История Dome F105, или попытка японцев покорить Большие Призы.
Добрый вечер! С вами «Призраки Формулы-1», и сегодня мы с вами совершим путешествие из Европы в Азию, а точнее в Японию. Страна «Восходящего Солнца» не раз пыталась покорить Большие Призы, будь то первое пришествие Хонды в 1964, или безуспешные попытки Тойоты выиграть хоть одну гонку в начале 21 столетия. Были и весьма самобытные проекты, вроде команды Maki, но история следующего «призрака» находится где-то между гигантами машиностроения и любителями автогонок.
Компания Dome (переводя на русский – сон ребёнка(Kabushiki Kaisha Dōmu)) была основана в 1975 году братьями Минору и Шойчи Хаяши, и изначально это была автостроительная компания. В 1978 году на Женевском автосалоне они представили концепт своего автомобиля: Dome Zero.
Данный концепт оснащался двигателем Nissan L28 и выглядел весьма футуристично, для своего времени. В следующем году на автосалонах в Чикаго и Лос-Анджелесе был представлен прототип Dome P2, но он не прошёл утверждение во внутрияпонских комиссиях, и проект был свёрнут.
После этого команда не опустила руки, а наоборот, переключила своё внимание на автоспорт: они стали работать на TOM’S, спортивное подразделение концерна Toyota. За время сотрудничества они спроектировали два прототипа Группы C: Dome 85C и Dome86C, которые принимали участие в All Japan Sports Prototype Championship и World Sportscar Championship.
В это же время Минору помогает своему двоюродному брату, Масакадзу Хаяши, с производством болидов для японской серии Formula-Junior 1600, после чего принимаются конструировать болид класса Formula Three. Шасси Hayashi 320 стало первым громким успехом компании, и даже участвовало в Formula-Atlantic, но затем в Hayashi Racing был кризис идей, и в 1986 году команда в последний раз вышла на старт, после чего была расформирована.
Потеряв несколько лет на разработке очередного дорожного автомобиля, в 1991 году Dome сосредоточилась на разработке шасси для серии Formula-3000, и после успеха 1994 года, в котором Марко Апичелла завоевал титул в Japanese Formula-3000 на шасси Dome F104, команда решилась на создание команды Формулы-1.
Нельзя сказать, что проект был основан на голом энтузиазме. На фабрике команды Dome была полноценная аэродинамическая труба, с возможностью продувки 25-процентных моделей , системы автоматического дизайна и производства оборудования. Всё это позволяло команде спроектировать весьма конкуретноспособный болид. К команде присоединился экс-менеджер команды Минарди, Тадаши Сасаки. Тест-пилотами были объявлены Марко Апичелла , Наоки Хаттори и Синдзи Накано.
Летом 1995 года разработкой болида занялся Акиёши Оку, который так же проектировал чемпионский Dome F104. Под его влиянием болид оснастили старыми коробками передач и системами охлаждения, которые применялись в Minardi M194. Немало слухов породило оснащение шасси мотором Mugen-Honda V10. Журналисты предположили, что таким образом Хонда намерена вернуться в Большие Призы, но данные слухи не нашли подтверждения.
Монокок был из карбона, как и все болиды того времени; подвеска с двойными поперечными рычагами , производства Showa; шины поставляла американская компания Goodyear. Этот шаг породил очередные слухи о том, что Dome будет поставлять информацию Bridgestone, но как и в случае с моторами, это были лишь слухи. Болид был выкрашен в традиционный , для Японии, белый цвет, с флюорисцентной жёлтой полосой вокруг кокпита и кожуха двигателя. Машину показали широкой публике 18 марта 1996 года, буквально через день, после окончания сборки болида.
Обкатка болида прошла на трассе Mine, после чего программа тестов была перенесена в Сузуку, чтобы иметь возможность сравнить результаты с действующими болидами Формулы-1. К апрелю болид «накрутил» на трассе 550 километров, после чего потребовалась замена мотора. К маю шасси преодолело 900 километров, после чего команда смогла подобрать базовые настройки. Апичелла жаловался на избыточную поворачиваемость во входе в поворот, и недостаток при выходе. Так же возникали проблемы с тормозами и отсутствие аэродинамического баланса. Настоящим «бичом» команды стали утечки масла, одна из которых привела к уничтожению первого прототипа.
У команды были планы создать и использовать базу в Европе, и провести летом тесты на трассах Гран-При, но эти планы не были реализованы из-за отсутствия финансов. После Гран-При Японии 1996 года были проведены тесты на Сузуке, которые стали для команды холодным душем.
1.46.270, именно таким стало лучшее время, показанное Наоки Хаттори. Учитывая время поул-позишн Жака Вильнёва (1.38.909) и правило 107%, Наоки не попал бы на стартовое поле, проиграв три десятых секунды.
Отсутствие спонсоров привело к тому, что команда отказалась принимать участие в сезоне 1997 года. Вдобавок, из команды ушёл Накано, который стал пилотом Prost GP. В течении нескольких лет Сасаки безуспешно пытался вывести команду на старт. В 1998 велись переговоры с различными компаниями, даже были переговоры с нигерийским принцем Маликом, который спонсировал Arrows, но переговоры провалились. В 1999 были переговоры с некой голландской компанией, в результате чего были планы создания шасси Dome F106, взамен устаревшему F105, но после провала переговоров с Хондой на поставки двигателей, команда прекратила свои попытки выйти на старт.
Dome до сих пор занимаются автоспортом, в 2012 году прототип Dome S102.5 с моторами Judd 3.4 V8 принял участие в 24 Часах Ле-Мана за команду легендарного Анри Пескароло. К сожалению, экипаж Николя Минассана, Себастьяна Бурде и Сейджи Ара был не классифицирован по результатам гонки из-за проблем с надёжностью.
Кто знает, если бы команда нашла должное финансирование, если бы у них были пилоты посильнее Апичеллы и Хаттори, если бы… Но истории было суждено иначе поступить с командой.
С вами был Никита Голосов, до скорых встреч!
P.S.: На закуску несколько фото Dome F105 из музея компании!