8 мин.

«Квят отлично подходит «Ред Булл». Джеймс Ки – о перспективах россиянина в «Формуле-1»

Чего не заметила общественность в первом сезоне Квята в «Формуле-1» и какие у гонщика сильные стороны? Технический директор «Торо Россо» рассуждает о таланте российского спортсмена.

Фурор, вызванный возрастом Макса Ферстаппена и тем, подходит ли голландец для «Формулы-1», спровоцировал сильную критику в адрес «Ред Булл» и побудил руководство чемпионата мира пересмотреть критерии получения гонщиками суперлицензии.

Благодаря этой катавасии переход второгодки Даниила Квята из «Торо Россо» в «Ред Булл» – чтобы заменить ушедшего в «Феррари» Себастьяна Феттеля – ускользнул с радаров людей, с пеной у рта доказывающих, что молодые гонщики не подходят «Формуле-1».

Квят выступает в гонках всего пять лет, а за рулем болида «Ф-1» провел лишь один сезон. Пусть это и делает его, так сказать, ветераном по сравнению с Ферстаппеном,  но для тех, кто считает, что гоночный опыт ничем нельзя заменить, решение одной из самых успешных команд сформировать состав из восходящей звезды Даниэля Риккардо и двадцатилетнего Квята определено выглядит серьезным риском.

Впрочем, в «Ред Булл» признают, что все пошло не совсем по плану. Казначеи Квята хотели предоставить россиянину еще как минимум один сезон для развития в «Торо Россо», но Феттель, отправившись в новое приключение и переехав в Маранелло за год до окончания контракта с австрийской конюшней, вынудил их действовать иначе.

«Ред Булл» существует для того, чтобы давать шансы молодым гонщикам, и хотя в команде признали, что Квята не стоило загонять в такую ситуацию на ранней стадии карьеры, при этом руководство в полной мере уверено в способностях Даниила справиться с поставленными задачами.

Почему? Чтобы ответить на данный вопрос, мы поговорили с техническим директором «Торо Россо» Джеймсом Ки, плотно работавшим с чемпионом GP3 2013 года по ходу первого сезона в «Ф-1», который россиянин провел на самом высоком уровне.

«В Квяте подкупает то, что он способен справиться с задачей – это природный дар, – но если у тебя есть другая идея, как добиться успеха, он будет слушать тебя во все уши. Он пришел в «Формулу-1» из GP3, где подход к работе на торможениях и при входе в поворот сильно отличается от того, с чем гонщики сталкиваются в «Ф-1». Ему было нужно пройти через этот процесс адаптации и справиться с задачей.

Квят невероятно талантлив, но при этом с ним легко работать – это потрясающая комбинация. Его нельзя назвать ни нежным, ни высокомерным, а еще у него прекрасное чувство юмора. В нем всегда живет чувство уверенности в своих силах, ему не приходится его генерировать. Он просто такой, какой есть».

Болельщики в «Формуле-1» порой недооценивают важность наличия у гонщика характера и правильного отношения к работе. У молодежной программы «Ред Булл» жесткая репутация, базирующаяся исключительно на результатах, но на самом деле не все так просто. Да, ты должен справляться со своими задачами на трассе, но это воспринимается как само собой разумеющееся.

Если ты не обладаешь правильным отношением к делу или способностью учиться правильно работать, чтобы решать проблемы и добиваться результата в неблагоприятной ситуации, то в этом случае скорости будет недостаточно – по крайней мере в долгосрочной перспективе.

Именно подобное отношение Квят продемонстрировал в 2013 году, превратив плохое начало сезона в победу в чемпионате GP3. Серьезное впечатление на «Торо Россо» произвела и методика работы спортсмена.

«Он очень быстро учится новым техническим вещам, и очень умен», – продолжает Ки. – «Ему приходилось учиться всему в гонках, ведь зимние тесты прошли для нас не лучшим образом и у Даниила не было времени, чтобы научиться правильно действовать при выполнении всех гоночных процедур, но его природный талант позволил заработать очки в Мельбурне.

Он очень хорош под давлением и очень редко эмоционально реагирует на разные неприятности. Гран-при Малайзии получился особенно тяжелым из-за очень жарких условий. К тому же на тот момент сезона шины на нашем болиде очень сильно изнашивались, но Квят сохранял предельную концентрацию и смог вновь финишировать в очковой зоне.

Думаю, сейчас его осведомленность о работе с покрышками заметно улучшилась. В начале сезона у нас возникали определенные трудности – в основном из-за недостатка практики на предсезонных тестах, – но я думаю, что к концу года Даниил смог решить все проблемы.

Начиная с Гран-при Монако Даниил также решил все проблемы в квалификациях, и прогрессировал на каждом новом комплекте шин. Новички часто не могут сразу с этим справиться, но Квят этого добился».

Его высокая скорость в прошлом году была очевидной. Он опередил в квалификациях более опытного напарника в лице Жан-Эрика Верня – побеждал чаще, чем проигрывал – и продемонстрировал особенно впечатляющие выступления на Гран-при Австрии, а также на домашнем для себя этапе в Сочи. Однако гонки далеко не всегда складывались для Квята гладко.

Действительно, в начале сезона не слишком высокая надежность болида STR9 била по обоим пилотам, но когда проблемы решились, Верню, как кажется, удавалось лучше выступать в гонках, в то время как Квят довольно редко проводил гоночный уик-энд в одном ключе.

Однако Ки считает, что в прошлом сезоне Квят демонстрировал выдающиеся выступления в нескольких гонках, просто это не было очевидно для остального мира.

«Никто этого не заметил, но в Монце Даниил провел фантастическую гонку. Он стартовал из конца пелотона из-за штрафа за двигатель, и мы сказали ему: «Мы хотим заработать очки, поэтому будем действовать совершенно иначе, чем все остальные, чтобы помочь тебе прорваться через трафик». Именно это он и сделал, но из-за того, что в группе лидеров происходило много событий, никто этого не заметил. Даниил справился с трафиком, был очень быстр и проехал 30 кругов на одном комплекте шин.

Затем, в конце гонки, он перешел на шины «софт» и догонял большую группу гонщиков «Макларена», «Форс-Индии» и Кими Райкконена на «Феррари». Он отыгрывал у них по две секунды на круге, и в итоге, вероятно, финишировал бы пятым.

Но на болиде взорвался один из тормозных дисков, так что последние два круга Даниил проехал на трех тормозных дисках. Мы были просто опустошены, как и сам Даня в конце гонки, но финишировать на трех тормозных дисках на такой трассе как «Монца» – это просто поразительное достижение. Даниил вернулся в боксы и сказал: «Я только что сотворил чудо».

Идентичная ситуация сложилась в Остине, когда он получил второй штраф за двигатель. Поскольку Даниил знал, что ему нужно делать, и его настрой уже был правильным, он смог отлично справиться с износом шин и всем остальным.

Он опять догнал большую группу машин, а затем в переднем антикрыле его болида застрял кусок мусора, из-за чего нам пришлось проводить пит-стоп, чтобы устранить проблему. По прогнозам, Квят должен был финишировать седьмым – на месте Феттеля, – так что это была еще одна потрясающая гонка в исполнении Даниила.

Как и во многих других случаях в прошлом сезоне, мы не смогли добиться результата, но если посмотреть на сюжет, по которым развивались гонки – в особенности это касается Монцы, – то можно подумать: «Черт побери, да он просто летел по трассе».

Данные выступления не были замечены общественностью, но не руководством «Ред Булл», которое видит все мелочи, касающиеся их гонщиков по ходу уик-эндов.

Причина, по которой в «Ред Булл» решили так быстро перевести Макса Ферстаппена в «Формулу-1», заключается в его потрясающих выступлениях в «Формуле-3» в сочетании с превосходным подходом к работе и гонкам.

Квят продемонстрировал схожие качества в атмосфере большего давления, выступая за «Торо Россо» в прошлом сезоне, и в «Ред Булл» посчитали, что он готов к переходу в главную команду.

Хотя это не означает, что Даниил действительно к этому готов. В конце концов, в «Ред Булл» планировали не совсем такой вариант развития событий, и существуют все шансы, что Квяту пока слишком рано переходить в старшую команду. Ки полагает, что его бывший подопечный только выиграл бы от еще одного сезона в «Торо Россо», чтобы закрепить все, что узнал на данный момент, но верит, что Квят обладает всеми необходимыми умениями и качествами, чтобы преуспеть в мире, который сам Даниил называет более чем несовершенным.

«Первый год – это всегда важный учебный процесс. В то же время, учитывая природный талант и то, что Даниил лишен эго, думаю, Квят отлично освоится в новой команде. От него не ждут чего-то конкретного, а еще я думаю, что Даня многому сможет научиться у Риккардо.

Уровень давления будет другим, поскольку и ожидания от Квята станут немного выше. Он хорошо провел прошлый год – пришел в «Формулу-1» в статусе темной лошадки и отлично справился с работой, – но теперь оказался в окружении, в котором ожидания будут невероятно высоки. Однако Квят обладает правильным характером, чтобы с этим справиться. Он отлично подходит «Ред Булл» и очень хорош с точки зрения долгосрочных перспектив. Полагаю, Даниил будет выступать на очень хорошем уровне».

Так думают и в «Ред Булл». Теперь дело за Квятом – добиться успеха и доказать все тем, кто не обращал должного внимания на то, за чем нужно было следить в первую очередь.

Фото: globallookpress.com/ZUMAPRESS.com/Hoch Zwei (1,3), ZUMAPRESS.com/James Gasperotti,

Источник – Autosport