«Не стоит проверять, блефует ли Дженсон». Почему Баттон может остаться в «Макларене»
Эксперт Sky Sports Марк Хьюз рассказывает о блестящей покерной партии Дженсона Баттона в ответ на попытки Рона Денниса существенно сократить зарплату пилоту.
Угроза Баттона завершить карьеру – и только он сам знает, готов ли был на это пойти, – заставила Рона Денниса до среды разобраться с вопросом о досрочном разрыве двухлетнего контракта, которое позволило бы команде не платить пилоту зарплату за сезон-2016.
Баттон мастерски использовал прессу, отказавшись публично опровергать слухи о завершении карьеры, с целью заставить Денниса сомневаться в серьезности намерений гонщика.
В прошлом году Дженсон заключил с «Маклареном» двухлетний контракт, по условиям которого (как считается) должен был получить 18 млн фунтов стерлингов (6 млн за 2015 год и 12 млн за 2016-й). Как это часто бывает, схема распределения зарплаты была прогрессирующей – львиную долю Баттон должен был получить на второй год – и предусматривала опцию досрочного расторжения со стороны команды, которой можно было воспользоваться по истечении первого года соглашения. Данная схема защищает интересы команды: если она посчитает, что гонщик выступает ниже своих возможностей, то у нее не будет никаких обязательств на второй год.
Однако если команда намерена досрочно разорвать контракт, то должна сделать это до определенного срока и заранее сообщить о решении гонщику. Считается, что в случае Баттона такой крайний срок для команды – 30 сентября, то есть речь идет о ближайшей среде.
Сейчас «Макларен» переживает непростые финансовые времена, и в идеале команде хотелось бы сохранить Баттона, но при этом существенно сократить его зарплату.
Первоначально бюджет конюшни на 2016 год закладывался на основе финиша на пятом месте в Кубке конструкторов, но все идет к тому, что сезон «Макларен» закончит на девятой позиции. Разница в итоге составит примерно 15 млн фунтов стерлингов. Таким образом, повышение зарплаты Баттона на 6 млн фунтов стерлингов выглядит чрезвычайно дорогим удовольствием – даже несмотря на то, что сейчас англичанин получает в два раза меньше Алонсо, у которого трехлетний контракт (большую часть зарплаты испанцу выплачивает «Хонда»).
Из-за этого Деннис и пытался снизить зарплату Баттона. Подразумевалось, что Рон инициирует досрочное расторжение соглашения и тем самым аннулирует условия контракта, а затем воспользуется возможностью договориться с пилотом о новом соглашении, но на более разумных финансовых условиях. Баттон отреагировал на данную попытку в жесткой форме, заявив, что если команда инициирует досрочное расторжение контракта, он откажется от нового соглашения и просто завершит карьеру в «Формуле-1». Разумеется, Деннис все равно мог бы разорвать контракт и понадеяться, что Дженсон блефует, или принять завершение карьеры спортсмена.
При таком сценарии Баттону требовалось заставить Денниса по-настоящему поверить в реальность намерений. И в итоге он отлично сыграл свою партию, заставив прессу полагать, что всерьез рассматривает вариант с завершением карьеры. Именно пресса невольно стала частью стратегии Дженсона в ведении переговоров.
Почему Деннис просто не разорвал контракт? Частично из-за того, чтó Баттон привносит в команду как гонщик, но также из-за высокой маркетинговой ценности пилота. В плане имиджа коммерческая ценность Баттона для команды намного выше, чем любого из молодых спортсменов. Молодой талантливый пилот способен быстро сделать себе имя и повысить собственную коммерческую ценность за счет достижения успеха, но в данный момент сотрудничество «Макларена» и «Хонды» находится в самом начале: пока команда не слишком конкурентоспособна и не может гарантировать хорошие результаты в ближайшем будущем. Таким образом Баттон для нее очень ценен именно с точки зрения коммерции, и является хорошей возможностью получить дополнительную финансовую поддержку.
Для Денниса ситуация осложнена еще и тем (и это также здорово помогло в игре Баттона), что будущее Фернандо Алонсо в команде остается под сомнением. Причиной появления данных сомнений стали недавние комментарии Флавио Бриаторе и самого Алонсо, которого сильно разочаровал недостаток мощности двигателя «Хонды» на Гран-при Японии. Если Алонсо решит уйти из «Макларена» до истечения его нынешнего соглашения, а Баттон при этом закончит карьеру, то с коммерческой точки зрения будущее команды окажется неопределенным.
Учитывая нынешние проблемы «Макларена», два чемпиона мира в составе конюшни – это чуть ли не единственное напоминание о славных временах. Но ради сохранения успешного коммерческого будущего «Макларену» не стоит проверять, блефует Баттон или нет.
Источник – Sky Sports
Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates, Mark Thompson
Потому что ценность гонщика как гонщика сейчас для макларена примерно равно 0. Ведро, оно и есть ведро. Хоть кого сажай.
По поводу ошибки с Хондой. Хз. Сидя на мерседесе с нормальной аэродинамикой от Подрому они были бы сейчас 2-3-4? Ну и? Интересно Макларену быть Вильямсом? не думаю
Все говорят как раз наоборот "да, начало ужасное, да с японцами сложно работать, но с их опытом и базой - они поедут. обязательно поедут".
На мой взгляд, руководство Макларен резонно думает так же. Т.е. оно в том числе вот на такие мнение и опиралось, когда принимало решение. Это бизнес. Они закладывали риски, что все будет плохо, но не всегда же :)