«В случае потери Баттона в чемпионате останется пустота». Дэвид Култхард – о последних событиях в «Формуле-1»
Что произошло с «Мерседесом», в чем был неправ Хюлькенберг и почему может уйти Баттон.
Я не знаю, действительно ли Дженсон принял решение покинуть «Формулу-1» по окончании нынешнего сезона. Но если это действительно так, решение не станет удивительным. Год для Баттона и Фернандо Алонсо в составе «Макларен-Хонды» был сложным, с крайне медленной и ненадежной машиной.
Учитывая обстоятельства, оба старались не унывать, но несколько раз Дженсон все же с трудом сдерживал разочарование – подобное мы слышали и по ходу гоночного уик-энда в Сингапуре.
Солидный контракт Алонсо с «Маклареном» действует еще два года. Баттон же в иной ситуации: у «Макларена» есть опция продления соглашения с англичанином еще на год, но кто будет винить пилота, если тот не захочет болтаться без дела до середины зимы, ожидая, пока в команде примут решение, оставлять его или нет? Если Дженсон хочет быть хозяином своего будущего, то можно ожидать решения о завершении карьеры в «Формуле-1».
Однако на добровольный отказ от выступлений в «Формуле-1» любому пойти непросто. Награда слишком высока, чтобы принимать подобное решение поспешно, в особенности, если ты еще вполне конкурентоспособен.
Баттон, без сомнения, по-прежнему на многое способен за рулем болида, а также является ценным активом как для «Макларена», так и для всей «Формулы-1». Он одна из звезд чемпионата мира – один из немногих, кого узнают прохожие, когда гонщик, допустим, появляется в аэропорту или любом другом публичном месте.
В случае потери Баттона в «Формуле-1» останется пустота, и замена в виде следующей звезды, которая встанет в один ряд с Фернандо Алонсо, Льюисом Хэмилтоном и Себастьяном Феттелем, появится не скоро.
В то же время Баттону грех жаловаться на продолжительность своей карьеры в «Ф-1», или же на возможности, которые у него были. Он стал чемпионом мира, выиграл пятнадцать Гран-при, заработал огромное количество денег и неплохо смотрится в сравнении с Алонсо и Хэмилтоном, которых уже считают одними из лучших пилотов «Формулы-1» за всю историю.
Я лишь надеюсь, что если Баттон действительно решил уйти, то у него будет шанс соответствующим образом закончить карьеру и отпраздновать данное событие. Гонщик и человек такого калибра заслуживает проводов под овации стоя, он не должен уходить под шумок неопределенности зимнего перерыва.
Загадка «Мерседеса»
После Гран-при Сингапура прошли пара дней, но причины нехватки скорости «Мерседеса» по-прежнему остаются таинственными. По мнению команды «Мерседес» причина в том, что им не удалось заставить шины работать в оптимальном операционном температурном окне. При этом, когда после гонки Эдди Джордан спросил Пола Хэмбри о том, связанны ли проблемы «Мерседеса» с шинами, ответ был отрицательным.
Но это может значить что угодно. Я склонен думать, что им действительно не удалось прогреть шины до оптимальной температуры. Если помните, не так давно «Мерседес» отлично выступал в квалификациях, а в гонках сталкивался с проблемами при работе с шинами – неудачи преследовали конюшню с 2011 по 2013 годы.
Странно то, что с началом эпохи доминирования «Мерседеса» признаков возвращения подобной проблемы мы больше не видели – даже на таких медленных и слабых с точки зрения уровня сцепления с дорожным полотном трассах, как в Сингапуре.
В особенности необычно то, что за все тридцать лет участия и просмотра гонок «Формулы-1» я не припомню ничего подобного – чтобы доминирующая команда необъяснимым образом вдруг потеряла скорость более чем на секунду. Да, даже лучшие команды с лучшими болидами никогда не выигрывают все гонки, но падение темпа было натколько сильным и внезапным, что в него было просто сложно поверить.
Подозреваю, что объяснение этому феномену окажется простым. Шины «Пирелли», в данный момент использующиеся в «Формуле-1», особенно сложны в работе – нужно как просто заставить их работать, так и добиться того, чтобы это происходило как можно дольше.
В последние годы пилоты говорят о работе с шинами так, как мы никогда не говорили, когда я сам выступал в гонках. По ходу моей карьеры – и не важно, о каких именно шинах шла речь, «Гудьир» «Мишлен» или «Бриджстоун», – у тебя либо был баланс, либо его не было, ты просто старался развивать как можно более высокую скорость, а уровень износа покрышек всегда был стабильным. Сейчас же «Формула-1» стала совсем другой.
«Феррари» становится претендентом на титул?
Подозреваю, что на Гран-при Японии для «Мерседеса» все вернется к привычной картине. Если же нет, то получится, что к «серебряным стрелам» неожиданно подкралась проблема, заставшая команду врасплох. Либо придется проводить какие-то изменения, о которых мы пока не знаем.
Победа Феттеля вкупе со сходом Хэмилтона сократило преимущество Льюиса над немцем в общем зачете до 49 очков. Но говорить о том, что у Феттеля и «Феррари» появился реальный шанс на титул, рано.
Ясно, что расклад сил на Гран-при Сингапура был скорее следствием падения скорости «Мерседеса», чем свидетельством гигантского скачка вперед, сделанного «Феррари» и «Ред Булл». Так что давайте посмотрим, что случится в Японии, и не будем спешить с выводами.
Но в отношении Гран-при Сингапура с уверенностью можно сказать об одной вещи – мы увидели очередное доказательство того, насколько сильным гонщиком является Себастьян Феттель.
Он бьет Кими Райкконена на протяжении подавляющей части сезона – прямо как Алонсо в свой последний год в «Феррари», – и в Сингапуре преимущество было больше, чем почти что в любой другой гонке сезона.
Если у кого-то и были сомнения относительно того, насколько хорош Феттель – хотя таких сомнений не должно было быть, – то скорость в Сингапуре, и то, насколько быстрее он был по сравнению с Райкконеном, должны окончательно их развеять.
Конечно, в прошлом году у Феттеля были определенные проблемы с тогдашним напарником по «Ред Булл» Даниэлем Риккардо, но сейчас очевидно, что австралиец тоже пилот высочайшего уровня.
Пара слов о штрафах
Здорово, что вердикты по итогам некоторых инцидентов были вынесены по ходу самой гонки. Стюарды очень быстро приняли решение наказать Нико Хюлькенберга потерей трех мест на старте Гран-при Японии за столкновение с Фелипе Массой. И хотя время принятия решения не может не радовать, сам вердикт мне кажется слишком жестким.
Да, я определенно считаю, что в данном инциденте вина в большей степени лежит именно на Хюлькенберге, чем на Массе. Нико мог видеть, как Фелипе возвращается на трассу из боксов. Да, в момент столкновения болиды лишь наполовину поравнялись, но с другой стороны – а куда Фелипе было еще ехать? Он находился на апексе, и Хюлькенберг приехал прямо в него.
Нико пытался убедиться в том, что Масса остался позади, и он сможет удержать позицию, но все же стоило оставить на трассе чуть больше места. «Если не уверен, оставляй место» – это правило нужно твердо соблюдать. Однако Хюлькенберг не является «грязным» гонщиком, у него нет привычки врезаться в соперников, в отличие от кое-кого другого, кого мы можем упомянуть. Поэтому, возможно, обычного денежного штрафа, не влияющего на выступления команды в следующей гонке, в данном случае было бы более чем достаточно.
Воспоминания о Бьянки
На этой неделе «Формула-1» вернется в Японию, и мы все неизбежно вспомним о Жюле Бьянки и его кончине в результате ужасающего инцидента, участником которого он стал по ходу прошлогодней гонки.
Пилоты будут думать о случившемся иначе, чем в других случаях – даже в Венгрии, где прошла церемония прощания с гонщиком. И я уверен, что особенно тяжело придется «Манору», учитывая все то, через что команда прошла с тех пор. По ходу предстоящего уик-энда правильно думать только о Жюле, вспоминать его карьеру и то, каким он был человеком. Уверен, именно так люди и поступят.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason (1,4); globallookpress.com/Global Look Press; REUTERS/Olivia Harris
Источник – BBC
Действительно будет жаль если Баттон покинет Формулу на такой минорной ноте.