антикрыльями, такудачно вписавшимися в общую аэродинамическую картину.

Lotus 56B

Другой проблемой стало обучение пилотов управлению столь нетипичной технике. К их удивлению, у болида напрочь отсутствовало торможение двигателем, и когда они отпускали педаль газа, Лотус продолжал гнать с той же скоростью. Но решение нашли быстро. Ввиду того, что в болиде не было педали сцепления (в коробке была лишь одна передача) и пилоты могли нажимать на тормоз не отвлекаясь сколько душе угодно, в болиде попросту усилили тормоза. Дебют намечался на внезачётную Гонку Чемпионов, которая должна была пройти на Брэндс-Хетче.

Lotus 56B

Доверено было вести в бой новинку лидеру команды - Эмерсону Фиттипальди, и он в целом не подвёл. Во время дождевой практики он был недосягаем (полный привод в действии), и остальным пилотам оставалось лишь надеяться на какие-либо проблемы. И они возникли, когда трасса высохла.

Lotus 56B

По сухой трассе всё преимущество сошло на нет, и Эмерсону в гонкепришлось бороться всередине пелотона. Но эта борьба продолжалась 34 круга, после чего он сошёл с отказавшей подвеской. Аналогичные проблемы вывели его из борьбы в Сильверстоуне, где проходила смежная гонка с чемпионатом F5000, только там сход был уже на третьем круге первой гонки. Но во второй гонке он приехал на третье место, что давало надежды на успех в официальных этапах чемпионата.

Lotus 56B

И Чемпен решился. Команда привезла болид на четвёртый этап в Голландию, но вместо того, чтобы посадить за руль имевшего опыт Фиттипальди, Колин отдал предпочтение новичку команды - новозеландцу Дейву Уокеру. В квалификации он оказался всего лишь 22м из 24 пилотов. Но к счастью команды, в гонке пошёл дождь, который позволил совершить Уокеру прорыв с 22 на 10 место всего за 5 кругов!

Lotus 56B

Чепмен внимательно следил за прорывом молодого пилота, тем более, что он показывал времена быстрее Жаки Икса и Педро Родригеза! Но увы, молодость сыграла злую шутку, и Уокер вылетел в гравий и вынужден был сойти .

После него эстафету принял швед Рейне Виссель, которыйповёлболид в бой на шестом этапе в Сильверстоуне. И если в квалификации он показал 19 время, в двух с половиной секундах от поула, то гонка обернулась полным кошмаром. Швед доехал до финиша, но в 11 кругах от победителя! Разумеется , он не попал в итоговую классификацию. Теперь настала очередь Фиттипальди защитить проект...

Lotus 56B

Этап в Монце подходил для этого как нельзя лучше. Сверхскоростная трасса с минимумом поворотов, разве что дождь оставалось вызвать команде, но нет. Весь уик-енд стояла жаркая погода, и пришлось решать две проблемы - лишний вес и недостаток скорости. С первым быстро справились. Правильно рассудив, что в оригинальном обвесе болид будет куда лучше выглядеть на трассе, Чепмен дал приказ снять антикрылья, и это дало небольшую прибавку к скорости.

Lotus 56B

Этого хватило лишь на 18 место на старте, и по-хорошему говоря, в гонке было мало шансов на успех. Но сама по себе гонкабыла весьма богатая как на события, так и на сходы, в результате чего Эмерсон поднимался всё выше и выше в итоговой классификации. Также болид становился заметно легче с каждым кругом, этому правда способствовал огромный расход топлива, едва не приближавшийся к 100 литрам на 100 километров.

Lotus 56B

И когда на последнем круге развернулась настоящая драма в борьбе за победу (Питер Гетин, Ронни Петерсон, Франсуа Север, Маук Хэйлвуд и Хоуден Генли до самого последнего метра боролись, и их разделило меньше секунды, к слову - самый плотный финиш в истории), Эмерсон Фиттипальди смог довести болид на весьма неплохом восьмом месте, правда из десяти финишировавших машин. Но проигрыш составил всего круг, и это было достаточно успешным выступлением для Lotus 56B. Оно же и стало последним в истории болида для Больших Призов.

Lotus 56B

Правильно рассудив, Колин Чепмен переключил внимание на Lotus 72, который стал весьма успешным, и выходил на старт вплоть до 1975 года. А модель 56B так и осталась самым странным экспериментом Больших Призов. Весьма успешный концепт для скоростных овалов Америки увы никак не подходил для Формулы-1, что и определило его судьбу.

С Вами был Никита Голосов, до новых встреч!

P.S.: Немного современных фото с различных выставок, наслаждайтесь!

Lotus 56B
Lotus 56B
Lotus 56B
Lotus 56B
Lotus 56B
Lotus 56B