Формула 1. 10 главных итогов чемпионата 2015 года
Очередной сезон главного гоночного чемпионата мира (да не обидятся на меня фаны MotoGP и WRC) завершился. Не сказать, что неожиданно, но и без сюрпризов (как приятных, так и не очень) не обошлось. На то она и Формула 1. Все команды и пилоты в течение этого сезона переживали как взлеты, так и падения. Но обо всем по порядку.
1. Mercedes. По старой схеме
Штутгартский концерн, камня на камне не оставив от соперников в прошлом году, решил пойти по тому же пути в году нынешнем. Сказать, что пилоты Mercedes были в какой-то другой, своей лиге – значит, ничего не сказать. Такого доминирования Формула 1 еще не видела. Парочка Хэмильтон-Росберг вкупе с практически идеальным F1 W06 Hybrid переплюнула даже легендарных Сенну и Проста с их MP4/4, установив бесчисленное количество новых рекордов, которые вряд ли будут перебиты в ближайшее время.
И если итоговая позиция команды в Кубке Конструкторов сомнений не вызывала, то вопрос о чемпионе мира в личном зачете оставался открытым. Пусть и не до финала сезона в Абу-Даби, но борьба велась ожесточенная, с взаимными упреками и недовольством друг другом. И если прошлогодний болид Mercedes положил только начало конца дружбы между Льюисом и Нико, то болид этого года окончательно рассорил соседей по дому в Монако.
Но если быть объективным, то Льюис однозначно был сильнее немца в этом сезоне, позволяя тому лишь подбирать крохи с барского стола. В борьбе колесо в колесо Росберг был не так силен, что и предрешило исход чемпионата. Лишь только освободившись от оков давления на результат, Нико буквально полетел, выиграв три последние гонки чемпионата. Хороший задел на будущее?
2. Ferrari. Снова на коне
В конце прошлого сезона казалось, что кризис в Маранелло только усиливался. Команда, сытая по горло всевозможными подковерными интригами, срочно нуждалась в перестройке. Таковая случилась и, как оказалось, принесла свои плоды, причем, в удивительно короткий срок.
На место капризного Фернандо Алонсо пришел изголодавшийся до побед Себастьян Феттель, который, в свою очередь, нуждался в срочном восстановлении своей репутации после провального прошлого сезона в Red Bull. Ну а во главе Скудерии встал харизматичный Маурицио Арривабене.
Эти и многие другие факторы принесли Ferrari целых три победы, во многом благодаря отличной работе итальянских мотористов, которые под конец сезона вплотную подобрались к конкурентам из Mercedes, что обещает нам ожесточенную борьбу уже в следующем сезоне. Неужели алый жеребец восстает из пепла?
Не испортил картины и финский ветеран Кими Райкконен, которому перемены в коллективе также пошли на пользу. Айсмен, пусть и немного растерявший в скорости за последние годы, все еще может показывать сопоставимые с амбициями команды результаты, что видно по трем подиумам (причем, на всех трех ночных гонках сезона). Однако расслабляться уже точно нельзя, и следующий сезон будет решающим для ветерана в контексте возможного продолжения карьеры.
3. Williams. Переизбыток консерватизма
После отличного прошлого сезона казалось, что Williams могут навязать борьбу пилотам Mercedes в этом году. Однако, не сложилось. Нельзя назвать какую-то конкретную причину этого спада, скорее, это совокупность нескольких факторов.
Одним из них были постоянные ошибки в гонках, как тактические, так и оплошности во время самих пит-стопов. Чего только стоит путаница с типами резины на машине Валттери Боттаса во время Гран При Бельгии. Также на счету механиков Williams еще и выпуск с пит-стопа все того же Боттаса прямо на Дженсона Баттона во время гонки в Абу-Даби.
Стратеги команды сэра Фрэнка также не блистали. Единственный раз, когда победа в гонке была так близка (на ГП Великобритании), они повели себя слишком консервативно, упустив в итоге не только возможную викторию, но и подиум.
Еще одним фактором неудач Williams оказалось не самое удачное шасси. Новый болид FW37 оказался настолько «дубовым», что попросту отказывался ехать на некоторых автодромах, выезжая только за счет мотора Mercedes. А на медленных трассах типа Монако или Венгрии пилоты Williams откровенно были статистами и ничего не могли с этим поделать.
Однако третье место по итогам чемпионата можно считать довольно успешным результатом, особенно, если вспомнить, где был Williams несколько лет назад. Но и почивать на лаврах, как в этом году, у коллектива из Гроува не получится, так как в следующем сезоне соперники обещают подтянуться, и борьба будет еще плотнее. Поэтому инженерам нужно отбросить свои консерваторские убеждения и придумать оригинальное решение для своего нового болида. Иначе команда рискует скатиться еще дальше в следующем сезоне.
4. Red Bull. Когда одних крыльев бывает недостаточно
В прошлом году австрийский концерн во многом стал заложником новой турбо-эры в Формуле 1. Их партнеры из Renault оказались не готовы к новому регламенту, что послужило причиной провального сезона. Наступил новый сезон, мотористы Renault свято клялись в том, что новый двигатель будет лучше, а воз и ныне там. Все те же проблемы с надежностью и все та же нехватка мощности на прямых сделали свое черное дело.
В этом сезоне пилотам Red Bull удалось лишь трижды взойти на пьедестал почета. И сделано это было не благодаря чистой скорости болида и мощности мотора, а из-за провалов пилотов Mercedes и некоторой неразберихи в пелотоне. В остальном же, Даниэлю Риккьярдо и Даниилу Квяту приходилось довольствоваться малым, лишь изредка претендуя на подиумы.
Что касается пилотов, то скажу честно, Дэн немного разочаровал, по крайней мере, лично меня. Нет, скорость никуда не делась, но появились непростительные для победителя Гран При ошибки. На ум сразу приходят столкновения с пилотами Mercedes в Венгрии и авария в США с Нико Хюлькенбергом. Приятно, что австралиец борется до конца, но в этом сезоне он слишком часто переходил позволяемую грань.
В отличие, например, от своего партнера по команде. Даниил Квят снова провел очень хороший сезон, с первой же попытки переиграв более опытного напарника. Да, может гонки у россиянина получались не такими яркими, но свое он брал по итогам заезда, стабильно зарабатывая очки, когда того позволял капризный болид Red Bull.
В целом, подопечные Кристиана Хорнера и Хельмута Марко выжали максимум из сложившейся ситуации, но будущее команды довольно туманно. Несмотря на конфликт с их многолетними партнерами из Renault, последние все же согласились на поставку двигателей в следующем сезоне, правда, уже под другим названием. Насколько удачным будет этот мотор, известно лишь одному гоночному Богу, но уже сейчас ясно одно: легкой жизни у австрийцев в следующем году точно не будет.
5. Force India. Из грязи в князи
Для команды Виджея Мальи этот сезон начался просто кошмарно. Финансовые проблемы вынудили команду начинать этот чемпионат с практически прошлогодним шасси, немного доработанным в соответствии с регламентом 2015 года. И результаты первых гонок не сулили команде ничего хорошего. Пилоты с трудом выцарапывали так необходимые коллективу очки, а инженеры в спешном порядке готовили болид версии «Б», который должен был решить существующие проблемы.
Новая машина была готова лишь к гонке в Великобритании и поначалу оказалось немного сыроватой. Однако, раскатившись и избавившись от детских болезней, болидVJM08B стал грозным оружием в руках у таких классных пилотов, как Нико Хюлькенберг (которые по ходу сезона выиграл легендарные 24 часа Ле-Мана за рулем Porsche) и Серхио Перес.
И если перед началом сезона Нико котировался выше напарника, то под конец сезона Серхио просто не оставил шансов напарнику, по пути завоевав подиум на ГП России. Отличный пилотский состав и удачный болид вкупе с мотором Mercedes вернул Force India из небытия, где команда оказалась в начале года.
Плюс ко всему, велика вероятность сделки с Aston Martin (о которой должны объявить 15 декабря), которая может значительно укрепить положение команды. Судя по всему, Force India ожидает светлое будущее, в котором ей предстоит сделать следующий шаг…
6. Lotus. Гонки на выживание
В похожем положении в начале сезона (да и по ходу всего чемпионата) находился и Lotus. Команда откровенно терпела бедствие в финансовом плане, находясь под постоянным давлением кредиторов и поставщиков. В итоге дошло до того, что сам Берни Эклстоун из своего кармана погашал долги коллектива из Энстоуна, над которым постоянно висела неопределенность ввиду того, что боссы Renault долгое время не принимали решения по поводу покупки команды.
Результаты на трассе также не могли добавлять большого оптимизма. Постоянно попадал в разного рода инциденты штатный крашер Ф1 – Пастор Мальдонадо. Однако его спонсорская поддержка делала свое дело, позволяя команде Lotus существовать, а венесуэльцу – гоняться. Единственным светлым пятном в этом сезоне стал бельгийский подиум Романа Грожана.
В итоге, как вы уже знаете, на базе Lotus начнет свое очередное возвращение в Формулу 1 заводская команда Renault. Уже без Грожана, но вместе с Пастором Мальдонадо и присоединившимся Джолионом Палмером. Что из этого получится, увидим уже в следующем сезоне.
7. Toro Rosso. Молодые быки
Молодежная программа подготовки пилотов Red Bull уже не первый год снабжает талантами Королевские Гонки. Этот сезон не стал исключением, скорее даже, наоборот, превзошел все ожидания. Молодые (даже юные) Макс Ферстаппен и Карлос Сайнс-младший стали настоящими открытиями чемпионата (в большей степени это касается Макса). Такого дебюта в Ф1 не было давно. Ферстаппен уже получил свой заслуженный приз лучшему дебютанту сезона, наглядно подтвердив выбор (как казалось в прошлом сезоне, очень рискованный) доктора Марко по поводу включения Макса в молодежную программу Red Bull.
Что касается Карлоса, то на его долю выпали практически все технические проблемы болида (а точнее, злосчастного мотора Renault). Именно из-за многочисленных поломок он недосчитался большого количества очков, в итоге разгромно уступив Маску в личном зачете. Хотя квалификационный счет был все же в пользу Сайнса, что еще раз доказывает его скорость по отношению к Ферстаппену.
В следующем сезоне Toro Rosso будет использовать моторы Ferrari образца 2015 года, что должно значительно повысить «доезжаемость» болидов до финиша. Несмотря на этот риск, есть уверенность в том, что команда вряд ли провалиться в следующем сезоне (уж больно были хороши итальянские силовые установки), а при некотором стечении обстоятельств сможет преподнести приятные сюрпризы. В таланте «молодых быков» сомневаться не приходится…
8. Sauber. С миру по нитке
В наиболее плачевном состоянии (за исключением Manor) был Sauber. Провал в прошлом сезоне и, как итог «пролет» мимо солидных призовых, буквально поставил команду на колени. В результате им пришлось полностью обновить свой пилотский состав, посадив за руль типичных рента-драйверов в лице Маркуса Эриксона и дебютанта сезона Фелипе Насра, который, к слову, проявил себя довольно неплохо на фоне более опытного шведа.
Несмотря на солидные вливания от спонсоров Эриксона и Насра, на доработку болида по ходу сезона средств явно не хватало. Иначе как можно объяснить тот факт, что первые серьезные обновления пилоты получили уже в последней части чемпионата? Из-за этого Sauber редко заезжал в призовую десятку, почти половину своего очкового багажа завоевав в первой гонке сезона.
Сложно сказать, какое будущее ждет подопечных Мониши Кальтенборн. С одной стороны, моторы Ferrari могут помочь команде, если вдруг и в Renault, и в Honda возьмутся за старое (читай, снова облажаются). С другой стороны, в следующем году приходит новая команда Haas F1, и скорее всего, именно американцы будут получать основную поддержку от Ferrari, а не Sauber. Поэтому команду ждет еще один очень сложный сезон, главной задачей на который будет просто выжить…
9. Mclaren. Трудности перехода
О Mclaren Honda в этом году не писал только ленивый. Всего за один год им удалось превратить этот альянс, который был ночным кошмаром всех команд конца 80-х, в объект насмешек и нескончаемых шуточек. И смех, и грех – именно так можно охарактеризовать сезон 2015 года для подопечных Рона Денниса и Ясухисы Араи.
Постоянные отказы японских движков, жалобы пилотов на поведение машины, шуточный подиум от Алонсо и Баттона в Бразилии, просмотр квалификации все того же Алонсо во все той же Бразилии – вот и все, чем запомнился нынешний сезон для болельщиков великой некогда команды. О результатах лучше не вспоминать, а еще лучше – забыть, так как этот год стал худшим для команды с 1980 года!
Пока непонятно, как планируют исправлять сложившуюся ситуацию мотористы и инженеры, но им наверняка потребуется как минимум чудо, чтобы заставить всех забыть о катастрофе 2015 года. Да прибудет с ними сила, что ли…
10. Manor. Спасибо, что живой
В современной истории Ф1 редко происходят такие случаи, когда команда спасается от неминуемой гибели в самый последний момент. Команде Manor/Marussia удалось невозможное. Пережив клиническую смерть в виде банкротства и практически полной распродажи имущества, коллектив спас британский бизнесмен Стивен Фитцпатрик, который вдохнул в него новую жизнь. Жизнь, которая, во многом, стала возможной благодаря геройству покойного Жюля Бьянки на ГП Монако’14. Очки, полученные в той гонке, позволили команде занять 9 место в Кубке Конструкторов и получить возможность забрать причитающиеся ей призовые.
И вот, команда вышла на старт. Не сразу, не с первой гонки. Но вышла. И прошла весь сезон. Пусть и отставая от лидеров на несколько кругов и проигрывая по 4 секунды на круге. Самое главное, что команде удалось выжить в таких непростых условиях, а это дорогого стоит.
К сожалению, это не значит, что команде больше не угрожает банкротство и уход из Ф1. Деньги Фитцпатрика не бесконечны, и если не появиться потенциальный покупатель, то команда может снова покинуть стартовые протоколы, на этот раз, уже навсегда. Остается только надеяться, что новое шасси вкупе с мотором Mercedes поможет коллективу подняться с колен.
#17. Жюль Бьянки
Вспоминая события уходящего формульного года, нельзя не вспомнить и Жюля Бьянки, который покинул этот мир 17 июля 2015 года. Трагедия, которая всколыхнула мир Формулы 1 и все гоночное сообщество, заставила всех вспомнить, что автоспорт остается опасным занятием.
Но мы будем помнить талантливого француза в первую очередь за бойцовский характер и волю к победе. За стремление жить своей мечтой – быть гонщиком Формулы 1.
Послесловие
Очередной сезон закончился, но впереди у нас совершенно новый гоночный год. Время пролетит незаметно, и вот уже совсем скоро команды будут проводить презентации своих новых болидов, затем выведут их на тесты в Барселоне, а там уже и до Мельбурна рукой подать. Встретимся в 2016!
Любите гонки!