5 мин.

Почему Сьюзи Вольфф завершает карьеру и что это значит для «Формулы-1»

Автоспорт все еще не дружит с девушками.

Тест-пилот «Уильямса» объявила о скором завершении карьеры в автоспорте – после ежегодной «Гонки чемпионов» Сьюзи займется новыми делами: может, будет варить борщ для влиятельного мужа Тото или найдет место в одной из многочисленных комиссий ФИА. 

Учитывая, что в автоспорте девушек традиционно мало, кто-то наверняка воспримет уход Вольфф как трагедию и доказательство того, что жестокая «Формула-1» не предоставляет прекрасному полу ни единого шанса. Однако есть и другое мнение: чтобы выйти на старт Гран-при, нужно пройти суровый отбор, но Сьюзи, как и многие девушки до нее, барьер не преодолела. 

Чего добилась Вольфф до «Формулы-1»?

Было бы здорово сказать, что на пути к «Ф-1» Сьюзи добилась феноменальных успехов и полностью затмила всех соперников, но это не так – за 10 лет выступлений она не выиграла ни одного чемпионата или даже гонки: высшими достижениями стали второе место в одном из заездов британской «Формулы-Рено» и седьмое – в гонке ДТМ. 

Ни один парень с такими результатами не был бы даже близко подпущен к «Ф-1». Вольфф это удалось. 

Почему она оказалась тест-пилотом «Уильямса»?

Шаг вперед помог сделать муж Сьюзи, Тото Вольфф, который стал акционером «Уильямса» и поспособствовал включению супруги в программу развития пилотов – в 2012 году девушка начала сотрудничать с британской конюшней, в 2013-м получила возможность поработать на тестах, а в 2014 и 2015 годах еще несколько раз села за руль болида на пятничных практиках. 

Почему девушка завершает карьеру?

Вольфф не скрывала, что единственная цель – участие в гонке «Формулы-1». Вероятно, успешные тесты за рулем «Уильямса» укрепили ее во мнении, что выполнение этой задачи по плечу, и в начале сезона-2015 появился шанс подняться на ступеньку выше – стать запасной гонщицей коллектива и даже выступить на Гран-при Австралии, после того как основной пилот конюшни Валттери Боттас получил травму спины. Однако «Уильямс» неожиданно отдал место резервного гонщика безработному на тот момент пилоту Адриану Сутилю. 

Вольфф поняла, что достигла потолка: «Меня многие поддерживали, некоторые этого не делали, но я была близка к цели. Я сражалась, чтобы выйти на старт, но события в начале сезона, а также ситуация в «Формуле-1» в целом дали мне понять, что этого не произойдет». 

Что уход Вольфф означает для «Формулы-1»?

Если кратко – в ближайшее время не изменится ничего. 

«Формула-1» верна себе: чемпионату по-прежнему нужны исключительные таланты (вроде Ферстаппена) или гонщики с богатыми спонсорами (как Мальдонадо). У Вольфф не оказалось ни того, ни другого. 

Факт, что Вольфф достигла должности тест-пилота лишь за счет влияния мужа, говорит о том, что никто не верит в коммерческую отдачу от выступлений девушек на самом высоком уровне: даже когда цель была близка, спонсоры не выстроились в очередь для поддержки Сьюзи. Хуже того, более выгодной является модель работы «Лотуса» с Кармен Хордой – симпатичная девочка не имеет ни малейшего шанса сесть за руль болида, зато привлекает внимание к своей команде за счет внешности.

Девушка дня. Новая гонщица программы «Лотуса»

Наверное, все это кажется циничным, но маркетологи видят, что автоспорт остается почти полностью мужским как в плане участия в нем, так и в отношении просмотра – ядро аудитории составляют молодые мужчины, которые между девушкой-гонщицей и девушкой-моделью почти наверняка выберут вторую. Идеальным стало бы совмещение таланта и красоты, но мечтать не вредно, да.

Когда на старте гонки «Формулы-1» за рулем болида окажется девушка?

Если отбросить путь в «Ф-1» за счет богатых спонсоров, не рассматривать варианты с другими девушками (вроде Симоны де Сильвестро) и взять в расчет только вариант со способной спортсменкой, то чисто теоретически это может произойти через несколько лет – нужно, чтобы уже в следующем году в какой-нибудь «Формуле-3» появилась гонщица исключительного таланта, которая разорвет всех соперников и в результате за ней будут охотиться так же, как в прошлом году за Максом Ферстаппеном. 

Однако в реальности шанс увидеть очень такую гонщицу очень низок. В молодежных сериях на 30-40 участников приходится лишь 1-2 девушки, при этом не исключено, что ни один участник серии в будущем не достигнет «Ф-1» именно из-за нехватки способностей. Можно представить, сколько лет пройдет, прежде чем в этой лотерее выпадет шар с нужными цифрами. 

Есть еще вариант с созданием специальной женской гоночной серии, из которой лучшие пилотессы будут затем переходить в «Формулу-1», но такой вариант не устраивает в том числе и некоторых женщин, которые считают, что с мужчинами надо бороться на равных, а не искать какие-то поблажки или обходные пути. 

Остается лишь путь популяризации автоспорта – чтобы увеличить число девушек, участвующих в молодежных сериях, семьи должны захотеть отдавать своих дочерей в картинг. Но чтобы добиться такого и изменить сознание обычных людей, пройдут годы, если не десятилетия, ведь многие отцы по-прежнему считают, что женщина за рулем – это смешно и опасно.

Пока, Сьюзи! Мы будем скучать

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; facebook.com/WilliamsF1Team