«План «Ред Булл» потерпел крах из-за машины безопасности». Тактика команд в Сингапуре
За счет чего прибавил Феттель, мог ли Риккардо выиграть гонку и к чему приведет недовольство Ферстаппена в «Торо Россо».
Гран-при Сингапура запомнят как этап, стоящий особняком в сезоне-2015 – гонку, в которой доминирующим «Мерседесам» не хватало скорости, и вместо них места на подиуме оккупировали пилоты «Феррари» и «Ред Булл». Запомнят этап и тем, что по ходу заезда на трассу выбрался болельщик – это привело ко второму появлению на треке машины безопасности, решившей итог Гран-при.
Постараемся разобраться в случившемся и понять, мог ли Даниэль Риккардо выиграть гонку, если бы не вмешательства сейфти-кара, и был ли у «Мерседеса» шанс оказаться на подиуме и спасти Гран-при. Также взглянем на удивительное спасение гонки «Торо Россо».
Предгоночные расклады
Этап в Сингапуре считался лучшим шансом «Ред Булл» хоть раз выиграть в нынешнем сезоне, а «Феррари» в очередной раз привезла новинки, гораздо лучше подходящие стилю пилотажа Себастьяна Феттеля, поскольку они стабилизировали поведение задней части машины. Себ пилотировал так, как во времена выступлений за «Ред Булл» и завоеваний четырех титулов, и в результате в доминирующем стиле выиграл поул.
Пятничные свободные заезды показали, что у пилотов «Мерседеса» возникают трудности с шинами «суперсофт» и «софт» – причем как на одном круге, так и на длинной дистанции. Разница в скорости «серебряных стрел» с недавними гонками в Спа и Монце была столь разительной, что может быть объяснена только поведением шин.
Дело в том, что на сингапурской трассе рабочее температурное окно сверхмягких покрышек было очень узким и составляло диапазон всего в пару градусов. «Мерседесу» не удалось попасть в данное «окно», у других команд также возникли определенные проблемы. А вот Себастьян Феттель попал в яблочко и завоевал поул.
На длинной дистанции лучшим с точки зрения скорости и износа шин был Даниэль Риккардо, у которого появлялась возможность «подрезать» Феттеля в гонке. Однако скорость немца, как кажется, была все-таки выше – это позволяло предположить, что он сможет оказать сопротивление стратегическому ходу Риккардо. Когда по итогам квалификации гонщики оказались друг с другом на первом ряду стартовой решетки, у нас все стало готово к хорошему сражению за победу.
При этом все прекрасно помнили о статистике, согласно которой во время каждого Гран-при Сингапура на трассе минимум один раз появлялась машина безопасности. Большинство стратегов команд при разработке тактики изначально закладывались на появление сейфти-кара. Вопрос был лишь в том, в каком момент это случится?
Риккардо винит неудачу и машину безопасности – был ли у него шанс победить?
Основываясь на скорости в пятницу, «Ред Булл» планировал надавить на «Феррари» и вынудить соперников поехать в боксы раньше срока перед любым из двух плановых пит-стопов, либо «подрезать» Феттеля (провести пит-стоп кругом раньше соперника, использовать свежие шины и вырваться вперед, пока лидер отреагирует на твои действия).
Если бы произошло первое, «Ред Булл» перевел бы Риккардо на «софт» и удлинил следующий гоночный отрезок, а затем использовал «суперсофт» на агрессивном, коротком финальном стинте, по ходу которого Риккардо смог бы атаковать Феттеля на стареющем «софте». Этот финиш нужно было бы смотреть стоя.
На мягких шинах «Феррари» была быстрее «Ред Булл», поэтому Риккардо требовалось избежать повторения стратегии Феттеля. Требовалось серьезно компенсировать разницу в скорости на определенных шинах.
План «Ред Булл» потерпел крах из-за двух появлений на трассе машины безопасности, оба из которых произошли во время открытия окна пит-стопов. Остановка в момент нахождения на трассе пейс-кара обходится потерей вдвое меньшего количества времени, чем когда пилоты поддерживают обычную гоночную скорость. Это слишком очевидная возможность, чтобы ей не воспользоваться. Поэтому Риккардо оба раза последовал в боксы сразу за Феттелем.
Второе появление машины безопасности было вызвано тем, что на трек выбежал болельщик. За последние пятнадцать лет это третий подобный случай, и ирония в том, что все три гонки выиграли пилоты «Феррари»!
Пейс-кар нейтрализовал все стратегические возможности Риккардо. В конце первого отрезка Даниэль продемонстрировал, что ему удалось лучше Феттеля сберечь шины, так что план мог сработать.
Смог бы Риккардо обогнать Феттеля и выиграть гонку? Он был бы к этому близок, но, вероятно, все-таки нет. По ходу уик-энда темп Феттеля был настолько высок, что Даниэлю для обгона потребовалось бы очень уж значительное преимущество в состоянии шин. Но посмотреть за этой попыткой все равно было бы интересно.
Угрожал ли «Мерседес» лидерам?
На первый взгляд, «Мерседес» не претендовал ни на победу, ни на подиум.
Был один момент, когда показалось, что у команды есть шанс все-таки попасть в тройку – случилось это в самом начале второго стинта, в момент появления пейс-кара. В «Мерседесе» решили перейти на шины «софт», в то время как «Феррари» и «Ред Булл» сделали выбор в пользу сверхмягких шин.
Феттель сгруппировал пелотон, поскольку хотел поберечь шины к концу отрезка и затем создать отрыв от Риккардо. В тот момент «Мерседесы» держались на четвертом и пятом местах. Если бы машина безопасности появилась на трассе в районе 31-33 круга, то лидеры поехали бы в боксы за «софтом», а «Мерседесы» смогли бы остаться на треке и сыграть как команда, затем перейти на «суперсофт» в самом конце гонки и постараться выиграть.
Чем дольше Феттель сдерживал пелотон, тем сильнее становились позиции «Мерседеса». Проблема в том, что по Хэмилтону ударила потеря мощности двигателя, а Феттель в нужный момент взвинтил темп. Пока команда пыталась помочь Льюису, она тем самым также сдерживала Росберга, который, прежде чем опередить напарника, успел потерять около трех или четырех секунд.
С этого момента «Мерседес» не думал о подиуме, а старался удержать позицию относительно Квята и не дать тому возможность «подрезать» Росберга.
Сайнс и Ферстаппен сражаются за господство в «Торо Россо»
Еще одна увлекательная схватка – сражение между пилотами «Торо Россо». Оба старались отыграться после провалов на старте. Болид Ферстаппена заглох, и на первом отрезке голландец уступал всему пелотону целый круг; у Карлоса Сайнса-младшего возникли неполадки с коробкой передач, из-за которых он потерял шесть позиций по ходу первого стинта. Затем у Сайнса возникла заминка на пит-стопе, а позже испанцу пришлось проводить еще одну дополнительную остановку в боксах.
Обе «Торо Россо» выбрали ту же стратегию, которую хотел использовать Риккардо, если бы не машина безопасности – они перешли на мягкие шины на втором отрезке.
Первое появление пейс-кара позволило Ферстаппену вернуться в один круг с лидерами и затем провести серию зрелищных обгонов, которые в этом сезоне становятся визитной карточкой голландца. Это также позволило Сайнсу отыграть ранее потерянные позиции.
Пара прорывалась сквозь пелотон, а затем перешла на сверхмягкие шины на финальном отрезке, но сделала это довольно рано. Сайнс провел свои пит-стопы на 28 круге, а спустя девять кругов переобулся еще раз, Ферстаппен же отправился к боксы на 36 круге, в момент появления сейфти-кара. Пара «Торо Россо» легко догнала соперников из «Лотуса», которые раньше всех перешли на мягкие шины для последнего отрезка, в связи с чем на финальной стадии гонки им сильно не хватало сцепления с трассой. Следующей целью стал Перес на «Форс-Индии». Сайнс посчитал, что был быстрее напарника – и при этом он уже пару раз пропускал Ферстаппена, предоставляя тому шанс побороться с едущими впереди соперниками, – поэтому попросил подвинуться. Команда согласилась, а вот Ферстаппен отказался.
В будущем это скорее всего приведет к аналогичному отказу уже со стороны Сайнса, что может быть интересно, ведь обычно «Торо Россо» использует командную тактику для реализации командной стратегии – как и «Ред Булл». Например, в Спа Риккардо провел свой пит-стоп очень рано, чтобы вынудить Переса отвечать, и это привело к тому, что сначала конкуренты начали проводить свои пит-стопы раньше запланированного срока, а позже у Квята появилась возможность завоевать шестое место и опередить Переса, столкнувшегося с износом шин.
Случившееся потребует проведения внутреннего совещания, потому что если пилоты не будут сотрудничать, с точки зрения стратегии команда определенно станет слабее.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; REUTERS/Edgar Su; Gettyimages.ru/Clive Mason
Источник – сайт Джеймса Аллена
-----------------------------
После ухода первого пейс-кара Макс проигрывал Сайнсу, который был последним в пелотоне 29,5 секунд, но следующие 7-8 кругов Ферстаппен был быстрейшим на трассе.. он на софте ехал даже быстрее Феттеля на суперсофте
Ну и Ферстаппен создал себе и команде проблемы на будущее.
Пару раз в сезоне, а не гонке
Если бы хоть раз такое случилось, что он пропустил, а позицию не вернули, то он мог бы так сделать. А так говорить " если бы я пропустил, мне бы не вернули" неправильно. Если бы у бабушки...