7 мин.

Yamaha OX88, или первый блин комом.

Добрый вечер! После определённого перерыва «Призраки Формулы-1» снова с вами! Напомню, что в прошлом выпуске мы с вами рассмотрели провальную попытку Субару покорить Большие Призы. Наше японское турне продолжается, и на этот раз мы рассмотрим историю другого японского мотора, после которого компания смогла представить конкуретноспособный продукт.

Ямаха

Yamaha Motor Corporation была основана в 1955 году, как часть огромного концерна Yamaha Corporation. Помимо многочисленной двухколёсной техники, компания стала производить лодки, различные моторы и даже электрические генераторы! Многие из вас видели успехи Валентино Росси и Хорхе Лоренцо в MotoGP (Вале к слову одержал в Катаре очередную победу), но сейчас речь не об этом.

1988 год стал последним для турбомоторов. Только три команды строили моторы самостоятельно в тот год, и если Феррари боролась за победы, то Озелла и Закспид откровенно боролись за выживание. Заняв последнее место в Кубке Конструкторов и уступив даже Колони с ЕвроБруном, коллектив Петера Заковски стал искать себе поставщика двигателя, так как подготовить самостоятельно атмосферный двигатель не представлялось возможным.

Yamaha Ox88

Ямаха не стала разрабатывать полностью новый двигатель, вместо этого они взяли за основу их же продукты , Yamaha OX66 и OX77, которые использовались в Japanese Formula-3000. Первый имел конфигурацию V6, в то время как OX77 был V8. К слову OX77 создавался как замена Cosworth DFR для International Formula-3000, но после катастрофических результатов на дино-тестах Cosworth отказался покупать данную разработку.

Yamaha OX88

Главной особенностью мотора стало использование 5 клапанов на цилиндр: три использовались для индукции, два для выхлопа. Теоретически, у двигателя были преимущества над другими производителями: он был весьма компактным, так как двигатель получил конфигурацию V8. Это же позволило избежать применения дополнительного оборудования, в отличие от V10 и V12 двигателей.

Двигатель имел угол развала не 90 градусов, а 75, несмотря на то, что это позволило сделать компоновку дополнительного оборудования более плотным, это привело к более высокому центру тяжести двигателя. Использование алюминиевых сплавов вместо магния привело к небольшому увеличению веса, но не критичному; 145 килограмм снаряжённой массы были вполне сопоставимыми с Cosworth DFR.

Ямаха

Из-за проблем с финансированием, команда Закспид катастрофически нуждалась в дешёвых моторах; их отношения с Cosworth складывались неоднозначно. Предложенный Ямахой эксклюзивный контракт и статус команды с заводской поддержкой выглядел, как мечта ставшей реальностью. Одним из условий стало подписание пилотом чемпиона Japanese Formula-3000 1988 года Агури Сузуки. Вторым пилотом остался немец Бернд Шнайдер, который после не самой удачной карьеры в открытых колёсах стал настоящей легендой кузовных гонок. Но сейчас не об этом.

Zakspeed

Шасси Zakspeed 891 создал Густав Брюннер, который работал до этого в таких командах, как ATS, Arrows, Ferrari и Rial. Ввиду крайне ограниченного бюджета команды он создал весьма консервативное шасси, безо всяких изысков. Ввиду того, что команда стала последней в прошлом году и не набрала ни одного очка, им пришлось пробиваться сквозь предквалификационное сито, в котором в определённые гонки было до полутора десятков машин! Но сначала поговорим о тестах.

Агури Сузуки

Предсезонные тесты начались крайне скверно. На трассе Валелунга болид прошёл за 4 дня… 25 кругов! Хуже стало в Поль Рикаре. Конечно, от нового мотора ожидались детские болезни, несмотря на то, что мотор был основан на проверенной технологии, но французские тесты были омрачены бесконечными проблемами и поломками.

Немало вопросов возникло об истинной мощности мотора. Ямахе пришлось её урезать с заявленных 600 «лошадей» до 560, в то время как заводские двигатели Cosworth и Judd развивали около 560 сил, а клиентские двигатели развивали 600-610 сил. Наконец, диапазон мощности двигателя оказался уже, чем ожидалось. Использование ровной плоскости коленвала, что и у Cosworth DFR вызвало проблемы с механическим балансом (если он вообще был) на высоких оборотах, сказавшись на надёжности.

Рио

Если тесты в Поль Рикаре выдались достаточно сложными, то предсезонные тесты в Рио стали катастрофой! Высокая температура и шероховатая поверхность асфальта вызывали у мотора поломку за поломкой. После рекордных восьми поломок, включая трагикомичный эпизод, когда двигатель сдетонировал после 5 секунд холостого хода на пит-лейне, Закспид досрочно завершили тесты, не имея возможности совершить даже нескольких кругов подряд.

Сузуки в Монако

Это стало одной из проблем всего сезона. На этапе в Рио Шнайдер выжал из неуправляемого болида 5 место в предквалификационной сессии и попал в квалификацию. Казалось бы, шансов выйти на старт нет, но немецкий пилот посрамил скептиков, показав 25 время, опередив двух пилотов команды Лярусс и бронзового призёра чемпионата 1983 Рене Арну! Во время гонки Бернд проигрывал 5 секунд лидерам с каждого круга, но держался вместе с Филипом Альо. Всё изменилось на 37 круге. Эдди Чивер столкнулся с Шнайдером при обгоне последнего на круг, и оба были вынуждены сойти с трассы.

Затем последовала серия из 13 непройденых предквалификационных сессий для обоих пилотов! Подобного в истории Больших Призов больше не было! Хуже того, команда получила серьёзный удар в августе, когда титульный спонсор, табачная компания West отказалась продлевать контракт, из-за чего команда могла не выйти на старт сезона 1990 года.

Шнайдер

Последним светлым пятном стал Гран-При Японии. Шнайдер выдал третье место в предквалификации, проиграв только Филипу Альо и Николя Ларини, а в квалификации… Arrows, Rial, Ligier в полном составе и Альборето на Ляруссе, Эмануэле Пирро на Бенеттоне и Джонатан Палмер на Тирелле оказались посрамлены! Итоговое 21 мето по итогам двух сессий стали лучшим результатом для команды в том сезоне.

Шнайдер

К сожалению для Шнайдера, все его усилия в квалификации не помогли ему в гонке, коробка передач выдержала всего лишь один круг, оставив команду ни с чем. Стоит ли говорить о уик-енде в Австралии, в котором оба пилота оказались в предквалификации? Не думаю.

Тесты в Эшториле

Ямаха планировала продолжить сотрудничество с командой. Были даже проведены тесты на трассе Эшторил после окончания сезона, уже без основного спонсора. Результаты оказались на целых 7 секунд лучше, чем на самом этапе (стояла обновлённая версия мотора), но поломка единственного мотора оставила команду всего лишь с 20 пройденными кругами.

По итогам всего этого, команда была вынуждена уйти из Формулы-1, в то время как Ямаха получила годичную паузу, которую использовали для создания весьма неплохого двигателя Yamaha OX99, но это уже совсем другая история.

Zakspeed

Что же стало причиной провала, который можно описать лишь как «первый блин комом»? Несмотря на перспективность проекта; отсутствие опыта, малое количество ресурсов, весьма противоречивые компромиссы при создании двигателя означало то, что мотористы не реализовали все свои идеи. И итогом этого стал крах немецкой команды и загубленная карьера в открытых колёсах Бернда Шнайдера.

Ямаха оставалась мотористом в Больших Призах вплоть до 1997 года, и едва не принесла себе и команде Arrows первую победу, но это уже совсем другая история.

Хилл в Венгрии

С вами был Никита Голосов, до новых встреч!