Плюс 20 к скорости. Что нужно знать о Гран-при Бельгии
Глеб Каланов – о долгожданном возвращении «Формулы-1» после летнего перерыва.
Количество кругов: 44
Длина круга: 7,004 км
Дистанция гонки: 308,052 км
Количество поворотов: 19
Гран-при Бельгии, кажется, любят все без исключения – гонщики регулярно называют автодром в Арденнах в числе наиболее любимых, восхищаясь поворотами и средней скоростью «Спа-Франкоршама», а болельщики обожают трассу за многочисленные захватывающие гонки, которые она дарит с некоторыми перерывами аж с 1925 года.
Как и большинству старых автодромов, трассе в Спа не удалось избежать многочисленных переделок – чего стоит только реконструкция в 70-х, когда трек был урезан вдвое. Тем не менее, дух старого кольца удалось сохранить, и потрясающий бельгийский автодром по-прежнему выгодно выделяется на фоне прочих треков – огромной протяженностью, значительным перепадом высот, обилием возможностей для обгона и просто массой примечательных мест.
Первый поворот трассы, «Ля Сурс», является одним из наиболее интересных стартовых виражей в «Формуле-1» – здесь после серьезного торможения можно отыграть позиции как на первом круге, так и в дальнейшем по ходу гонки. Или же попасть в передрягу и закончить заезд – Дэймону Хиллу на рестарте легендарного Гран-при Бельгии 1998 года удалось первое, а вот Мика Хаккинен тогда же остался не у дел.
Уцелевшие после «Ля Сурс» спускаются к, пожалуй, самой знаменитой связке поворотов в мире «О Руж – Радийон», которая проходится вслепую. Это одно из мест, где мастерство и смелость пилотов проходят суровую проверку – тут можно как выиграть несколько десятых, так и разбить машину, как Жак Вильнев в 1998 году.
Можно даже рискнуть и провести головокружительный обгон – Кими Райкконен не даст соврать.
Впрочем, атаковать в «Красной воде» рискуют немногие, и дело даже не столько в смелости, сколько в последующей длинной прямой «Кеммель». Здесь есть где разогнаться и опередить соперника, однако многое зависит от того, как был пройден «О Руж» и скорости на выходе из него, а также от позиции на торможении перед поворотом «Ле Комб», которым «Кеммель» заканчивается. Именно здесь Мика Хаккинен провел знаменитый обгон Михаэля Шумахера в борьбе за победу в 2000 году – двойной «слипстрим» от Красного Барона и кругового (!) Риккардо Зонты, и вот финн уже внутри «Ле Комба».
«Ле Комб» открывает технический сектор, который также является весьма быстрым и при этом непростым, особенно если трасса мокрая. Но и посуху удерживаться в пределах трека не так легко.
Ну а после «Ставело» начинается сверхскоростной третий сектор, который является воплощением старой «Формулы-1», когда при строительстве трасс пренебрегали любимыми Германом Тильке шпильками и шиканами.
Третий сектор завершается знаменитой «Автобусной остановкой». К сожалению, сейчас поворот уже немного не тот – постоянные переделки сказались. На старой версии участка дерзкий Хуан-Пабло Монтойя творил, например, такие вещи.
Впрочем, и сейчас финальная шикана предоставляет неплохие возможности для обгона. Все это великолепие пилотам в воскресенье предстоит проехать 44 раза. Подарит ли магия Спа еще одну захватывающую гонку?
В центре фокуса
Отмена процедуры старта
Гран-при Бельгии станет первой гонкой, в которой будут применяться новые правила процедуры старта – отныне инженерам запрещено передавать пилотам данные об оборотах двигателя и настройках сцепления. Цель изменений – привнесение дополнительной непредсказуемости на первых секундах заезда, а также существенное увеличение роли гонщика. Данная реформа выглядит интригующе – инженеры некоторых команд уже активно выказывают недовольство, заявляя о неготовности машин к столь серьезным переменам, происходящим посреди сезона.
Интересно также, насколько пилоты способны справляться с прогревом сцепления до оптимальной температуры без подсказок с мостика. И, конечно, всех интересует, как это скажется на «Мерседесе», который в последних двух гонках полностью завалил старты – так, Нико Росберг уверен, что новые правила на руку скорее ему, чем Льюису Хэмилтону. Новая процедура старта вкупе с традиционной аварийностью «Ля Сурс» наводит на мысль, что первый круг Гран-при Бельгии скучным явно не станет, и появление сейфти-кара в самом начале гонки не должно удивлять.
Проверка сил перед второй половиной сезона
Несколько команд везут серьезные обновления в Спа – похоже, что, несмотря на собственные заявления о представлении новой силовой установки в Монце, «Феррари» собирается опробовать новый мотор уже в этот уик-энд. Пока в Маранелло хранят молчание, но видимо, команде удалось нарастить мощность движка и приблизиться к «Мерседесу». Видимо, уже в Бельгии будет примерно понятно, можно ли уже вручать «серебряным стрелам» чемпионский титул, или Скудерия еще собирается немного потрепыхаться.
Другим коллективом, возлагающим большие надежды на новинки в Спа, является «Макларен». «Хонда» собирается угрохать почти все оставшиеся жетоны на финальное обновление силовой установки уже в Бельгии, о чем на днях торжественно объявил Ясухиса Араи. Японец чрезвычайно оптимистично заявил, что данная (третья по счету) версия двигателя «Хонды» позволит коллективу встать на один уровень с «Феррари» – честно говоря, в ликвидацию столь большого отставания верится с большим трудом. «Хонда» переработала систему впрыска и камеру внутреннего сгорания, и это должно положительно сказаться на эффективности расхода топлива. Однако даже в случае существенного прогресса конюшне из Уокинга будет крайне трудно добраться до очков – в Спа Алонсо и Баттон снова получат потери мест на старте из-за установки седьмых (!) по счету силовых агрегатов.
Король Спа
У Кими Райкконена, должно быть, прекрасное настроение – эпопея с его контрактом наконец-то завершена хэппи-эндом, а на носу любимая трасса, где Айсмен даже в скверной форме и на слабой машине способен творить чудеса. SF15-T в Бельгии вряд ли можно отнести к числу главных фаворитов, коим традиционно будет считаться «Мерседес», а также наверняка «Уильямс», однако Скудерия явно не будет в стороне и поборется за подиум, особенно если обновленный двигатель действительно даст прибавку в мощности, столь важную на длинных прямых участках арденнского автодрома. На «Спа-Франкоршаме» Райкконен традиционно получает +10 к напористости, +5 к везению и +20 к скорости – сможет ли окрыленный Кими отметить продление контракта отличным результатом в Бельгии?
Шины и стратегия
«Пирелли» везет в Бельгию «медиум» и «софт». Трасса в Спа отличается довольно высоким расходом резины и скорее всего, гонщики предпочтут тактику двух пит-стопов.
Погода
Делать прогнозы относительно погоды в Спа трудно – особенность местного климата такова, что голубое небо может смениться свинцовыми облаками очень быстро и неожиданно. Неопределенность царит и в прогнозе на гонку этого года – вроде бы жаркую погоду в воскресенье может разбавить ливень.
Флэшбэк: борьба между Хэмилтоном и Райкконеном в Гран-при Бельгии 2008 года
Внезапный дождь, обрушившийся на «Спа-Франкоршам» на последних кругах той скандальной гонки перевернул все буквально с ног на голову за несколько минут. Льюис Хэмилтон стремительно догонял лидирующего Кими Райкконена, не столь уверенно себя чувствующего на мокрой трассе, а стратеги «Макларена» и «Феррари» побоялись ехать в боксы за дождевой резиной, чем обеспечили фантастическую борьбу между двумя пилотами. Англичанин обогнал финна в «Автобусной остановке», срезав угол, а на стартовой прямой лишь немного выпустил Кими вперед, мгновенно атаковав снова. Но на следующем же круге Хэмилтон уткнулся в скверно держащийся на трассе «Уильямс» Росберга и пропустил Райкконена, однако лидерство Кими продлилось лишь пару поворотов – финна зрелищно развернуло. В итоге проиграли оба – вскоре Райкконен улетел в отбойник и остался ни с чем, а Хэмилтон, финишировавший первым, был лишен победы за свои маневры в «Автобусной остановке». То сражение лучше один раз пересмотреть, чем десять раз прочитать.
Цитаты
Ясухиса Араи юродствует оптимистично смотрит в будущее: «Последние обновления двигателя должны позволить нам выйти на один уровень с «Феррари», на что мы сейчас и нацеливаемся. Это большой шаг вперед».
Себастьян Феттель призывает к переменам: «Я – спортсмен, и на мой взгляд самым важным в «Формуле-1» должно быть то, кто из гонщиков является самым быстрым, а не то, кто лучше умеет экономить топливо. При этом в умении экономить топливо нет никакого секрета, и это также не слишком интересно с точки зрения пилотов».
Тото Вольфф критикует новую процедуру старта: «Это наш первый шаг на пути к снижению технологичности ради развлечения. Но не вызовет ли это то, что драма выйдет за рамки наших ожиданий? Если произойдет так – то правила должны будут снова пересмотрены и скорректированы. Никто из нас не хочет, чтобы сама суть квалификации обесценилась».
Даниил Квят хвалит трассу в Спа: «Это может прозвучать как клише, но я думаю, что «Спа» являются любимой трассой для всех гонщиков. В Спа ты сильнее чем где-либо еще чувствуешь, что управляешь именно болидом «Формулы-1».
Кими Райкконен рад новому контракту: «Для меня возможность провести в «Феррари» еще один год означает продолжение мечты. Как я всегда говорил, Скудерия является моей семьей, именно здесь я хочу завершить свою карьеру».
Расписание уик-энда
Время московское
Пятница
Практика 1: 11:00 – 12:30
Практика 2: 15:00 – 16:30
Суббота
Практика 3: 12:00 – 13:00
Квалификация: 15:00
Воскресенье
Гонка: 15:00
Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates, Mark Thompson
Форца Феррари!