Гран-при Абу-Даби. Лидерство «Мерседесов», песнопения Феттеля, проблемы Сайнса и другие события пятницы
Росберг, «Феррари», «Ред Булл» и «Уильямс» пытаются достойно завершить сезон.
20:03 Друзья, на сегодня все, увидимся завтра, заключительная официальная практика «Формулы-1» в этом году начнется в 13:00 по московскому времени.
20:00 И последний на сегодня – Даниил Квят:
«Сегодня все прошло не так уж плохо. В целом баланс машины был не слишком идеален, так что вечером нам есть над чем работать. Нужно сделать так, чтобы болид вел себя более стабильно и лучше управлялся, но такая ситуация вполне обычна для пятницы. Начиная с третьего места борьба кажется очень плотной, так что мне кажется, что сражение за третью позицию пока открыто. Хотя сложно сказать, что именно ждет нас завтра. Разумеется, мы нацеливаемся на борьбу за эти места, это было бы здорово, и я надеюсь, что борьба за третье место продолжится завтра. Нам нужно подкорректировать пару вещей, и тогда завтра мы будем участвовать в сражении».
19:55 Нико Хюлькенберг доволен:
«Я доволен, день прошел успешно, мы проехали много кругов. Утром мы были заняты тестированием различных деталей, и все прошлом по плану. Вторая практика получилась простой, у нас не возникло проблем, а темп на короткой дистанции очень хорош. Мы еще можем улучшить темп на длинной дистанции, так что нам нужно понять, что мы можем изменить к завтрашнему дню. В целом я настроен позитивно».
19:50 Серхио Перес стал одним из главных сюрпризов дня. Мексиканец рассказывает:
«Несмотря на проблемы с тормозами, возникшие вечером, мы хорошо провели день. Результаты первой сессии здесь не слишком показательны, потому что днем температура намного выше, чем вечером, когда проходят квалификация и гонка. Так что мы воспользовались возможностью и протестировали некоторые детали, которые помогут команде в работе над машиной следующего года.
Вторая практика прошла очень хорошо: я с самого начала очень комфортно чувствовал себя за рулем болида, изменения настроек сработали хорошо. Наша программа работы на длинной дистанции была прервана поломкой тормозов, но мы получили много данных с машины Нико, и вечером сможем их проанализировать. Нам удалось подобрать очень хороший базовый вариант настроек, так что завтра мы должны быть в отличной форме».
19:35 Итоги дня от пилотов «Уильямса».
Валттери Боттас: «Вполне нормальная пятница, мы как обычно занимались поиском оптимальных настроек для обоих болидов. Мы добились желаемого результата, но пока немного не дотягиваем до установленных целей. Завтра постараемся прибавить».
Фелипе Масса: «Ожидал, что мы выступим немного лучше. По сравнению с некоторыми соперниками мы не слишком сильно прибавили в скорости, когда перешли с «софта» на «суперсофт», так что именно в данном компоненте нам будет нужно добиться прогресса завтра. К тому же, к началу первого быстрого круга на «суперсофте» шины были готовы не на сто процентов. Не думаю, что эти проблемы можно считать серьезными, так что я надеюсь, что завтра все пройдет как надо».
19:25 Даниэль Риккардо подвел итоги пятничных свободных заездов перед Гран-при Абу-Даби:
«Мы немного доработали утренний вариант настроек, и все прошло хорошо. Здесь важна именно вечерняя сессия, потому что квалификация и гонка проходят именно в таких условиях. Так что я доволен тем, как прошел день. Пилоты «Форс-Индии» были удивительно быстры, а к субботе «Феррари» и «Уильямс», как и всегда, сделают шаг вперед.
Без сомнения, мы еще способны прибавить, но, вероятно, не слишком сильно. Сегодняшний результат отражает нашу скорость, так что посмотрим, что случится в субботу. Надеюсь, другим командам не удастся сильно сократить отставание. Мы будем довольны, если квалифицируемся в первой пятерке».
19:15 Хэмилтон рассказывает обо всем подробнее:
«В общем и целом ощущения от управления машиной по ходу уик-эндов не меняются, но здесь наш темп на длинной дистанции пока не слишком хорош. Именно над этим нам нужно работать. В перерыве между первой и второй практикой мы внесли в настройки болида изменения и ситуация немного улучшилась, но к третьей практике нам нужно еще немного прибавить.
Как я уже сказал, в данный момент наш гоночный темп кажется мне не слишком хорошим. Однако к моменту начала гонки мне обычно удается изменить ситуацию. Мы внесем в настройки изменения, и я надеюсь, что это улучшит ситуацию с грануляцией шин. С тех пор, как на Гран-при Сингапура команда изменила конструкцию шасси, я начал сталкиваться с трудностями. Но я стараюсь их преодолеть и найти оптимальный баланс болида.
Пока все идет хорошо. После изменений настроек машина стала демонстрировать отличный темп на короткой дистанции. Может быть, мы внесем в настройки еще пару изменений, и завтра станем еще быстрее.
Обгонять на этой трассе очень сложно, и как и на большинстве треков здесь лучше всего стартовать именно с поула. Но это не значит, что эту гонку невозможно выиграть, стартуя вторым».
19:05 Себ Феттель: «Пока это только пятница, мы еще можем прибавить и должны это сделать. Пока мы слишком далеко позади. Мне бы хотелось, чтобы наше отставание от лидеров было меньше, а преимущество над командами позади больше. Темп «Форс-Индии» удивительно хорош, а также очень быстры пилоты «Ред Булл», так что нас ждет много работы.
«Мерседес» как обычно очень быстр – к сожалению, – но мы сделаем все что сможем. Я думаю, мы способны прибавить, так что посмотрим, что будет завтра».
19:00 «Мерседес» подхватил в свою программу еще одного молодого пилота – Эстебана Окона, прошлогоднего соперника Макса Ферстаппена в «Формуле-3». Правда, планов у немцев по поводу юноши на 2016 год пока нет.
18:45 Нико Росберг ожидает, что Гран-при Абу-Даби будет для него тяжелым, так как на его болиде установлен старый двигатель.
«Хороший старт уик-энда, хотя лучший круг Хэмилтона не соответствует его темпу. У него есть запас, сегодняшний результат не отражает реальную картину.
Мне будет трудно, так как на болиде установлен очень старый двигатель. У него большой пробег, что сказывается на скорости на прямых. Этап будет сложным, нужно постараться быть быстрее в поворотах.
На прошлых двух этапах также было тяжело, но на этой трассе двигатель играет ключевую роль. Мы должны принять это и постараться сделать все возможное».
18:30 История с пилотами «Макларена» на подиуме в Бразилии получила продолжение. Ох уж эти испанцы!
Пресс-служба «Макларена» выступила с заявлением о том, что глава команды Рон Деннис не критиковал гоночного директора Эрика Булье за то, что на Гран-при Бразилии Дженсон Баттон и Фернандо Алонсо позировали перед фотографами на подиуме.
По словам испанского El Mundo, увидев этот эпизод, Деннис позвонил Булье, и в резкой форме предложил ему лучше контролировать пилотов. Пресс-секретарь «Макларена» сообщил о том, что данная информация не соответствует действительности.
«Это сообщение – полнейшая ерунда. Хочу, чтобы автор статьи был в курсе, что его информация совершенно не соответствует действительности», – цитирует пресс-секретаря «Макларена» thisisf1.
18:20 ФИА изменит процедуру измерения температуры и давления шин на стартовой решетке. Такой шаг стал результатом расследования, проведенного федерацией, совместно с техническим директором «Уильямса» Пэтом Симондзом после того, как Фелипе Массу дисквалифицировали на Гран-при Бразилии.
Замер температуры покрышек на болиде Массы на стартовой решетке проводился в отсутствие представителя команды, таким образом коллектив узнал о том, что показатели превышали норму только после того, как к ним поступило официальное обращение ФИА. Отныне, любая проверка должна будет проводиться в присутствии гоночного инженера, чтобы команда имела возможность устранить проблему.
Это также позволит исключить возможность участия в гонке болидов, не соответствующих регламенту, что положительно скажется на безопасности. В случае выявления отклонений, автомобиль будет отправляться со стартовой решетки обратно в боксы.
18:15 Специально для Гран-при Абу-Даби Хэмилтон слегка обновил дизайн шлема.
18:05 Многие ожидали, что «Рено» объявит о покупке «Лотуса» в эти выходные, но Сириль Абитебуль только что сообщил, что никаких заявлений дать не стоит. Похоже, дела конюшни из Энстоуна по-прежнему туманны.
Абитебуль: «На этой неделе никаких анонсов не будет, но, очень возможно, что объявление будет сделано на следующей неделе».
18:00 Кими Райкконен об Абу-Даби и сегодняшнем дне:
«Не думаю, что эта трасса нравится мне больше других. Она отличается от остальных автодромов, и я думаю, что она отлично подходит для того, чтобы провести финальный Гран-при сезона».
А вот мегаинтервью Хэмилтона.
- Как прошел день?
– Хорошо.
- Сегодня Нико был быстрее на две десятых секунды. Знаешь, где именно он выиграл эо время?
– Да.
- И где?
– Да везде. Мне не удалось добиться от шин максимальной эффективности.
- Сегодня многие жаловались на износ шин. Ты удивлен данным фактором?
– Да не, сегодня шины изнашивались точно так же, как и в прошлом году.
17:45 После завершения тренировок команды потренировали старты и пит-стопы.
17:35 Кратко подведем итоги:
«Мерседес» заметно быстрее конкурентов как на быстром круге, так и на длинной дистанции, однако мы помним историю с Гран-при Сингапура и внезапной потерей скорости в темное время суток из-за падения температуры. Так что пока рано определять победителя.
У «Феррари» очень хорошая скорость на дистанции, но на одном быстром круге у Скудерии в соперниках виднеются гонщики «Ред Булл».
«Уильямс» провел неровный день, но эта команда по традиции прибавляет в субботу и воскресенье.
«Макларен» хорош на медленных участках трассы – и это позволило Алонсо оказаться в группе лидеров.
«Форс-Индия» выглядит предпочтительнее конкурентов из «Лотуса» и «Торо Россо», но до квалификации рано делать глобальные выводы.
«Заубер» ни на что уже не надеется в этом году.
17:30 Клетчатый флаг! Сессия завершена. В последние минуты отметились: блокировкой – Наср, жалобой на правую переднюю покрышку – Грожан, выездом за пределы трассы – Ферстаппен.
17:25 Интересно, что темп Феттеля на «софте» на длинной дистанции очень приличный. Возможно, «Феррари» рано сбрасывать со счета в гонке.
17:20 Боттас жалуется на износ шин, Перес – на тормоза, которые вообще перестали работать. В итоге мексиканец вернулся в боксы и, возможно, на этом сессию завершил. Льюис Хэмилтон поинтересовался, как его соперники справляются с износом шин – у Риккардо и Росберга покрышки живут дольше. Льюис задумался о смене подхода к пилотажу.
В последние 10 минут на трассе все, кроме Переса и Сайнса.
В «Лотусе» подготовили прощальную табличку для Ромена Грожана, который покидает команду в этом году.
17:15 Максимальные скорости сегодня следующие:
17:10 Видеоповтор происшествия с Сайнсом.
Риккардо на поношенном «суперсофте» проезжает круги в районе 1.48,6. Росберг – 1.48,1, Хэмилтон – 1.49,2.
17:00 Похоже, Марк Хьюз был прав, намекая на хорошую форму «Макларена». Во всяком случае сейчас Алонсо официально входит в топ-10 пилотов сессии. И будет здорово, если «Макларен» закончит сезон на высокой ноте.
«Пирелли» показывает, что даже покрышки могут выглядеть красивыми при правильном освещении.
Ну а прямо только что Карлос Сайнс внезапно припарковал свой болид на трассе (если точнее – на обочине трассы, но в таком месте, где она может помешать другим). Инженер попросил заглушить мотор «Рено».
16:50 Несколько парней улучшили свои результаты, в итоге на третье место временно вырвался Серхио Перес. До пары гонщиков «Мерседеса» по-прежнему всем далеко.
16:40 Росберг перехватил инициативу и возглавил протокол заездов. Интересно, кто в итоге из пилотов «Мерседеса» завершит уик-энд лидером? А хотя нет, это уже неинтересно.
16:35 Руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер в прямом эфире на канале Sky Sports признался, что Даниил Квят, несмотря на недостаток опыта, по ходу сезона выступает все лучше и лучше, и сейчас потрясающе выглядит.
16:30 Позади полчаса тренировки. Топ-3: Хэмилтон, Росберг, Райкконен. Квят – в топ-10.
16:25 Темнеет быстро, трасса остывает, меняются условия, а значит и гонщикам приходится привыкать к небольшим изменениям. Вот почему возникают ошибки в пилотаже и выезды за пределы трека. Но разбить машину тут негде – зоны безопасности просто огромные.
И посмотрите, чем заняты маршалы.
16:15 Хэмилтон пожаловался на технику и даже захотел поменять руль после этой серии кругов, но затем неожиданно выдал лучшее время в этой сессии.
16:10 Хэмилтон по радио попросил команду посмотреть коробку передач: «Она издает не слишком приятные звуки».
16:05 Себ Феттель поздравил по радио своего гоночного инженера Рикардо Адами, спев в эфире на итальянском языке на мотив известной песенки «happy birthday to you».
16:00 Тренировка началась.
Эксперт Марк Хьюз отметил несколько интересных вещей:
При снижении температуры «суперсофт» работает лучше, поэтому в квалификации очень важно будет время выезда на трассу – чем позже и ближе к концу сессии, тем больше шансов показать более высокий результат.
«Феррари» не так здорово работает с «суперсофтом», поэтому ожидается более плотная борьба за второе место.
«Ред Булл» отлично выглядит на третьем секторе, «Макларен» тоже впечатляет на медленных участках, конюшня из Уокинга может даже пробиться во второй сегмент квалификации.
15:53 До начала второй практики остается меньше десяти минут. Команды готовятся, зрители уже расположились на трибунах. В Абу-Даби закат.
15:45 Тем временем, Эстебан Окон завоевал поул в квалификации к гонке GP3 в Абу-Даби. За счет этого Окон заработал четыре очка и вновь вырвался вперед в личном зачете, опередив Луку Гьотто.
15:25 В «Уильямсе» готовятся проститься с сезоном-2015.
15:10 Льюис Хэмилтон считает ужасной идею повысить прижимную силу болидов «Формулы-1» в рамках изменения регламента в 2017 году.
«В «Формуле-1» долго не было перемен, думаю их время настало. Знаю, что разговоры идут о более эффективной ародинамике, но считаю это наихудшей идеей. Это доказывает мне, что руководители серии не знают, что делают.
С точки зрения пилотов, мы хотим большей эффективности шин. Также необходимо, чтобы аэродинамическая конструкция болида не не мешала гонщикам преследовать друг друга. Сейчас воздушный поток от болида идущего впереди сильно мешает совершить обгон. Я не знаю, возможно ли это, но нам нужно, чтобы этот эффект играл меньшую роль».
14:55 Сайнс-младший проговорился и поведал журналистам, что в следующем году «Торо Россо» будет использовать двигатели «Феррари». Также испанец знатно прошелся по «Рено», обвинив французов в некомпетентности.
«С одной стороны то, что нас ждет последняя гонка с «Рено», дает нам чувство облегчения. Я считаю, что в следующем году, благодаря переходу на моторы «Феррари», мы прибавим как в мощности двигателя, так и в надежности техники. Проблемы возникли на заводе «Рено». Они просто не могли заставить двигатель нормально работать, но винили во всем инженеров, которые работают с моторами на трассе, хотя на самом деле они лишь пытались выжать максимум из имеющейся техники».
14:30 По случаю финала сезона Кими Райкконен и Себастьян Феттель посетили парк развлечений «Феррари», расположенный в Абу-Даби, которому как раз исполнилось пять лет. В чемпионате бороться уже не за что, так что можно и повеселиться.
14:10 Вот так выглядит новый носовой обтекатель «Лотуса». Видимо, все остававшиеся у Жерара Лопеса деньги команда вбухала в разработку сего чуда техники.
14:00 Пол Хэмбри предупредил, что компания не сможет подготовить новые шины, соответствующие измененному техническому регламенту к сезону-2017, если не получит достаточное количество тестового времени:
«Наши запросы должны быть удовлетворены, в противном случае шин не будет. Необходимо найти решение, иначе в 2017 году чемпионат просто не состоится, так как мы не сможем сделать то, что нас просят. Есть много вопросов – финансовые, политические, все они должны быть решены».
13:50 В целом, первая тренировка была скучной. Хэмилтон считает, что «Формуле-1» есть чему поучиться у NASCAR. На прошлой неделе гонщик посетил финальный этап серии в Майами:
«Безусловно, есть некоторые вещи, которые в NASCAR делают лучше, чем в «Формуле-1», нам есть чему поучиться. Я увидел большое шоу, особенно для болельщиков.
В чем-то это было похоже на ДТМ, где фаны находятся близко к боксам и гонщикам. Мне очень понравилось мероприятие, надеюсь, однажды мне удастся принять в нем участие».
13:40 Пока рано подводить какие-то итоги. Ну, кроме того факта, что «Мерседес» по-прежнему недосягаем. Однако это мы все знали еще до начала тренировки. Из приятного следует отметить неплохую скорость «Ред Булл». Учитывая, что в Абу-Даби сложно обгонять, у «быков» в случае солидной квалификации могут появиться отличные шансы побороться за подиум с «Феррари».
13:30 Сессия завершена. Под занавес никого не удивил Фернандо Алонсо, сообщивший по радио, что у него «нет мощности». Топ-3: Хэмилтон, Росберг, Райкконен. Квят – 4-й.
13:25 В конце сессии на трассе все-таки появился Палмер, и отметился разворотом!
13:20 Себ Феттель делает домашнее задание. Подсказывать ему никто не собирается – именно поэтому немец так сосредоточен. Если серьезно, то гонщики часто заполняют разные «анкеты» для инженеров, разбирающих поведение машины на трассе. Все данные затем будут проанализированы.
Сир Давос почтил Гран-при Абу-Даби своим вниманием.
13:10 Дженсон Баттон вновь жалуется. На этот раз на блокировку передних шин.
А Ромен Грожан не отчаивается, несмотря на сидение без дела. Он пролез в бригаду инженеров «Лотуса».
13:00 Полчаса до завершения тренировки. Топ-3: Росберг, Хэмилтон, Райкконен. Квят пока 6-й.
И еще раз посмотрим на особого гостя Фернандо.
12:50 Главное событие последних десяти минут – небольшой выезд Росберга за пределы трека.
А Валттери Боттас оценил свое выступление в сезоне-2016:
«В этом сезоне было много хороших гонок, но случались и неудачи. Многие обстоятельства складывались против меня, у команды были проблемы, в том числе на пит-стопах. Я бы оценил свое выступление в 8 баллов, а коллективу поставил бы 7,5».
Большую роль сыграет работа в аэродинамической трубе во время зимней паузы. Мы считаем, что сможем добиться улучшения»
12:40 Похоже, «Формула-1» о гонках уже не слишком-то и думает. Даже операторы сосредоточились на окружении – девушках и яхтах.
Лара Альварес – подруга Фернандо Алонсо.
12:30 Позади полчаса. Пока все спокойно – один раз появлялись на короткое время желтые флаги. Пилоты на длинных сериях кругов жалуются на перегрев покрышек, а Фелипе Масса даже оставил проплешину. «Лотус» подтвердил проблему на машине Палмера – утечка воды, которая, скорее всего, приведет к пропуску первой сессии.
12:20 А вот и первые времена. Пока что протокол возглавляет Росберг, который по традиции первым начал серьезную работу на трассе. Его напарник, Льюис Хэмилтон, был проинструктирован командой – проехать 7 кругов.
12:10 Пилоты совершили установочные круги, проверили работу систем болидов и вернулись в боксы. На трассе стало тихо. Быстрый круг никто еще не проехал.
12:00 Первая практика стартовала! По традиции, в «Лотусе» вместо Ромена Грожана за рулем черно-золотой машины будет работать Джолион Палмер, однако, возможно, англичанин и не появится на трассе – механики обнаружили техническую проблему, которую непросто установить. Кроме того, вместо Александра Росси за «Манор» выступит Роберто Мери.
Тем временем руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер подтвердил, что у команды существует договоренность о поставке двигателя на сезон-2016:
«Следующий сезон станет переходным. У нас есть соглашение с поставщиком двигателя, надеюсь, в ближайшие дни оно будет подтверждено. Команда пойдет по пути развития, который мы выбрали год назад, посмотрим, чего сможем добиться».
Квят выехал первым. В первой части тренировок вряд ли кто-то будет сильно стараться. Солнце высоко, асфальт сейчас горячее, чем вечером (а гонка начнется на закате и закончится в темное время суток).
11:50 Привет, друзья! В 12:00 по московскому времени на трассе «Яс-Марина» начнется первая тренировка перед заключительным Гран-при сезона, Абу-Даби.
Об этапе
Богатство и роскошь древних арабских городов зачастую будоражит воображение у любителей истории или восточных сказаний. С тех пор утекло много воды, одни города и страны с тех пор разрушены, другие пребывают в упадке, но появились и новые. И относительно молодое государство Объединенных Арабских Эмиратов частенько заставляет своих гостей ощутить, что они попали в футуристическую восточную сказку – верблюдов заменили дорогие автомобили, а роскошные дворцы – сверкающие громады небоскребов. Этап «Формулы-1» в Абу-Даби под стать стилю Эмиратов – роскошный, дорогой и феноменально красивый.
Трасса «Яс-Марина», расположенная на искусственном острове Яс, пожалуй, эталонная для нынешней «Ф-1». Богатство и элитарность буквально бьют в глаза, инфраструктура поражает современностью и размахом, уровень комфорта как для команд, так и для болельщиков – на заоблачном уровне, а окрестности заставляют в восхищении пялиться на потрясающие виды и забывать о самой гонке. Яхты, пятизвездочные отели, развлечения на любой вкус – Гран-при Абу-Даби имеет много общего с этапом в Монако. Колорита добавляет и красивейший арабский закат – словом, более солидный антураж для суперфинала сезона найти невозможно.
Если сделать над собой усилие, отвлечься от красот острова Яс и посмотреть на собственно конфигурацию трассы – то она немного подпортит впечатление от суперавтодрома. Трек совершенно не бросает вызова пилотам, и является очередным доказательств, что Германа Тильке можно и нужно хотя бы иногда заменять на каких-нибудь других архитекторов. Здесь нет большого перепада высот, сложных поворотов, да и обгонять непросто – правда, на помощь приходит DRS. Усугубляют ситуацию безликий третий сектор, ставший пародией на городские трассы, и огромные, даже по меркам тилькедромов, асфальтовые зоны безопасности – за ошибки пилоты здесь практически никак не платят. Тем не менее, однажды даже трасса в Валенсии подарила невероятную гонку – подобного можно ждать и в Абу-Даби, тем более, тут уже случались интересные заезды.