Шестиколесные монстры. Часть первая: March 2-4-0
Всем привет! С Вами Призраки Формулы-1, и сегодня мы откроем небольшой цикл, посвящённый эпохе шестиколёсного безумия, к которому пришли некоторые команды, в поисках способов уменьшения лобового сопротивления болида. История Tyrrell P34 известна всем, кто хоть немного интересуется историей Больших Призов, поэтому мы рассмотрим его "последователей".
В 1976 году, один из сооснователей команды March, и по совместительству главный конструктор Робин Хёрд, наблюдая за успехами коллектива Кена Тирелла, пришёл к выводу, что концепция четырех колес спереди изжила себя (к тому же, Goodyear планировали прекратить производство 10-дюймовых колес лишь для одной команды). Однако, от экспериментов с дополнительной осью никто не хотл отказываться, и Хёрд решил попробовать установить сзади дополнительную ось.
Ввиду того, что задние колёса были диаметром 24 дюйма, было принято решение установить сзади такиеже шины, что и спереди. Это же должно было привести к уменьшению лобового сопротивления. Проект получил название 2-4-0, которое подразумевало под собой следующее описание колёсной схемы: два ведущих колеса, четыре приводных колеса и ноль поддерживающих колёс (Классификация Уита в действии).
Макс Мосли, оценив все достоинства и недостатки проекта дал добро на постройку прототипа. Также, он считал, что этот прототип позволит привлечь потенциальных спонсоров, как это получилось у Тирелла. К сожалению, у команды был острый кризис финансов, и о постройке полностью нового проекта не шло и речи. Но компромисс был найден: инженер Уэйн Экерсли использовал по максимуму детали от March 761 при постройке прототипа 2-4-0.
Главной особенностью болида стала трансмиссия. Её сложная конструкция была призвана снизитьлюбые потери мощности от трения. Также, требовалось усилить коробку передач, всё-таки мощность должна была стать больше и передаваться на четыре колеса. Оригинальные разработки коробки передач, представленные Хёрдом должны были решить все проблемы, связанныые с жёсткостью и надёжностью коробки, но по финансовым и производственным причинам в качестве основы взяли стандартную коробку передач от Hewland.
Точнее, Hewland устанавливалась на "первую" ось, а ко второй просто шли дополнительные зубцы от первой оси, которые закрывались корпусом.
После того, как прототип был построен, его представили широкой публике в конце ноября 1976 года. Пресса проявила к данному мероприятию огромный интерес, например, издание Autosport разместило фотографию 2-4-0 наобложке журнала. Одновременно с этим, команда объявила о полноценной тестовой программе, запланированной на конец года.
Первые тесты состоялись в декабре 1976 года, и к ним было приковано огромное внимание со стороны прессы. На трассе стояладождливая погода, и оценить весь потенциал было бы достаточно проблематично. К сожалению, даже в таких условиях не выдержала коробка передач, которая отказала уже на первом круге!
Исправить что-либо на месте небыло никакой возможности, поэтому команда приняла единственно верное решение - демонтировали шестерни со второй оси. Конечно же, пресса не узнала об этом, и после того, как болид под управлением Хоудена Генли вышел вновь на трассу, журналисты думали, что с автомобилем не произошло никаких изменений. Темп на трассе был невысоким, ввиду погодных условий, но пресса всё-равно признала тесты весьма успешными. Но проект ждал сильный удар.
Проблемы с коробкой передач показали, что проект требует большого финансирования и времени, но компания не могла себе позволить такие траты, и приоритет 2-4-0 заметно снизили. Но проект не стали закрывать, и на февраль 1977 годабыли назначены новые тесты.
Ян Шектер, брат чемпиона мира Джоди Шектера, а по совместительству заводской пилот команды March вывел на трассу болид с обновленной коробкой передач. Но как и в декабре, это был дождливый Сильверстоун. Шектер отметил, что болид обладал "невероятной" тягой. Болид снова попал на обложку Autosport, доказывая, насколько пристальное внимание было приковано к нему.
К сожалению, взвесив все за и против, а также оценив финансовую обстановку компании, Мосли и Хёрд решили прекратить разработку прототипа и на старт чемпионата вышел March 771, с "традиционной" компоновкой колёс.
Однако, на этом история March 2-4-0 не закончилась. Двукратный чемпион Великобритании по подъёму на холм Рой Лэйн выкупил прототип и коробку передач, разработанную Хёрдом.
Прототип показал себя с хорошей стороны особенно на дождевых заездах, и это вылилось в несколько побед, включая победу в Wiscombe Park в мае 1979 года. Но во время "сухих" заездов прототипу было сложно бороться с четырехколесными собратьями, и в конце года Лейн отказался от выступлений на данном прототипе.
Несмотря на очень короткую и неуспешную историю проекта, в 1982 году Вильямс разработали свой проект, но о нёмвдругой раз. А для команды 2-4-0 стала высшей точкой, в конце 1977 года команда ушла из Больших Призов, после провального сезона. Были возвращения в 1982 и 1987 году, но к чему-то серьёзному они не привели.
Сейчас 2-4-0 часто появляется на различных гоночных фестивалях, включая легендарный фестиваль в Гудвуде, где радует зрителей своими выступлениями.
С Вами был Никита Голосов, до новых встреч!
P.S. Немного фотографий с Гудвуда разных лет.