Потеря равновесия. Как выступали команды «Формулы-1» после уходов чемпионов мира
Что происходило с «Феррари» после Шумахера и Лауды, как долго оправлялся «Макларен» после прощания с Сенной и другие истории – в блоге «Финишная прямая».
«Тиррелл» после Стюарта
«Тиррелл» входит в десятку самых успешных команд в истории «Формулы-1», но ее основные успехи пришлись на период выступлений одного гонщика – Джеки Стюарта. До завершения карьеры шотландец принес Кену Тирреллу два титула, но затем – несмотря на несколько побед – повторить успехи начала 70-х годов по английскому коллективу разным причинам не удалось.
Уровень команд в те времена был почти равным, поэтому роль Стюарта стала одним из основополагающих факторов достигнутого успеха. Достойных же преемников шотландца после гибели Франсуа Севера не нашлось. К тому же со временем Кен Тиррелл стал предпочитать опытным и именитым гонщикам молодых коллег, и такой подход для завоевания трофеев трудно было назвать эффективным. Завели в тупик команду также технические эксперименты, самым интересным из которых оказался шестиколесный болид P34. Особого преимущества команда не получила, зато потеряла время и ресурсы, и через два года вернулась к стандартной четырехколесной базе. За это время соперники ушли вперед и придумали более эффективные наработки, такие как граунд-эффект. «Тиррелл» терпел поражение по всем фронтам, ну а в 80-х, когда бюджеты соперников начали расти и в игру вступили производители турбомоторов, начались финансовые проблемы.
На этапе в Детройте в 1983 году Микеле Альборето принес «Тирреллу» последнюю победу. А после крупной дисквалификации в 1984 году, связанной с несоответствием машины техническому регламенту, началось затяжное падение длиной в 15 лет. Завершилась история конюшни в 1998 году продажей команды концерну BAT и превращением в «БАР», прародителя «Брауна» и нынешнего «Мерседеса».
«Феррари» после Ники Лауды
После нескольких непростых сезонов в середине 70-х Скудерию возглавил Лука ди Монтеземоло, конструкторский штаб заметно обновился, а за руль алого болида сел расчетливый австриец Ники Лауда. Новая команда «Феррари» добилась больших успехов: выиграла четыре Кубка конструкторов и два титула в личном зачете. Но, как это часто было в истории итальянского коллектива, вслед за успехом последовали склоки и политические разногласия, началось почивание на лаврах.
После отказа от продолжения борьбы на финальном этапе сезона-1976 в Фудзи отношения Лауды с руководством, в том числе с самим Энцо Феррари стали невыносимыми, а новым провозглашенным первым номером стал Карлос Рейтеманн, хотя Лауда без особых проблем разделался с аргентинцем и вернул статус лидера.
«Внутренне на тот момент я с «Феррари» уже порвал – и с шефом, и с большинством его прихлебателей», – написал позже Лауда в автобиографии.
Ушел Ники в своем стиле – после досрочной победы в чемпионате мира за две гонки до завершения сезона-1977 он хлопнул дверью, а в следующем году оказался за рулем «Брэбэма».
Хорошо построенный дом моментально не разрушить – в 1979 году Джоди Шектер принес «Феррари» еще один чемпионский титул, но после него наступила самая затяжная серия неудач в истории Скудерии. Защита титула в 1980-м обернулась полным провалом, а затем гоночная структура, созданная в предыдущее десятилетие, начала устаревать и терять в эффективности. К тому же наложила отпечаток на команду гибель Жиля Вильнева в Зольдере 1982 года. Сам Энцо Феррари в силу возраста все меньше контролировал команду, и после его смерти в 1988-м в конюшне начался настоящий разброд. Лишь с приходом Луки ди Монтеземоло в качестве президента компании в 1991-м в начался процесс перестройки: был приглашен руководитель Жан Тодт, еще через несколько лет к Скудерии присоединились Михаэль Шумахер и технический директор Росс Браун. Но потребовалось очень много времени, прежде чем все заработало и дало результаты.
«Брэбэм» после Нельсона Пике
Трехкратный чемпион мира Нельсон Пике стал творцом последнего успеха в истории некогда легендарного «Брэбэма». В 1983-м бразилец принес команде последний чемпионский титул в личном зачете, а в 1985-м – последнюю, 35-ю победу. В следующем году Пике ушел в «Уильямс», а «Брэбэм» начал скатываться в пропасть. Проблемы с надежностью машины стали хроническими, подиумы становились все большей редкостью.
Конечно, не стоит связывать такой регресс с уходом именно с Пике. Бразилец просто вовремя ушел. Главной причиной угасания конюшни стал тот факт, что ее владелец Берни Экклстоун сосредоточился на руководстве «Формулой-1». В 1987-м англичанин вовсе продал конюшню концерну «Альфа-Ромео». Еще через год «Брэбэм» был приобретен швейцарским бизнесменом Йоахимом Люти, который затем был арестован по обвинению в налоговом мошенничестве, и команда снова обрела нового владельца – компанию «Мидлбридж» из Японии. Естественно, что в такой непростой обстановке о результатах и речи быть не могло. Команда превратилась в записного аутсайдера, в середине сезона-1992 обанкротилась и прекратила существование.
«Макларен» после Айртона Сенны
Рано или поздно трехкратный чемпион мира Айртон Сенна должен был покинуть «Макларен». Уход «Хонды» и переход на клиентские двигатели «Форд», доминирование «Уильямса» – все это не оставляло шансов на победу в чемпионате. Еще в конце 1992 года бразилец заявил, что готов бесплатно выступать за «Уильямс», лишь бы получить в распоряжение лучшую машину. В 1994-м этот долгожданный переход состоялся, но в итоге привел к самой большой трагедии за всю историю «Формулы-1».
«Макларену» после ухода Сенны пришлось потратить много времени на возвращение в лидеры. Ни опыт Мартина Брандла, ни талант юного Мики Хаккинена не помогли избежать провала в сезоне-1994 – двигатель «Пежо» оказался крайне ненадежным и слабым, и впервые с 1980 года подопечным Рона Денниса не удалось выиграть ни одной гонки. Дела пошли на лад только после заключения союза с мотористами «Мерседеса» в 1995-м, но первой победы после Сенны «Макларену» пришлось ждать еще целых два года. Лишь на Гран-при Австралии-1997 Дэвиду Култхарду удалось прервать долгую беспобедную серию.
«Бенеттон» после Михаэля Шумахера
Лучшие страницы в истории команды текстильного магната Лучано Бенеттона были написаны в начале первой половины 90-х годов. Да, конюшне удавалось выигрывать отдельные гонки и раньше, но лишь при Михаэле Шумахере она смогла бросить вызов грандам того времени – «Макларену» и «Уильямсу», а в 1994 и 1995 годах и вовсе их превзошла, уверенно выиграв чемпионат мира. Но с уходом «Солнечного мальчика» в «Феррари» конюшня сдала позиции и больше никогда не достигала прежних высот. Единственная победа после ухода Шумахера была одержана на Гран-при Германии 1997 года Герхардом Бергером, а в 2000-м команда была продана концерну «Рено».
«Рено» после Фернандо Алонсо
Спустя десятилетие гениальный Флавио Бриаторе решил повторить историю Михаэля Шумахера в «Бенеттоне» – и не прогадал. Идея построить ту же команду из Энстоуна, но уже под названием «Рено» и вокруг новой восходящей звезды Фернандо Алонсо оказалась на 100 процентов верной – в третий сезон, в 2005-м, испанец стал чемпионом, а на следующий год повторил успех. Но, как и Шумахер, Алонсо решил не задерживаться на одном месте и отправился в другой коллектив – «Макларен». Правда, после крайне противоречивого сезона в Уокинге двукратный чемпион вернулся «домой».
За год без лидера «Рено» серьезно сдала позиции. Джанкарло Физикелла не смог оправдать возложенных надежд и не стал новым лидером команды, как и новый протеже Бриаторе – Хейкки Ковалайнен.
С возвращением Алонсо положение конюшни из Энстоуна не изменилось кардинально, а новый двухлетний период сотрудничества ни запомнился ничем, кроме истории с победой после преднамеренной аварии Нельсона Пике-младшего на Гран-при Сингапура. После сезона-2009 двукратный чемпион мира ушел окончательно, а еще через два года концерн «Рено» вовсе продал конюшню Жерару Лопесу.
«Феррари» после Михаэля Шумахера
Командная структура, выработанная в «Феррари» за 10 лет при Михаэле Шумахере, оказалась настолько крепкой, что даже уход семикратного чемпиона мира по окончанию сезона-2006 не отразился на форме Скудерии, по крайней мере в ближайшие два года. Сменщик немца Кими Райкконен в дебютный сезон за рулем красной машины стал чемпионом, а год спустя титул едва не выиграл Фелипе Масса. При этом, откровенно говоря, ни финн, ни бразилец, не тянули на ту роль, что ранее занимал немец – один напрочь лишился мотивации после чемпионского титула, а второму крайне не хватало стабильности.
С ходом Шумахера в структуре «Феррари» произошли и другие изменения: покинул коллектив Росс Браун, потерял шансы на повышение Найджел Степни, а затем ушел многолетний руководитель конюшни Жан Тодт. Запас наследия эпохи «Красного барона» должен был когда-нибудь закончиться, а кардинальная смена технического регламента в 2009 году лишь ускорила приближение финала.
В 2010-м, после прихода двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо многим показалось, что конюшня вот-вот доберется до нового титула. Испанец моментально закрепился в роли нового лидера и дважды, в 2010-м и 2012-м, боролся за звание чемпиона мира. Однако при этом «Феррари» лихорадило, кадровая текучка стала сумасшедшей, не в последнюю очередь из-за того, что в случае каждой серьезной неудачи руководство находило нового «козла отпущения». В 2014-м после провального перехода на турбодвигатели кадровые репрессии начались и в высшем звене и затронули руководителя Стефано Доменикали и президента Луку ди Монтеземоло. В итоге Алонсо, внезапно оказавшийся чужим среди своих, был вынужден искать новые варианты продолжения карьеры.
Складывается впечатление, что теперь с приходом хариматичного руководителя Маурицио Арривабене и четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля в «Феррари» наконец-то наступило спокойствие и размеренность, которого не хватало в работе в последние годы.
Дон Маурицио. Почему босс «Феррари» – новый герой «Формулы-1»
«Макларен» после Льюиса Хэмилтона
Когда в сентябре 2012-го один из лучших британских гонщиков Льюис Хэмилтон подписал контракт с «Мерседесом», только ленивый не критиковал его решение. «Что он делает? Зачем уходить из «Макларена», где гарантированы победы и, может быть, борьба за чемпионство, в команду, которая за три сезона выиграла всего одну гонку? Это сумасшествие» – такова была главная риторика экспертов и болельщиков. Но одновременно с приходом англичанина «серебряные стрелы» сделали шаг вперед, а еще через год устроили соперникам настоящий погром, выиграв 16 из 19 гонок. Где оказался «Макларен» в 2013 и 2014 годах? Один подиум – вот главное достижение конюшни из Уокинга за 37 гонок.
«Макларен» без Хэмилтона будет слабой командой, им пора бы это признать», – заявил еще в ноябре 2012 года руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер.
Конечно, не стоит списывать все неудачи последних лет с уходом Хэмилтона. В Уокинге возникло много технических и управленческих проблем. Но факт в том, что ни Дженсон Баттон, ни Серхио Перес, ни Кевин Магнуссен не смогли занять образовавшуюся нишу и потянуть за собой гоночный коллектив. Возможно, удастся взять на себя роль лидера Фернандо Алонсо, но после перехода на двигатели «Хонда» переменных стало еще больше, и это уже совсем другая история.
«Ред Булл» после Себастьяна Феттеля
Чемпионат прошлого года и начало сезона-2015 получились непростыми для «Ред Булл», в основном из-за слабого двигателя «Рено». К самому шасси, по крайней мере в 2014-м претензий не было. Но после двух первых гонок 2015 года руководство австрийской команды признало: «Да, есть определенные проблемы с машиной». Определенно свою роль сыграло то, что глава технического департамента Эдриан Ньюи уже не уделяет много внимания проекту «Ф-1» как раньше. Но также не прошел безболезненно для «красных быков» т уход четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля. Да, прошлый сезон немец вчистую продул Риккардо, был недоволен машиной и тщетно менял одно шасси за другим. И все же при этом Себ оставался путеводной звездой и опорой команды.
Спортивный консультант «Ред Булл» Гельмут Марко после недавнего Гран-при Малайзии признал, что команде не хватает технического опыта Феттеля, и понять старого австрийца можно: в трудные времена знания немца здорово пригодились бы в развитии болида.
На Даниэля Риккардо и Даниила Квята легла тяжкая ноша – справятся ли они с этим бременем и как скоро вернут «Ред Булл» к победам?
Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Klemantaski Collection, Clive Rose, Mark Thompson; Global Look Press/National Motor Museum, imago sportfotodienst
Кроме того, Сенна покинул "МакЛарен", когда конюшня уже была на спаде. Да и Шумахер с Феттелем тоже не после чемпионских титулов из своих команд ушли.
Как можно было в свое время упустить такие ценные кадры как хэмильтона и лоу? Неужели они всерьез думали что это тормозное недоразумение батон сможет заменить хэмильтона в роли лидера команды? А в пару к нему тоже подобрали "достойных" напарников - перес и магнусен. Их "успехи" известны (хотя перес иногда может проводить хорошие гонки). Более худшие варианты вторых пилотов на тот момент наверно найти было просто невозможно. Более того, батона оставили еще на несколько лет! Так что еще несколько лет мучений (вроде поиска баланса) обеспечено (даже не считая моторы хонда). Еще зачем то взяли эту жирную морду булье, которая только и умеет что врать и изворачиваться. Но самое "гениальное" решение - это переход на хонду, что в "перспективе" якобы позволит бороться с мерседесом. Но современная хонда это не та что была во времена сенны. Между ними общего осталось только название. Сейчас это худший мотор в формуле и нет предпосылок сравняться хотя бы с рено, не то что с Феррари и мерседесом, по крайней мере в этом сезоне. А бороться с мерседесом и побеждать его можно было оставаясь на мерседесе, но сделав машину лучше чем у заводской команды, что сам макларен и доказывал с 2010 по 2012 годы и частично Вильямс в прошлом году. То что взяли Алонсо - это хорошо с одной стороны, он быстрый гонщик и реально мог бы заменить хэмильтона в роли лидера, но зная репутацию алонсо, его характер, натуру и опыт 2007 года, итог может быть печален.
Кстати, явно переоценен талант (в первую очередь, в работе с техникой) Алонсо. Значительная доля его успеха - Флавио Бриаторе, вложившийся в раскрутку испанца.
А вообще-то Формула - это комбинация менеджмента, конструкторской мысли и пилотажа. Пропорции могут быть разными, но что-то одно без двух других работать не будет.