«Росберг поплатился за недостаток амбиций и агрессии». Тактика команд в Венгрии
Джеймс Аллен объясняет, за счет чего мог победить Росберг, каким финишировал бы Квят в обычных условиях и почему в «Торо Россо» правильно расставили приоритеты.
Гран-при Венгрии, ставший на данный момент лучшей гонкой сезона-2015, был построен на нескольких важных решениях, результатом которых стали как серьезные улучшения позиций, так и большие ошибки. Так что же происходило за кулисами событий при принятии эти ключевых решений?
Как и в прошлом году, появление на трассе машины безопасности стало поворотным моментом в гонке – помогло одним и навредило другим.
Нико Росберг упустил шанс откусить огромный кусок от очкового преимущества Льюиса Хэмилтона в общем зачете, а также серьезно поплатился за недостаток агрессии и амбиций.
В то же время обоим пилотам «Ред Булл» удалось добраться до подиума после катастрофического начала гонки. Так что давайте проанализируем случившее, в том числе спорное решение командного мостика «Торо Россо» предоставить стратегическое преимущество Максу Ферстаппену, несмотря на то, что в конце первого отрезка тот находился на трассе позади напарника по команде.
Смог бы Росберг выиграть гонку, если бы выбрал шины другого типа на финальном пит-стопе?
Болельщики живо обсуждают этот момент. На втором пит-стопе Нико Росберг перешел на шины «медиум», и в результате не смог бросить вызов Себастьяну Феттелю в борьбе за победу, а также угодил в лапы Даниэлю Риккардо, что для немца закончилось столкновением и проколом колеса.
Так почему же Росберг не выбрал комплект «софта» для финального отрезка?
Ситуация такова, что еще до момента появления на трассе машины безопасности (из-за инцидента с участием Нико Хюлькенберга) Росберг попросил команду подготовить комплект шин «медиум» для финального отрезка. Дело в том, что на втором отрезке Нико уже опробовал шины этого типа, пытаясь что-то противопоставить лидировавшим Феттелю и Райкконену, и не было смысла в переходе на покрышки, как у соперников. Гораздо лучше было пойти другим путем и надеяться на последующее изменение хода заезда – например, что тебе на руку сыграет появление на трассе машины безопасности. Так что Росберг был настроен на агрессивное завершение Гран-при.
Однако по ходу заезда Росберг не смог поддерживать тот же темп, что и обе «Феррари», поэтому к моменту совершения второго пит-стопа уже думал не о том, как опередить Скудерию. Нико думал о Льюисе Хэмилтоне, который прорывался через пелотон после катастрофического первого круга, отбросившего британца на десятое место.
Когда гонка перевалила за экватор, Росбергу, находившемуся на третьем месте, сообщили, что Хэмилтон, к тому моменту выбравшийся от четвертую позицию и отстававший от немца на семь секунд, поедет в боксы раньше и перейдет на шины «медиум». Росберг ответил, что сделает то же самое, чтобы обезопасить себя по отношению к напарнику.
На тот момент Росберг уступал лидеру гонки Себастьяну Феттелю 23 секунды, а от Кими Райкконена отставал на 15 секунд.
Это решение продемонстрировало недостаток амбиций со стороны Росберга.
Не в интересах «Мерседеса», чтобы одна машина команды пыталась замедлить другую – а именно это и пытался сделать Росберг. Команде интересны только победы. Командный мостик как раз просил Нико сократить отставание от Райкконена, чтобы на последнем отрезке немец смог извлечь преимущество из более мягких шин и атаковать соперников.
Это также стало отголоском катастрофического решения Хэмилтона при выборе шин по ходу Гран-при Монако. То решение было попыткой заставить команду поступить в интересах гонщика, а не конюшни, чтобы Льюис смог оказаться впереди напарника.
На той стадии гонки у «Мерседеса» по-прежнему оставались шансы на победу в Гран-при Венгрии, поскольку Хэмилтон, выбравшись на чистую трассу, был быстрейшим гонщиком на треке. У Росберга же на «софте» была возможность догнать пилотов «Феррари», которые перешли на «медиум», ведь на этих шинах скорость болидов Скудерии обычно не слишком высока. На тот момент также стало ясно, что машина Райкконена теряла мощность из-за отказа ERS, так что в «Мерседесе» получили сигнал о шансе добраться до второй позиции.
В действительности «Мерседес» должен был как минимум финишировать на втором и третьем местах.
Но после дискуссии по радио «Мерседес» подготовил для Росберга комплект «медиума».
Затем, на 42 круге, Хюлькенберг попал в аварию и дирекция гонки активировала режим виртуальной машины безопасности, в результате чего пилоты должны были сбросить скорость, но при этом сохранять текущие отрывы. Это дало дирекции гонки дополнительное время для раздумий о том, выпускать ли на трассу настоящую машину безопасности.
В тот момент пилоты «Ферарри» уже начали свой новый круг, в то время как Росберг первым заехал на пит-лейн, а позади, в семи секундах, ехал Хэмилтон. У «Мерседеса» не было времени поменять комплект шин, подготовленный для Росберга, поэтому на машину немца, как и планировалось, были установлены шины «медиум», несмотря на то, что у Нико появилась очевидная возможность переобуться в «софт», а затем атаковать Феттеля на рестарте гонки.
Более умным и агрессивным ходом было бы проехать еще один круг, как и «Феррари», и за это время обсудить тактику с командным мостиком, представив конюшне возможность подготовить комплект «софта». В тот момент до конца гонки оставалось еще 28 кругов, что было слишком много для комплекта мягких шин. Тем не менее, было ясно, что по трассе рассыпано очень много обломков, и что дирекция гонки скорее всего выпустит настоящий автомобиль безопасности, поскольку на уборку потребуется минимум несколько кругов.
Если бы Росберг действовал агрессивно и думал о возможной победе, то принимал бы совсем другие решения. Это интересный момент для изучения, чем пилоту и нужно будет заняться по ходу летнего перерыва. Если Нико хочет выиграть чемпионский титул, то в дни, когда напарник допускает ошибки, нужно действовать смело и даже нагло.
Вместо этого Росберг попытался пойти безопасным путем, что, в конечном итоге, стоило ему шанса сравняться с напарником в личном зачете на экваторе чемпионата.
«Ред Булл» отыгрывается и хватает удачу за хвост, финишируя на подиуме
Благодаря второму месту Даниила Квята и третьей позиции Даниэля Риккардо «Ред Булл» удалось завоевать первый подиум в сезоне-2015. Оба гонщика извлекли преимущество из появления на трассе машины безопасности и проблем, с которыми столкнулись более быстрые болиды. Если бы «Мерседес» провел нормальную гонку, а Райкконен не сошел с дистанции, Квят оказался бы на пятом месте.
На старте Даниил поставил проплешину на одну из шин, и его темп на первом отрезке был не слишком высоким, поэтому команда попросила россиянина пропустить Риккардо. Однако в итоге австралиец все равно оказался позади Квята – из-за нескольких агрессивных обгонных маневров, которые привели к повреждению машины.
Квят остановился очень рано – на 13-м круге – и перешел на стратегию с тремя пит-стопами, которая была не слишком конкурентоспособной. Однако появление на трассе машины безопасности позволило ему сократить отставание. А поскольку Квят действовал точно так же, как и Росберг, перейдя на «медиум» на первом пит-стопе, на финальном отрезке гонки Даниил оказался в отличной ситуации, имея в распоряжении шины «софт».
Что до Риккардо, то, начиная с субботы, он действовал в агрессивном режиме. В квалификации Даниэлю удалось сэкономить один комплект «софта», чтобы атаковать в воскресной гонке – что он и сделал на финальном отрезке заезда. После появления машины безопасности у него появился отличный шанс выиграть гонку благодаря своему подходу – именно таким образом нужно было действовать Нико Росбергу.
Были ли в «Торо Россо» правы, предпочтя Ферстаппена Сайнсу?
После гонки возник спорный момент, поскольку в «Торо Россо» решили позволить Максу Ферстаппену опередить Карлоса Сайнса на первом пит-стопе – таким образом действуют по отношению к сопернику, но никак не по отношению к напарнику. Обычно именно лидирующая машина команды получает приоритет на первом пит-стопе.
В «Ред Булл» позволили Риккардо опередить Квята, потому что россиянин повредил свои шины и сдерживал напарника. Это было вполне справедливо.
Ферстаппен тоже считал, что едет быстрее Сайнса, но у команды не было причин копировать действия «Ред Булл». Однако использование прагматичного подхода к работе в «Торо Россо», которую можно считать командой-тренировочным лагерем, вполне возможно, и в конюшне отдали право первого пит-стопа именно Максу.
На своем пит-стопе Сайнс потерял дополнительные три секунды, поскольку команда была вынуждена его задержать, чтобы избежать штрафа за небезопасный выпуск болида на трассу. В результате Сайнс потерял позицию не только по отношению к Ферстаппену, но также пропустил вперед Фернандо Алонсо.
Сайнсу будет тяжело это принять, ведь старт его карьеры в «Формуле-1» получился впечатляющим, однако команда поступила абсолютно правильно, поскольку анализ данных показывает, что в тот день Ферстаппен был просто быстрее напарника, что в итоге привело к 12 заработанным очкам за финиш на четвертом месте. Эти очки очень нужны конюшне, и в конце года могут принести «Торо Россо» несколько дополнительных миллионов долларов.
Фото: Gettyimages.ru/Lars Baron, Mark Thompson, Peter Fox
Источник – блог Джеймса Аллена