5 главных проблем «Макларена» и «Хонды» в 2015 году
Иван Беликов перечисляет причины, по которым легендарная команда стала самым большим разочарованием предсезонных тестов в «Формуле-1».
«Лучше столкнуться с проблемами сейчас, в ноябре, чем на предсезонных тестах в Хересе. Ведь за зиму мы устраним большую часть неполадок», – заявил гоночный директор Эрик Булье в конце прошлого года после испытаний мотора «Хонда». Тогда, из-за технических сложностей, в основном связанных с электроникой, болид с новой силовой установкой за два дня преодолел всего пять кругов. Ситуация выглядела скверной, но боссы коллектива держались невозмутимо и отделывались от прессы общими фразами: «все нормально», «на эти тесты мы не ставили конкретных целей» и «обязательно изучим все полученные данные».
Казалось бы, времени на устранение неполадок после осенних тестов предостаточно: получив бесценный опыт работы на трассе, инженеры «Макларена» и «Хонды» должны были вернуться к стендовым испытаниям с пониманием того, что нужно делать дальше, а мощность технических ресурсов в Уокинге и Сакура-Сити должна была стать серьезным подспорьем. Но настал февраль, стартовали зимние тесты, и словно не было этих двух месяцев. На конюшню обрушилось мыслимое и немыслимое количество технических поломок, которые фактически сорвали всю программу работы с новой машиной и новым двигателем.
1. Некорректная работа датчиков, связанная с плотной компоновкой
В то время как «Мерседес», бывший поставщик моторов для «Макларена», в первый день тестов в Хересе без каких-либо трудностей наматывал круг за кругом, к вечеру доведя этот показатель до 143, Фернандо Алонсо в медленном-премедленном темпе удалось преодолеть всего шесть кругов – отставание от лидера составило 18 секунд. Понятно, что сравнивать двигатель действующих обладателей Кубка конструкторов, единогласно признанный лучшим в прошлом году, с мотором «Хонды», вернувшейся в чемпионат после шестилетнего перерыва, несколько некорректно. Поэтому более показательной выглядит сравнение с первым днем тестов 2014 года, когда все впервые работали с турбомоторами – тогда «Мерседес» проехал 25 кругов, «Феррари» – 39, «Рено» – 19. Но, опять же, у «Хонды» был целый дополнительный год, которого не было у остальных производителей, в распоряжении было больше информации, да и, наверняка, «Макларен» постарался что-то передать в Японию в последний сезон сотрудничества с «Мерседесом».
Как объяснили в команде, причиной потери времени стал сбой в работе электроники и датчиков, связанный с плотной компоновкой узлов. В тот же вечер «Хонда» заявила об устранении неполадки, а Булье добавил, что задача на второй день – преодолеть 60 кругов. Но не тут-то было – снова шесть медленных кругов, лишь с тем отличием, что за рулем машины вместо Алонсо находился Дженсон Баттон.
Такая результативность не могла ускользнуть от требовательной английской прессы.
«Средняя скорость на круге составила 145 км/ч. Такое может позволить себе пилот «Хонды» Civic для британского туринга с прицепленным домиком на колесах», – язвили авторы Autosport.
Повторилась проблема с датчиком и в последний день тестов в Барселоне, в результате чего Баттон покинул в боксы только за несколько минут до конца утренней сессии.
2. Ненадежность двигателя
После двух тяжелых дней в Хересе «Макларен» наконец-то увидел свет в конце тоннеля. Неизвестно, то ли в команде просто отключили проблемные датчики, то ли действительно удалось разобраться, но в третий день Алонсо проехал целых 32 круга. Правда, радость была недолгой – была обнаружена утечка в системе охлаждения двигателя, для устранения которой необходимо было снять силовую установку, что привело к досрочному окончанию работы.
Продолжился «день сурка» и в конце испытаний в Хересе. Баттон проехал почти столько же, сколько и Алонсо – 35 кругов, но болид вновь лихорадило от технических болезней: сначала скакало давление масла, а затем сломался топливный насос. Как результат, боксы команды вновь закрылись до взмаха клетчатого флага всей сессии.
Схожие неполадки возникли у «Макларена» также и на заключительных тестах Барселоне.
3. Изоляция генератора кинетической энергии
Вся вторая сессия зимних тестов для «Макларена» была сорвана из-за одной единственной проблемы, решить которую не помогло даже внедрение модернизированного компонента. Возникла неполадка с изоляцией генератора кинетической энергии, для устранения которой потребовалась новая деталь. Доставка ожидалась на автодром только в третий день, поэтому команда изменила график работы пилотов, чтобы один из них – Баттон – смог поработать хоть один день. Не получилось: Алонсо откатал с придушенным двигателем 61 круг, а Баттон, получив обновленный мотор, после пары десятков кругов свернул на обочину и больше на трассу не выезжал.
В финальный день был получен очередной, второй по счету, доработанный компонент для устранения неполадок с изоляцией. Помогло это или нет, наверняка сказать невозможно, потому что после 20 пройденных кругов случилось непредвиденное. Впрочем, тот факт, что через несколько дней стало известно о том, что «Макларен» лично занялся данным вопросом, вызывает сомнения в решении проблемы.
4. Авария Алонсо
Аварии на зимних тестах случаются редко, а серьезные инциденты – еще реже. За последние 10 лет из значимых событий вспоминается лишь вылет Кими Райкконена в Барселоне в 2005 году. В результате удара о барьер финн получил небольшую контузию и серьезные ушибы пальцев. Причиной аварии, по заявлению «Макларена», стал посторонний предмет, попавший в зазор между тормозным диском и внутренней частью колеса.
Спустя 10 лет в большой переделке вновь оказался гонщик «Макларена» – Фернандо Алонсо: на выходе из скоростного третьего поворота он потерял контроль над машиной и врезался в бетонную стену. Что произошло дальше, прекрасно все знают: испанца доставили в медицинский центр, а затем перевезли на вертолете в больницу, где спортсмен провел три дня.
Остальное в этой истории окутано ореолом тайны: что стало причиной аварии? Какую травму получил гонщик? Обычно в таких ситуациях нужно полагаться на официальную информацию, но то, что выдало руководство «Макларена», лишь добавило масла в огонь слухов – вылет произошел из-за того, что сильный порыв ветра, говоря обычным языком, сдул машину в повороте. Запуталась команда и при попытке объяснить, как себя чувствует пилот – Эрик Булье заявил о сотрясении мозга, а Рон Деннис через пару дней сказал обратное:
«Обследование не выявило даже сотрясения. С физической точки зрения с Фернандо все в порядке. С каждым днем он чувствует себя все лучше и лучше».
Как здоровый человек может чувствовать себя все лучше и лучше? Это известно, наверное, только одному Деннису.
Наконец, на запрос одного из изданий о состоянии двукратного чемпиона мира представитель конюшни и вовсе отказался отвечать, сославшись на то, что это в компетенции врачей, а не инженеров. Поэтому заявления со стороны «Макларена» вызвали больше вопросов, чем дали ответов.
Был ли это удар током, учитывая проблемы с изоляцией MGU-K на протяжении трех предыдущих дней? Стало ли плохо Алонсо за рулем? Или, в конце концов, действительно авария произошла из-за сильного ветра, а Фернандо, не получивший травм, провел три дня в больнице в целях подстраховки и по совету врачей пропустил финальные тесты?
5. Мощность двигателя
Единственный позитивный итог проваленных зимних тестов для подопечных Рона Денниса заключается в том, что с шасси все в порядке – по крайней мере, с механической точки зрения: за 12 дней не возникло ни одной серьезной поломки и заминки, пусть даже была пройдена минимальная дистанция. Что касается «Хонды», то помимо вопроса надежности, есть еще один, и причем немаловажный – мощность. Фактически большую часть предсезонной подготовки силовая установка RA615H Hybrid даже не работала на максимальных оборотах, а поломки сыпались как из рога изобилия. Понятно, что эти самые неисправности и стали главным камнем преткновения. Но что будет, когда мотор раскрутят до пиковых значений? Да и вообще – какова мощность силового агрегата японского концерна? Каков потенциал машины? На эти вопросы сейчас, за две недели до старта сезона, вряд ли ответят даже в самой команде, как и о сроках решения всех проблем.
«Вопрос надежности по-прежнему вызывает некоторые опасения, и я не знаю, сколько времени потребуется на устранения неполадок. Однако к началу европейской части сезона мы должны стать более конкурентоспособными», – эти слова Эрика Булье вряд ли сильно обрадовали многострадальных болельщиков британской конюшни. До настоящих успехов Уокингу еще очень далеко.
Фото: Global Look Press/S.Lau/GRUPPO, Joan Valls/ZUMAPRESS.com
Не, такого спорта нам в Ф1 не надо.
Это же императорское качество, между прочим! Я сам на японке езжу, так что в теме разбираюсь.
Вы вспомните, как у нас французские движки Пеугеот горели в 94-м и 95-м годах! Вот эта была реальная жесть! Зато потом!!!