Мартин Брандл: «Формула-1 смогла почтить память Жюля Бьянки в Венгрии»
На мой взгляд, памятная церемония, посвящённая Жюлю Бьянки, которая прошла в воскресенье перед гонкой, получилась, вероятно, более драматичной, чем в Монако в 1994-м – та гонка состоялась после гибели Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера в Имоле. В тот же уик-энд попал в серьёзную аварию Рубенс Баррикелло, а Карл Вендлингер находился в коме.
Тогда я почувствовал, что многие гонщики напуганы и спрашивают себя: «Что будет дальше?». В минувшее воскресенье все было по-другому – когда пилоты, испытывая скорбные чувства, выстроились перед стартовой решеткой, казалось, они спрашивали себя «Как и почему это произошло?». Присутствие на стартовой решетке родителей и семьи Жюля сделало сцену еще более эмоциональной. Признаюсь, у меня навернулись слезы...
Так или иначе, но гонщикам нужно было справиться с чувствами, уже через несколько минут опустить визор шлема и вступить в борьбу. Большинство из них так и сделали.
После гонки я подумал, что минута молчания в память о Жюле стала одним из факторов, повлиявшим на большое число ошибок, свидетелями чего мы стали в воскресенье, но когда ночью в аэропорту я встретил многих пилотов, все твёрдо заверили меня, что это никак не дестабилизировало их. Они отмечали, что обстановка на трассе осложнилась из-за внезапно изменившегося направления ветра. Это, а также другие факторы привели к тому, что мы увидели столь плотную борьбу во всем пелотоне.
Правда, Кристиан Хорнер признал, что эмоции на стартовой решетке повлияли на Даниила Квята. Тем не менее, он провел впечатляющую гонку и финишировал вторым.
Фелипе Масса заявил, что на стартовой решетке было тяжело, однако настаивал, что его «ошибка», из-за которой был отложен старт, никак не связана с минутой молчания в память о Жюле. Бразилец сказал, что просто не видел свою стартовую позицию, и был сильно удивлен, когда его оштрафовали из-за того, что он не доехал до линии – это не то же самое, как если бы он совершил фальстарт и получил преимущество. Сама по себе скользкая трасса могла сыграть роль в том, что мы увидели много ошибок, поскольку кочки и поребрики в Венгрии более явные, чем на большинстве трасс чемпионата.
Это была одна из тех гонок, во время которой вы задаете вопрос: «Что ещё может произойти?», поскольку, казалось, что уже было все. По-моему, чтобы Гран При получился увлекательным, вовсе не обязательно нужен дождь. Появление автомобиля безопасности усилило интригу, хотя и до этого гонка складывалась захватывающе – мы увидели много обгонов, происшествий и сюрпризов.
Сюрприз на старте был связан не только с тем, что пилоты Ferrari вышли в лидеры, но и с их темпом после этого. Они контролировали ход гонки, или, по крайней мере, контролировали отрыв от Нико Росберга. Возможно, ситуация была бы совершенно иной, если бы Льюис Хэмилтон не провалил старт. Весь уик-энд казалось, что у Льюиса более быстрая машина, чем у напарника, но Ferrari явно переиграли Росберга, и эта ситуация значительно отличалась от того, что было в Малайзии, где они провели на пит-стоп меньше. В Венгрии они победили, используя такую же стратегию, что и соперники.
Льюис оказался под огнём незаслуженной критики: вы можете блестяще выступать, девять раз из десяти выиграть поул, быть действующим чемпионом мира и лидировать в чемпионате, а затем провести одну плохую гонку. Если бы он провел несколько плохих гонок, тогда можно было бы задавать вопросы.
В первом повороте ситуация сложилась для Льюиса не лучшим образом, хотя, вероятно, он действовал слишком осторожно, после того, как его оттеснил Себастьян Феттель. И он не должен жаловаться на штраф, полученный за то, что он допустил контакт с Даниэлем Риккардо, когда шины ещё не обеспечивали хорошего сцепления. Когда Льюис оказался за пределами трассы позади Нико Росберга, его голос в радиоэфире звучал недовольно, но после гонки он признал свою ошибку. Мне показалось, что оборонительные действия Нико были в рамках правил.
Появление на трассе автомобиля безопасности после поломки переднего антикрыла на машине Нико Хюлкенберга привело к увлекательным и динамичным событиям – на последних 20 кругах за победу боролись четыре гонщика, у которых были разные ожидания и амбиции. У нас был Феттель, который не борется за титул, но которому нужны победы в гонках, два гонщика Mercedes, чьи мысли только о чемпионском титуле, и Даниэль Риккардо, думавший, что ему представился, возможно, единственный шанс выиграть Гран При в этом году.
В какой-то момент воскресной гонки Нико Росберг получил возможность выйти в лидеры личного зачета, но затем все вновь резко изменилось. Очень многим в паддоке показалось, что Риккардо вышел за рамки дозволенного, когда попытался обогнать Росберга в первом повороте. Это был дерзкий маневр, в результате которого пилот Red Bull откатился назад, но после гонки Даниэль сказал, что «не хотел оставлять незаконченные дела». Другими словами, он не хотел отправляться домой с мыслями «Всё-таки надо было рискнуть», и я могу понять такой подход. Мы тоже не хотим, чтобы гонщики отказывались от обгонов.
Для молодых гонщиков характерно выдавливать друг друга на выходе из поворота, они стараются дожать соперника и занять позицию, чтобы не отдать ему внутреннюю траекторию. В ситуации Росберга, когда он ведет борьбу за титул, не стоило идти на риск, пытаясь выдавить кого-то. В данном конкретном случае оба пилота лишились шанса на победу в гонке. В то же самое время в произошедшем не было вины Росберга. Такие моменты могут решить судьбу победы, но не в минувшее воскресенье. Это был тот случай, когда пан или пропал.
Решение Mercedes поставить Росбергу более жесткие шины, когда выехал автомобиль безопасности, в тот момент выглядело странным. Однако в воскресенье вечером команда объяснила, что поставила бы Soft, если бы была уверена в том, что они позволят доехать до финиша. Вот если бы Нико заехал в боксы на круг позже...
Я принимаю это объяснение, но в Mercedes, вероятно, привыкли, что обычно им хватает скорости для того, чтобы выбирать собственную стратегию и моменты для проведения пит-стопов, но их на этом подловили, когда гонка сложилась не столь линейно. Несколько раз по ходу сезона мы уже видели, что они не в состоянии адекватно реагировать на ситуацию в условиях прессинга, или когда они уверены, что у них всё под контролем. Именно поэтому в Williams должны были попытаться застать их врасплох три недели назад в Сильверстоуне.
Юный Ферстаппен финишировал четвертым, оба пилота McLaren заработали очки. Мы увидели две великолепных гонки подряд. Думаю, нам нужен перерыв. Продолжим разговор в Спа.