7 мин.

«Ред Булл» хочет найти следующего чемпиона мира». Почему Квята вернули в «Торо Россо»

Эксперт Марк Хьюз объясняет, из-за чего российский гонщик не удержался в топ-команде.

alt

Понижение Даниила Квята из «Ред Булл» в «Торо Россо» и повышение Макса Ферстаппена, проследовавшего в обратном направлении, олицетворяет требовательность Гельмута Марко к гонщикам молодежной программы «Ред Булл».

Спустя две гонки после великолепного подиума на Гран-при Китая, завоеванного в составе основной команды, Квят обнаружил себя в молодежной конюшне – до конца нынешнего сезона. Разумеется, катализатором всех этих перестановок стало двойное столкновение Даниила с Себастьяном Феттелем в первые секунды домашнего Гран-при России. Но причины данной рокировки лежат гораздо глубже.

С одной стороны давление оказывал лагерь Макса Ферстаппена – чтобы 18-летний гонщик получил шанс в главной команде, ведь «Мерседес» и «Феррари» планировали переманить его к себе уже в следующем сезоне. Удовлетворить Ферстаппенов (в особенности отца Макса, Йоса) мог лишь перевод в основную команду на место напарника Даниэля Риккардо. Это бы хорошо защитило долгосрочные интересы Макса и показало, что его будущее связано с семьей «Ред Булл».

Йос Ферстаппен привык защищать интересы своего мальчика подобным образом. Чтобы помочь сыну получить место в «Формуле-1», он использовал похожую тактику. Когда «Ред Булл» впервые проявил интерес к Максу и предложил присоединиться к своей молодежной программе, голландцу было 16 лет и он проводил первый сезон в «Формуле-3». Йос настоял, что Макс присоединится к семье «Ред Булл» только в случае мгновенного перехода в «Формулу-1»: Ферстаппен-старший не был заинтересован в том, чтобы Макс оказался одним из многих пилотов молодежной программы, которые бьются между собой за возможность попасть в «Ф-1» в будущем. Либо «Формула-1» сразу – либо нет, спасибо.

alt

Одновременно долгосрочное соглашение предлагал Максу и «Мерседес» – и Йос во время переговоров обратил это в свою пользу. Его жесткий, практичный и не допускающий компромиссов подход сыграл в звездном восхождении Макса такую же важную роль, как и взрывные выступления Ферстаппена-младшего на трассе. Макс творил сенсации, Йос делал так, чтобы они имели максимальный эффект, сохраняя жизненно важную видимость импульса. Нынешний переход все это лишь подтвердил.

Тем не менее, шанс, которым так здорово воспользовались Ферстаппены, стал следствием того, что Квят выступал ниже своих возможностей. Речь идет не только о Гран-при России – в Сочи, скорее всего, для пилота, находившегося под колоссальным давлением, неудачно сложились обстоятельства. При снижении скорости с 290 до 80 км/ч Квяту не хватило совсем чуть-чуть, чтобы идеально затормозить перед первым поворотом и не ударить «Феррари». Второе столкновение – которое так сильно разозлило Феттеля и Марко, – произошло из-за того, что Феттель слишком сильно сбросил скорость, в то время как Квят, атаковавший на пределе, находился прямо позади него. Феттель сбросил скорость, потому что почувствовал, что машина получила повреждения. Квят никак не мог знать, что Феттель собирается действовать подобным образом. Так что это был всего лишь неудачный гоночный инцидент. Но поскольку все это случилось сразу после Гран-при Китая, где Феттель был в ярости от действий Квята (хотя они были совершенно законные), россиянин оказался в самом центре внимания. Но нет, выступления ниже ожиданий происходили до России.

Хотя в прошлом году Квят набрал немного больше очков, чем лидер команды Риккардо, по-настоящему вырваться вперед россиянин не смог. В тех случаях, когда можно было провести прямое сравнение Квята с Риккардо в квалификациях, ситуация неизменно складывалась в пользу австралийца. Вот данные:

Даниэль Риккардо против Даниила Квята в квалификациях в сезоне-2015

alt

Австралия: нет данных для сравнения, у Квята возникли проблемы с двигателем

Малайзия: Риккардо был быстрее на 0,4 секунды

Китай: нет данных для сравнения, у Квята возникли проблемы с двигателем

Бахрейн: нет данных для сравнения, у Квята возникли проблемы с электрикой

Испания: нет данных для сравнения, у Риккардо возникли проблемы с двигателем

Монако: Риккардо был быстрее на 0,1 секунды, несмотря на проблемы с картографией настроек двигателя (стоившие еще 0,2 секунды)

Канада: Квят был быстрее на 0,035 секунды

Австрия: Нет данных для сравнения. Риккардо, уже имея штраф за двигатель, работал с антикрылом, подготовленным для Монцы

Великобритания: Квят был быстрее на 0,3 секунды, но более быстрый круг Риккардо аннулировали

Венгрия: Риккардо был быстрее на 0,5 секунды

Бельгия: Риккардо был быстрее на 0,15 секунды во втором сегменте (в третий сегмент Квят не прошел)

Италия: Нет данных для сравнения. У обоих пилотов возникли проблемы с двигателем, Риккардо не участвовал во втором сегменте

Сингапур: Риккардо был быстрее на 0,3 секунды

Япония: Нет данных для сравнения, Квят разбил болид (во втором сегменте Даниил был на 0,1 медленнее Риккардо)

Россия: Риккардо был быстрее на 0,2 секунды во втором сегменте (Квят не прошел в третий сегмент)

США: Риккардо был быстрее на 0,5 секунды

Мексика: Квят был быстрее на 0,001 секунды

Бразилия: Нет данных для сравнения, гонщики работали с двигателями разной спецификации

Абу-Даби: Риккардо был быстрее на 0,5 секунды

Результат по итогам сравнений, когда это было возможно: Риккардо – Квят: 8-2. В среднем преимущество Риккардо составило 0,261 секунды.

Квят сумел заработать больше очков только из-за того, что когда болид «Ред Булл» был конкурентоспособным – во второй половине сезона, – его машина работала надежнее, чем у Риккардо. На ранней стадии сезона более надежнее был болид Риккардо, но это не принесло австралийцу большого количества очков, потому что в тот момент машина была не слишком конкурентоспособной.

В прошлом году пик давления на Квята пришелся на Гран-при Японии, когда Гельмут Марко сказал Даниилу прибавить, если тот хочет сохранить за собой место в основной команде в 2016 году. По ходу свободных заездов, проходивших под дождем, я находился в непосредственной близости от трассы и отмечал, что Даниил демонстрировал самый агрессивный пилотаж, что я когда-либо видел в его исполнении. Он входил в повороты на огромной скорости, используя каждый сантиметр трассы. В квалификации, проходившей в сухих условиях, он также был невероятно агрессивен – но переборщил. В результате, стремясь использовать всю ширину трассы при прохождении скоростного десятого поворота, он заехал одним колесом на траву. Итогом стала зрелищная – с оторванным колесами и перевернувшимся болидом – авария.

Смелость Квята никогда не ставилась под сомнение. Но против опытного, сильного во всех областях и невероятно уверенного в себе таланта вроде Риккардо – который, не будем забывать, победил Себастьяна Феттеля в бытность их напарничества – этого оказалось недостаточно. По обычным стандартам Квят является очень быстрым и действительно многообещающим гонщиком. Но весь смысл существования молодежной программы «Ред Булл» заключается в том, чтобы найти следующего чемпиона мира. Те, кто в нее попадают, при правильном подходе к делу могут получить свой шанс. Если картина больше похожа на «хороший гонщик «Формулы-1», заслуживающий места на решетке», чем на «будущего чемпиона», то от пилота отказываются.

alt

Вспомните Кристиана Клина, Витантонио Лиуцци, Хайме Альгерсуари, Себастьяна Буэми и так далее. Прошлогодние выступления Квята склоняли мнение Гельмута Марко в определенном направлении. В этом году у Даниила был второй шанс. В четырех первых гонках Квят стабильно уступал Риккардо в квалификациях, а потом произошел сочинский инцидент. Что сказать – интересы Ферстаппенов и Марко совпали, и сделали эту перестановку неизбежной. Логика прослеживается просто железная.

Теперь Ферстаппену предстоит соперничать с Риккардо – и это будет поистине захватывающее состязание. Что случается, когда объект, который невозможно остановить, сталкивается с недвижимой силой? Помимо этого, Квят должен постараться восстановить свою репутацию – сражаясь против молодого напарника Карлоса Сайнса-младшего, который доказал, что в квалификациях может как минимум не уступать Ферстаппену.

Получить ответы на все эти вопросы исключительно в интересах «Ред Булл». Более того, это также успокоит обстановку в «Торо Россо», которая в последнее время начала накаляться из-за соперничества лагерей Ферстаппена и Сайнса – давление только увеличивалось из-за того, что Квят выступал немного хуже, чем мог. Обе стороны могли буквально учуять эту возможность. В квалификации на этапе в Сочи руководитель «Торо Россо» Франц Тост буквально вспыхнул и был крайне недоволен Ферстаппеном и его гоночным инженером Шеви Пужоларом, когда они ушли в «свободнее плавание», начав действовать вопреки плану команды при выборе шин. На другой стороне боксов Карлос Сайнс-младший был сильно расстроен из-за своего круга во втором сегменте – который, как казалось, должен был точно позволить ему пройти в третий сегмент вместе с Ферстаппеном – но был испорчен, когда Карлос обнаружил медленную машину на последнем секторе. Чья это была машина? «Ред Булл» Даниила Квята...

Источник – Motorsportmagazine

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Dan Istitene