Kauhsen WK. Was war das?
Добрый вечер! С вами «Призраки Формулы-1», и сегодня мы с вами рассмотрим причины, которые привели к стремительному провалу одной немецкой команды, которая, как казалось делала всё правильно, но в итоге всё вышло с точностью наоборот.
Виллиберт «Вилли» Каузен был одним из успешных автогонщиков Германии, выступавших с середины 60-х, по начало 70-х годов. Чемпионство в Европейском Туринговом Чемпионате в 1967 вместе с Андреа де Адамиком и Карлом вон Вендтом, второе место в 24 часах Ле-Мана в 1970 году вместе с Жераром Ляруссом, победа в 84-часовом марафоне де ля Роут свидетельствовали о наличии таланта и хорошей работы с напарниками во время марафонов. Однако в конце 1974 года Вилли завершил активную фазу карьеры в автогонках.
Но вне автоспорта немецкий пилот не смог оставаться долго, и в 1975 году свет увидела команда Willi Kauhsen Racing Team. Присоединившись к чемпионату WSC (World Sportscar Championship) с прототипами Alfa Romeo Tipo 33TT12, команда произвела фурор, выиграв 7 из 9 раундов чемпионата, и завоевав титул для итальянского автопроизводителя.
После такого успеха взгляд герра Каузена устремился на Европейскую Формулу-2. Выкупив чемпионские болиды Elf-Renault 2J, и переименовав их Kauhsen Renault, команда вступила в чемпионат в 1977 году.
Начиналось всё многообещающе. Мишель Леклер завоевал поул на первом же этапе в Сильверстоуне, правда до финиша пилот не добрался. Но затем, команда стала модифицировать шасси, только с каждой модификацией шасси ехали всё медленнее и медленнее. После двух проваленных квалификации Леклер покинул этот бардак, и на его машине успели выступить Хосе Долхем, Витторио Брамбилла и … Ален Прост! Правда будущий четырёхкратный чемпион финишировал в двух кругах от Рене Арну в Ногаро.
Несмотря на откровенные технические провалы, Вилли Каузен решил замахнуться на святая святых, на Формулу-1. Планировалось дебютировать в чемпионате в 1978 году, для этого даже велись переговоры с Kojima, которые выступили в гран-при Японии 1976 и 1977 годов, но сделка сорвалась, и команда решила строить шасси самостоятельно.
За разработку болида взялись дизайнер Клаус Капица и инженер из компании Порше, Курт Чабек. Последний разрабатывал болиды для команды TOJ в Формуле-2 и Формуле-3, так что определённый опыт в открытых колёсах у него был. Правда, из-за этого дебют перенесли на 1979 год.
К работе также подключились профессоры университета города Аахен, но при столь большом количестве специалистов команде попросту не хватало механиков. Шутка ли, сборкой прототипов занимались три механика и лишь один слесарь, специализировавшийся в алюминии.
С самого начала Каузен решил строить прототип, в котором присутствовал граунд-эффект, ибо он считал это верным направлением Больших Призов. Профессоры университета взяли за образец для подражания Lotus 79, и модель стали продувать в аэродинамической трубе университета, но тут же возникли первые проблемы.
Вилли Каузен планировал оснащать свои болиды моторами Alfa Romeo, с которыми он побеждал в Чемпионате Спортпрототипов, но создание заводской команды в Больших Призах привело к тому, что единственным вариантом для прототипа стал старый-добрый Cosworth DFV.
Начинка стала типичной для всех болидов того времени, правда коробка передач была пятиступенчатая, в то время как у всех было уже по шесть передач. Не лучше была ситуация с шинами. Из-за позднего подписания контракта с Goodyear и лишь частичной его оплаты команде поставляли покрышки, качество которых было … Скажем так, это были покрышки, которые по каким-либо причинам не понравились другим командам.
Появившийся на свет первый прототип был, на удивление, мало похож на Lotus 79 – схожими были лишь каркас безопасности и кокпит! Очень короткая колёсная база и сильно смещённое вперёд заднее антикрыло были весьма спорными решениями. Но первые тесты показали полную безнадёжность проекта.
Джанфранко Бранкателли стал первым пилотом, севшим за руль. По итогам тестов выяснилось следующее: при проектировании Капица и его команда не учли «подныривания» болида на торможениях, и из-за изменений высоты переда на торможениях граунд-эффект сводился на нет!
Многочисленные модификации привели к созданию второго прототипа. Он получился очень громоздким в сравнении с первым прототипом. Также был увеличен топливный бак, так как с предыдущим болид ни за что бы не добрался до финиша. Пилотом объявили Патрика Нева, чьи спонсорские деньги смогли бы обеспечить команду тремя шасси и шестью двигателями.
Нев протестировал прототип в Зольдере, но быстро разочаровался непредсказуемым поведением шасси. Харальд Эртль также тестировал прототип, но в Хоккенхайме, и быстро разбил прототип, сославшись на отказ тормозов. Но разъярённый Каузен выяснил, что момент аварии заснял один из любителей, и выкупил копию записи за сто немецких марок, чтобы доказать вину австрийского пилота!
Нев также тестировал прототип в Поль Рикаре, но уступил лидерам 6 секунд. К этому моменту FISA собиралась заблокировать приход команды в Большие Призы, как минимум из-за того, что Каузен просто не оплатил стартовый взнос в 30000 долларов! Хуже того, Нев со спонсорами в спешке покинули команду, из-за чего разгорелся серьёзный скандал. В итоге команда подписала Бранкателли в качестве пилота, а стартовый взнос оплатили только перед гран-при Испании.
На этот раз Чабек произвёл некоторые модификации, и команда приехала в Испанию с абсолютно иным прототипом, не похожим на предыдущие! Стало очевидно, что команда оставила попытки создания граунд-эффекта на своём болиде, и переключилась на «традиционную» версию развития.
Проблемы с шинниками была только верхушкой айсберга. Команде попросту не нашлось места на пит-уолле! Только при содействии с Берни Экклстоуном команда арендовала половину боксов у Лотуса. Бранкателли после этого честно пытался попасть на старт, но в итоге стал 27 и последним, при том, что на старт попадало только 24 пилота. Лидеру сессии, Жаку Лаффиту, Джанфранко проиграл почти девять секунд, а Дереку Дели и Артуро Мерцарио, которые также не попали на старт, четыре и две секунды.
После такого провала Чабек покинул команду, а несгибаемая команда приехала в Бельгию. Проигрыш 9 секунд Элио де Анджелису, который последним попал на стартовое поле, и заканчивающиеся финансы стали последней каплей для Каузена. После этого болид выкупил Артуро Мерцарио, но даже его болиды, основанные на старых шасси March 761 были куда быстрее!
После этого Каузен попробовал купить у Колина Чепмена старые Lotus 79, но после того, как он узнал, что мексиканец Эктор Ребаке первый в длинной очереди за этими болидами, Каузен сдался, и больше его в Больших Призах никто не видел…
С вами был Никита Голосов, до новых встреч!
P.S.: один из прототипов в музее Спа на закуску!
ждем новых статей)