Mclaren Honda. В ожидании чуда
Катастрофическое начало сезона для Mclaren Honda обновило командные “достижения”: худший старт в истории для коллектива из Уокинга. Брюс Макларен перевернулся бы в гробу, узнай он о положении своего детища в пелотоне Ф1. Так в чем же причина такого провала британцев, а точнее, их японских коллег-мотористов?
В тени прошлых побед
Еще пару лет назад при упоминании словосочетания “Mclaren Honda” на болельщиков Ф1 нападали ностальгические чувства: лучшая связка пилотов Прост-Сенна, тотальное господство на трассах чемпионата, великолепный японский турбомотор – золотая эра Ф1.
Сейчас же при упоминании “Mclaren Honda” где-то в углу плачет Фернандо Алонсо, которого утешает его напарник Дженсон Баттон: мол, и не на таких ведрах приходилось ездить. И сколько бы пилоты и руководители не твердили о “прогрессе” команды, всем уже стало ясно: выбраться из этой ямы поможет лишь чудо. Или новый регламент.
Этим “чудом” должно было стать воссоединение команды с мотористами из Honda, чей движок помогал завоевывать победу за победой на стыке 80-х и 90-х. Но если раньше этот британо-японский альянс наводил ужас на весь пелотон “Больших Призов”, то сейчас им можно напугать разве что Manor (хотя, мне кажется, что они уже вообще ничего не боятся).
Новая эра
Перемены регламента в 2014 году должны были привлечь в Ф1 новых производителей. Пока на эту уловку FIA клюнула лишь Honda. И если Ferrari, Mercedes, Renault сразу представили новые гибридные силовые установки, то японцы решили вступить в борьбу через год. Казалось, что посмотрев на мучения коллег по цеху в прошлом году, в Honda сделают правильные выводы и не допустят тех же ошибок. На деле же, как водится, оказалось все в точности, да наоборот.
Первый тревожный звоночек прозвенел еще на тестах после окончания сезона 2014. Тогда переходной машине Mclaren с мотором Honda не удалось проехать ни одного боевого круга.
Все отнеслись к подобному с пониманием: сложные гибридные установки, команда только поставила эти моторы и т.д. Это понятно, это простительно. Но когда проблемы продолжились и на зимних тестах (где пилотам удалось проехать даже меньшую дистанцию, чем самым худшим командам в прошлом году), стало ясно, что команду Рона Денниса ждет очень сложный сезон. Понимали это и пилоты, и мотористы из Honda. Но даже самые заядлые скептики не предполагали такого развития событий…
Есть ли свет в конце тоннеля?
Проблески надежды появились после финиша гонки в Монако, где Дженсон Баттон набрал первые очки для команды. Но, как появился этот свет, так он и потух, растворившись в тоннеле трассы в Монте-Карло…
Первые гонки были настолько неудачными, что пилоты Mclaren опережали лишь пару гонщиков Manor (если добирались до финиша). Больше всех не везло Алонсо: в первых семи гонках Фернандо лишь два (!) раза добрался до финиша. А если еще вспомнить довольно странную аварию на зимних тестах, которая привела испанца на больничную койку, то становится страшно за мотивацию двукратного чемпиона мира. Первые нотки недовольства Алонсо показал на недавнем ГП Канады, где на просьбу беречь топливо и шины он ответил тирадой о том, что негоже нам ехать еще медленнее, когда и так все нас обгоняют, как стоячих. Испанца можно понять: он приходил в команду за надеждой, а ему дали лишь обещания.
Меня удивляет то, что до сих пор никто из руководителей и сотрудников Honda еще не потерял своего рабочего места. Неужели японцы настолько верят в свой путь развития, что отвергают здравый смысл? Если что-то пошло не так (а “не так” – это совсем не то слово для данной ситуации), то за эти действия кто-то должен понести ответственность. Или их настолько напугала ситуация в Red Bull (где команда и моторист нещадно критикуют друг друга), что они просто бояться принять столь нужное жесткое решение?
Я никогда не являлся ни поклонником команды Mclaren, ни лично Фернандо Алонсо, но даже у меня сердце обливается кровью, когда я вижу, как легендарная команда плетется к хвосте пелотона, надеясь на сходы соперников, дабы набрать хоть какие-то очки. Нужно что-то предпринимать, и чем раньше, тем лучше. А то есть шанс потерять одного из лучших пилотов своего поколения. Чемпионат WEC будет только рад такому приобретению.
Недавно, кстати, появились слухи о том, что команда Manor может перейти на моторы Honda. И я вижу в этом больше плюсов, чем минусов, причем, для обеих сторон. В Honda всегда говорили о необходимости второго клиента. Из свободных команд (и тех, кому, по сути, нечего терять) остается Manor. Рано или поздно инженеры заставят ехать Mclaren на моторах Honda, так что мы вправе ожидать прогресс. Ну а команде Manor этот шаг поможет окончательно приподняться с колен и сделать попытку твердо встать на ноги. По идее, все должны остаться в плюсе. Но пока никаких официальных заявлений сделано не было, нам остается только догадываться.
Долгий путь наверх
Интересно, что мотористы всех производителей не спешат тратить разрешенные баллы на доработку своих двигателей. Хотя в ситуации с Honda это еще можно объяснить проблемами с надежностью: японцам сейчас не до увеличения мощности, им бы довести до автоматизма попадание в итоговую классификацию гонки. Возможно, существенные изменения будут после летней паузы, посмотрим. Но уже сейчас можно с полной уверенностью сказать, что ни о каких подиумах в этом году (о которых заявляли руководители Honda) и речи быть не может. Этот сезон нужно забыть, как страшный сон, и бросить большую часть сил на подготовку к сезону следующему. А еще лучше, к сезону 2017 года.
Именно в 2017 нам обещают представить новый технический регламент, наиболее революционный за последние годы, призванный вернуть угасающий интерес к “Королеве Автоспорта”. И вот тут у Honda появиться шанс вернуться на вершину. Шанс, в случае грамотного использования которого, словосочетание “Mclaren Honda” снова будет ассоциироваться с победами в гонках и мощными моторами. В противном случае, руководителям японского концерна придется исполнить традиционный ритуал “Страны Восходящего Солнца” – харакири… Время покажет.
Ну а мы с вами встретимся уже в начале следующей недели, где поговорим о событиях ГП Австрии, который пройдет в эти выходные.
Любите гонки!
С такими результатами лучше закрыться и пойти домой чем так позориться.