7 мин.

LEC Refrigeration. История Дэвида Перли в Больших Призах

Добрый вечер. С вами «Призраки Формулы-1», и сегодня мы с вами рассмотрим историю частного проекта, который мог бы с течением времени стать успешным, если бы не одно но…

Для тех, кто вплотную интересуется историей Больших Призов наверняка имя Дэвида Перли не является пустым звуком. Те, кто впервые слышат о нём, обязательно читайте эту статью.

Дэвид Перли

Дэвид Перли, чей отец, Чарльз Перли является основателем LEC Refrigeration, которая специализируется на производстве холодильников, начал свою спортивную карьеру достаточно поздно по нынешним  меркам, в 24 года. Пользуясь поддержкой своего отца, пилот дебютировал в Формуле-3, где после трёх лет достаточно успешных выступлений (три победы можно назвать успехом) он перешёл в Европейскую Формулу-2.

Марч Формулы Два

Купив шасси March 722, и заявившись со своей командой, которая получила название компании своего отца, Дэвид приступил к штурму чемпионата. Само по себе шасси March было не таким уж и плохим (Ники Лауда и Патрик Депайе побеждали на идентичной технике), но нехватка опыта привела лишь к одному результативному финишу – нижней ступени подиума на французской трассе По.

Было бы логично продолжить выступления в этом чемпионате, но амбиции команды были столь высоки, что они решились на дебют в Формуле-1 уже в сезоне 1973 года. Так как строить технику самостоятельно у команды не было времени, выбор пал вновь на технику March, только на это раз это была модель 731.

Марч в Монако

Получив нужную технику только на этапе в Монако, команда быстро поняла, что деньги были потрачены впустую. После схода в Монако из-за повреждений топливного бака, и схода после стартового завала в Британии Дэвида ждало самое серьёзное испытание в его жизни…

Дэвид и Роджер

На этапе в Нидерландах во время седьмого круга гонки произошла настоящая драма. March Роджера Уильямсона получил прокол колеса, в результате которого его болид перевернулся несколько раз и загорелся. К несчастью, пилот оказался зажат под своей машиной. Маршалы совсем не спешили помогать пилоту, когда к месту трагедии приблизился Дэвид.

Он немедленно остановил свой болид и бросился на помощь британского пилота . Кто знает, как бы сложилось всё, если бы маршалы бросились помогать Дэвиду, но они лишь безучастно смотрели, как в кокпите в прямом смысле сгорает человек!

Отчаянные попытки достучаться до маршалов

Сначала Дэвид пытался перевернуть болид в нормальное положение, чтобы вытащить Роджера, но в одиночку он не смог сделать этого, несмотря на все усилия. Затем он буквально вырвал из рук одного из маршалов огнетушитель, и принялся тушить пожар. Когда опустел огнетушитель, он вновь попытался перевернуть болид, но не смог. Вместо того, чтобы помочь, один из маршалов буквально оттолкнул пилота от болида, и Дэвиду лишь оставалось смотреть, как в болиде погибает Роджер …

После аварии

За этот поступок он получил Медаль Георга, но почему маршалы не стали сразу помогать пилоту, почему они не предприняли никаких попыток спасти жизнь британского пилота? Впрочем, это останется на их совести.

Шеллспорт

Тем временем, пилот провёл ещё два гран-при, но после безрезультативных гонок пилот временно покинул Большие Призы. Проведя сезон 1974 года в Формуле-2 и заняв там 4 место, Дэвид раскрыл свой талант и трудолюбие в серии Shellsport International, разгромив в 1976 всех конкурентов. Да, это был чемпионат далеко не уровня Формулы-2, но это ни капли не умоляет заслуг британского пилота.

LEC

Между тем, зимой 1976 года Майк Пилбим и Майк Эрл приступили к реализации проекта первого шасси независимой команды. Вопрос о двигателе даже не обсуждался, болид оснастили проверенным временем Ford Cosworth. Собрав болид, команда привезла его на тесты в Гудвуд.

Майк Эрл рассказывал: «Дэвид остановился поле 50 ярдов и заявил – “Болид разваливается пополам, его тащит по земле!”, и я ему объяснил, что это были ”юбки”, которые могли использоваться с новым техническим регламентом.» То есть, в данном болиде были зачатки граунд-эффекта, а как покажет время, это стало прорывом на несколько лет вперёд.

Дэвид впереди Гуннара Нильсона

Первым боевым заездом стала Гонка Чемпионов в Брэндс-Хетче. Дэвид квалифицировался лишь тринадцатым, но по ходу гонки смог прорваться и финишировать шестым, опередив к слову Ронни Петерсона и Клея Регаццони. Согласитесь, неплохой дебют.

Дэвид Перли

Затем команда прибыла в испанскую Хараму. Там всё сложилось не так радужно: Дэвид стал одним из шести пилотов, не прошедших квалификацию. Пропустив этап в Монако, команда планировала участвовать в оставшихся гонках европейской фазы чемпионата.

Команда медленно прогрессировала: 13 место в Нидерландах, 19 место в квалификации в Швеции и финиш на 14 месте, неплохое начало французского этапа, но сход из-за отказа тормозов перечеркнул усилия пилота во Франции. И затем наступил домашний этап для команды , Гран-При Великобритании.

Последствия аварии

Во время предквалификационной сессии, на машине Перли заклинило дроссель, и он врезался в рельс безопасности в повороте Бэккетс. Авария вышла чудовищной: пилот испытал перегрузки в 179,8 G, у него выявили 29 переломов и три вывиха ног, таза и рёбер. Вдобавок ко всему сердце Дэвида останавливалось шесть раз, но каждый раз врача удавалось его запустить.

Остатки болида в музее Донингтона

После года операций и восстановления Дэвид предпринял попытки возвращения в гонки, но последствия травмы сильно сказались. Пилот передвигался лишь с помощью трости, так как одна нога стала на 5 сантиметров короче другой, но его каждый раз с восторгом принимали зрители.

Дэвид и авиаспорт

Однако управление машинами причиняли сильные боли, и пилот решил вернуться в авиаспорт, которым увлёкся ещё в 60-х. 2 июня 1985 года пилот пролетал над морем, недалеко от родного Богнор-Реджиса, когда самолёт рухнул в воду. Дэвид не смог выбраться из самолёта, из-за полученных травм при крушении, а так как в это время в море не было ни одного судна, пилоту никто не сумел помочь…

Так оборвалась жизнь истинного героя, который был придти готов на помощь другим пилотам в случае беды, а команда так и не смогла продолжить выступления после той аварии на домашнем этапе, и больше никто не видел в Больших Призах болиды, с рекламой холодильников на борту.

С вами был Никита Голосов, до новых встреч.

P.S.: Несколько фото с Фестиваля скорости в Гудвуде. 

Гудвуд
Гудвуд
Гудвуд