Token RJ02. Перспективы, которые погубил нефтяной кризис
Добрый вечер. С вами «Призраки Формулы-1», и сегодня мы с вами рассмотрим британский проект, руку к которому приложил сам Рон Деннис! Правда, его участие в проекте было весьма коротким, но об этом мы сейчас и поговорим.
Ни для кого не секрет, что нынешний руководитель команды МакЛарен прославился своим Project 4 в младших сериях (неспроста названия болидов с 1980 года начинаются с MP4), но до этого был Project Three, не самый успешный, но и не самый провальный. А вот до «Третьего Проекта» была весьма интересная история, при которой мистер Деннис мог стать руководителем команды Больших Призов в 1974 году.
В начале 70-х годов, Рон вместе со своим товарищем, Нейлом Трандлом основали команду Rondel, которая выступала в младших сериях, в частности в European Formula Two. Команды была весьма успешной, чему способствовала спонсорская поддержка нефтяной компанией Motul. За команду выступали такие гонщики, как Карлос Рейтеманн, Анри Пескароло, Грэм Хилл, Тим Шенкен и другие.
К 1973 году, на деньги нефтяников, команда построила своё первое шасси (до этого использовалась техника команды сэра Джека Брэбема). Болид Motul M1 вышел весьма неплохим. Анри Пескароло вместе с Тимом Шенкеном принесли команде по одной победе (правда они не шли в зачёт, т.к. пилоты выступали в Формуле-1). В то же время, молодые пилоты, Том Прайс и Боб Уоллек смогли заработать по подиуму.
После весьма успешного сезона, амбиции команды выросли до Больших Призов. Рон Деннис обратился к Рэю Джессопу, и поручил ему разработку первого болида, который должен был дебютировать в 1974 году. Однако, в октябре 1973 разразился нефтяной кризис, из-за которого команда потеряла своего основного спонсора, и Рон Деннис закрыл свою команду.
Остатки того, что было проектом команды Формулы-1, выкупили судовой брокер Тони Влассополо и сотрудник британского рынка страхования Lloyd’s , Кен Гроб. Название команды придумали на манер March или Arrows – Token (от имён владельцев TOny и KEN), а разработанный болид получил инициалы его дизайнера, RJ02.
Шасси было типичным для того времени: алюминиевое шасси, мотор Ford Cosworth, коробка передач Newland. Отличительной особенностью был широкий, плоский, отдалённо напоминающий лопату нос, с воздухозаборником, который был типичен для болидов 60-х годов.
С поиском пилотов, владельцы команды заглянули в British F5000, где смогли подписать контракт с молодым валлийцем Томом Прайсом, который принёс в команду спонсора Titan Properties. Шасси при этом получило британский зелёный цвет, а элементы переднего крыла и заднее антикрыло были жёлтыми.
Впервые эта полностью британская комбинация дебютировала во внезачётном этапе Silverstone International Trophy, который состоялся 7 апреля 1974 года. По какой причине команда привезла болид, с отсутствующим верхним воздухозаборником и с недоработанным передним крылом, остаётся только догадываться. После короткой практики, Том Прайс стал последним из 16 пилотов.
Всё бы ничего, но проигрыш Джеймсу Ханту, который выиграл квалификацию, составил 26,2 секунды! Гонка для валлийца закончилась на 15 круге, когда в болиде отказала коробка передач. После такого, не самого впечатляющего дебюта, команда решилась на дебют в чемпионате, и выбрала для этого этап в бельгийском Нивель-Болере.
С полностью собранным болидом, Том Прайс смог показать достойное время в квалификации и стал 20 из 32 пилотов. К слову, проигрыш лидеру, Клею Регаццони составил всего три секунды. В гонке пилот продолжал свою борьбу до 66 круга, но столкновение с Джоди Шектером перечеркнуло все старания Тома Прайса.
Следующей гонкой для команды должен был стать этап в Монако, но здесь судьба скорчила кривую гримасу. Судьи отклонили заявку команды на участие, сославшись на неопытность пилота. После такого, валлиец покинул команду и перешёл в Shadow. А вот Token пришлось искать нового пилота, и нашли, но только к… десятому этапу!
Им стал, уже небезызвестный читателям, Дэвид Перли. К домашнему этапу, команда кардинально изменила цвета своего болида: с зелёного на белый, с красными элементами. Практически безо всяких модификаций болида, Дэвид стал двадцать шестым в квалификации, проиграв всё те же три секунды поулу Ники Лауды. К несчастью, на старт допускалось всего 25 пилотов, и на этом домашнее Гран-При команды закончилось. К слову, Перли покинул команду после единственного этапа.
Следующим этапом должен был стать «Зелёный Ад» Нюрбургринга. Пилотом стал Ян Эшли, для которого это была первая гонка в Формуле-1! Пилот понимал, что ему нечего терять, и согласился на это безумие. Скажете, хуже условий для дебюта быть не могло? Ещё как могло, пилот должен был впервые сесть за руль болида безо всяких тестов! И это на коварной трассе со 195 поворотами.
Проигрыш в 24 секунды не был сам по себе сюрпризом, но Эшли смог попасть на стартовое поле, оставив позади шесть пилотов! Гонка при этом началась при облачной погоде и в ливень, что для новичка могло стать серьёзной угрозой. Однако, Ян Эшли справился со стартом, и несмотря на то, что он был последним, это уже было не 26, а 21 место.
Столкновение Эместона Фиттипальди и Дэнни Халма, вылет Патрика Депайе, авария Ники Лауды и Джоди Шектера, всего этого смог избежать абсолютный новичок. После этого, он стал гнать «на все деньги». В какой-то момент, Ян Эшли вышел на восьмое место, но после этого болид стал терять скорость.
Команда не сразу поняла, в чём было дело. Всё выяснилось позже, шины, которые им поставили на этап, были низкого качества, и стали спускать сразу после старта! У Эшли уже были проблемы с ними в практике, когда тот вылетел на скорости в 180 миль в час в повороте Foxhole. Затем, за круг до финиша, одну из шин окончательно спустило, и пилоту пришлось ехать 16 километров на трёх колёсах!
Т.к. у команды был весьма малый бюджет, у них не было никаких гайковёртов, и замена шин заняла катастрофичные две минуты! Эшли вернулся уже в круге от лидеров, и никаких шансов отыграть столь большое отставание уже не было. Финиш на 14, и последнем месте было единственным светлым моментом, после всех проблем, которые свалились на команду из-за плохого качества покрышек.
В Австрии, Эшли вновь попал на стартовое поле, на 24 место из 31 участника. При этом, в гонке всё пошло в разы хуже, чем в Германии. Проблемы с шинами вынудили пилота посетить боксы дважды, что привело к проигрышу ВОСЬМИ кругов на финише. Не стоит удивляться тому, что он не попал в итоговую классификацию. Слабым утешением было то, что Жак Лаффит на Iso Marlboro проиграл ДЕВЯТЬ кругов самому Эшли!
Спонсоры Эшли отказались дальше спонсировать команду, и в спешке покинули её. Бесконечные проблемы с шинами и отсутствие конкурентноспособности любого выведет из себя. После такой потери, основатели команды сдались, и продали все активы Safir Engineering. Те, в свою очередь выступили в двух внезачётных гонках, но до полноценного дебюта дело так и не дошло.
С вами был Никита Голосов, до новых встреч.
P.S.: Данный болид принимал участие в Историческом Гран-При Монако, поэтому несколько фото с данного соревнования!