Прохладные истории. Что нужно знать о Гран-при Китая
Самоцитирование Тильке, шанс для Росберга и борьба «Мерседеса» с «Феррари» – в предисловии к третьему этапу сезона «Формулы-1».
Ключевые участки
«Шанхай Интернэшнл»
Количество кругов: 56 Длина круга: 5,451 км Дистанция гонки: 305,066 км Количество поворотов: 16
Говорят, что при создании шанхайского автодрома Герман Тильке вдохновлялся иероглифом «шан» (который стоит в первой части названия города-миллионера), и с этим не поспоришь – общие очертания трассы действительно похожи на восточный символ.
Однако что заставило немецкого архитектора придумать повороты, которые в ближайшие три дня будут штурмовать два десятка гонщиков «Формулы-1»? Есть ощущение, что китайские товарищи, обрисовывая свои пожелания Тильке по конфигурации трека, сказали что-то в духе: «Мы хотим лучшую трассу с лучшими в мире поворотами и прямыми». Возможно, впрочем, что никто герру Герману ничего не говорил, но все-таки влияние чужих и собственных творений, а также попытка сделать один из самых масштабных автодромов чувствуются: Тильке будто взял несколько известных или эффектных виражей, доработал (или обработал) их и добавил (не забывая поглядывать на «шан») «промежуточные» звенья – стандартный набор разномастных участков, которые должны бросить вызов инженерам команд при настройке болидов.
В итоге «Шанхай Интернэшнл» обзавелся самой длинной прямой в календаре чемпионата мира (свыше километра длиной), собственным бэнкингом (привет овалам из США), а также несколькими поворотами, подозрительно похожими на те, что мы видели на «Сепанге» две недели назад. Впрочем, если первую связку Тильке постеснялся скопировать один в один и сотворил нечто более интересное, чем в старом проекте, то повороты 7 и 8 – это практически точная копия участка, расположенного на втором секторе малайзийского трека.
Ругать архитектора, впрочем, не стоит – самоцитирование оказалось к месту, и китайский автодром, действительно, получился интересным.
Особняком в воскресенье будет стоять поворот 14, расположенный следом за 1200-метровой прямой – в точке торможения мы наверняка увидим множество обгонов. Впрочем, если небеса расщедрятся на осадки, пилоты будут опережать друг друга на всех участках.
Фавориты
Неожиданный результат Гран-при Малайзии показал, что непобедимых не бывает. А еще заставил задуматься: случайным ли оказалось поражение «Мерседеса» и повторит ли в Китае «Феррари» свое недавнее достижение?
Пытаться угадать победителя гонки – дело непростое, поэтому лишь обратим внимание на некоторые факты, которые способны повлиять на исход предстоящего Гран-при:
1. Не принижая заслуг Скудерии в области аэродинамики и моторостроения, заметим, что по чистой скорости алый болид SF15-T пока еще не конкурирует с серебристым W06 – победа в Сепанге была достигнута за счет более бережной работы с покрышками в экстремальных (жарких) условиях и тактического просчета «Мерседеса» в начале заезда.
2. В Малайзии у всех команд был выбор: пожертвовать балансом в поворотах ради более быстрого прохождения скоростных секторов или чуть повысить прижимную силу машины, но потерять в максимальной скорости – «Феррари» выбрала первый вариант, а «Мерседес» – второй, и эти решения заметно облегчили задачу Феттелю по обгонам непосредственных конкурентов на трассе, а пилотам «серебряных стрел» усложнили процесс преодоления трафика. В Китае все наверняка будут в равных условиях – максимальной скоростью в здравом уме вряд ли кто-нибудь пожертвует, – и, значит, Хэмилтону (или Росбергу) будет проще обороняться в случае, если соперники из Маранелло окажутся на хвосте.
3. В прохладных условиях (которые ожидаются в Шанхае в выходные) «серебряные стрелы» вполне эффективно работают с покрышками – у W06 вряд ли резко упадет темп. В то же время, памятуя о том, как тяжело прежде давался прогрев шин болидам Джеймса Эллисона, есть опасение, что камнем преткновения для Скудерии станет квалификация, после которой можно лишиться возможности всерьез побороться с «Мерседесом».
Пристальное внимание
Нико Росберг под огнем критики: на первом этапе сезона вице-чемпион мира 2014 года не сильно отстал от Льюиса Хэмилтона, но при этом не проявил никакой активности и не поборолся за победу, а во второй гонке первенства выглядел еще хуже – уступил в квалификации Феттелю, медленно выбирался из трафика, безвольно пропустил «Феррари» и, конечно, снова проиграл Льюису.
Изменить тенденцию можно попробовать в Шанхае – Нико неплохо чувствует местную трассу, и даже принес здесь первую победу «Мерседесу». Успешное выступление добавит интриги в чемпионате и вернет пилоту веру в собственные силы, а финиш позади главного конкурента будет расценен как очередной провал и закрепление Нико в статусе второго пилота конюшни из Бракли. В общем, если в Китае Росберг не перехватит инициативу, выправить положение в следующих гонках будет сложно.
Шины и стратегия
Несмотря на сильную нагрузку на шины (особенно передние) на китайской трассе, «Пирелли» отказалась от самого жесткого состава покрышек и предпочла более универсальные «софт» и «медиум». Причина – традиционно невысокие температуры, наблюдаемые в Шанхае весной – прогревать «хард» при 19 градусах по Цельсию будет тяжело. Более того, даже «медиум» в таких условиях начнет пузыриться и быстро изнашиваться.
Два пит-стопа – самая вероятная стратегия на гонку; наибольших же успехов добьется тот, кто минимизирует потери в скорости при прохождении отрезка на «медиуме» – разница между разными составами шин по оценке «Пирелли» составит около 1,2-1,4 секунды на круге.
Погода
Все три дня гоночного уик-энда не предвещают жары. Более того, в воскресенье возможен дождь.
Флэшбэк
Гонять на болидах по люкам дренажных систем без последствий можно лишь в фильме Сильвестра Сталлоне – в реальности можно запросто остаться без машины. В 2005 году весь мир увидел знаменитое «китайское качество» – по ходу заезда на шанхайском автодроме Хуан-Пабло Монтойя зацепил сдвинувшуюся решетку дренажной системы, проколол колесо и повредил боковой понтон болида. Впрочем, в том Гран-при колумбиец сошел из-за отказа двигателя, который не был связан с данным инцидентом.
Цитаты
Нико Росберг о влиянии Феттеля на борьбу с Хэмилтоном: «Феттель может мне помочь. В каком-то смысле это произошло уже в Малайзии – Льюис отыграл у меня 3 очка, а не 7. Но с другой стороны, если «Феррари» продолжит выигрывать и дальше, то возникнет проблема».
Даниэль Риккардо о прогрессе «Ред Булл»: «В Малайзии у нас было много проблем, которые ограничивали наши возможности, но к началу этого уик-энда мы разобрались со всеми неполадками. Мы также подготовили несколько аэродинамических новинок – и все это, надеюсь, позволит стать более конкурентоспособными».
Берни Экклстоун об упрямстве руководителей «Мерседеса»: «Нужно учиться на собственных ошибках. Но мы даже не пытаемся – просто сидим и ждем, пока «Формула-1» исчезнет. На надгробии Тото Вольффа можно будет написать: «Я помог убить «Формулу-1».
Расписание на Гран-при Китая (время московское)
Пятница
Практика 1: 5:00 – 6:30 Практика 2: 9:00 – 10:30
Суббота
Практика 3: 7:00 – 8:00 Квалификация: 10:00 – 11:00
Воскресенье
Гонка: 9:00
Фото: Global Look Press/S.Lau/GRUPPO, Ahmad Yusni/ZUMAPRESS.com