«После первых тестов сказал менеджеру: «Забери меня отсюда». Каким был дебют «Ред Булл» в «Формуле-1»
Бывший гонщик «Формулы-1» Дэвид Култхард в беседе с корреспондентом F1 Racing делится воспоминаниями о начале пути команды «Ред Булл», которой в 2015 году исполняется 10 лет.
Еще в середине 2003 года я понял, что после сезона-2004 покину «Макларен», поэтому начал переговоры с «Ягуаром». Во время гоночного уик-энда в Монако в 2004-м я и мой менеджер Мартин Брандл встретились с руководством команды – Дэйвом Питчфортом и Марком Гилланом. О том, что команду покупает «Ред Булл», стало известно позже, поэтому сначала я в перспективах сомневался. В конце года Мартин связался с Гельмутом Марко и договорился о проведении тестов – у меня не было контракта, а команде требовался гонщик.
Никогда не забуду первые испытания. Я не торопился сесть в кокпит, и это привело в ярость Марка Гиллана. Он подошел ко мне и начал кричать, что от тестов зависит работа людей в команде. Я ответил, что меня здесь никто не держит, и вообще, обычно в начале дня нет смысла выезжать, так как трасса «зеленая». В общем, после установочного круга я покинул кокпит, позвонил Брандлу и сказал: «Забери меня отсюда. Второй день испытаний я проводить не хочу».
Все изменилось после прихода Кристиана Хорнера. Его появление стало глотком свежего воздуха. А затем я отправился в Зальцбург на встречу с Дитрихом Матешицем. Тогда многие говорили о новом владельце команды как о некой мистической фигуре. Но у меня не было никакого предвзятого отношения – я просто ехал на переговоры с владельцем крупной компании, которая собирается приобрести команду «Формулы-1». На встрече я удивился тому, насколько приземленным человеком является Матешиц.
В итоге, поверив в приверженность Дитриха «Формуле-1», я согласился принять участие в проекте. Помню, вместе с Брандлом мы сидели у меня дома и составляли список плюсов и минусов, и в итоге все-таки решили подписать контракт.
А еще помню, как Кристиан Хорнер раз за разом повторял в интервью, что, в первую очередь, нужно установить доверие и лишь затем сосредоточиться на выступлениях. Думаю, что наследие «Ред Булл» – это не только долгий период доминирования, но и сочетание таланта и опыта, которое помогает в тяжелые дни.
В 2005 году паддок был холодным и неприветливым местом, и «Ред Булл» сделал то, чем запомнился всем. Команда привезла моторхоум, получивший название «Энергетическая станция», и в нем были рады видеть каждого. У конюшни возник веселый имидж, она начала выпуск журнала The Red Bulletin. И при этом «Ред Булл» продемонстрировал, что можно бороться на трассе и при этом поддерживать дружественную атмосферу в паддоке.
Я рад, что конец карьеры в «Формуле-1» прошел без особых сложностей. Да, было некоторое разочарование из-за частых технических проблем и нехватки скорости. Двигатель «Рено» тогда был менее эффективным, чем «Феррари» – победа талантливого Себастьяна Феттеля за рулем «Торо Россо» в Монце-2008 стала тому подтверждением.
Мы начали понимать, насколько тяжело победить в «Формуле-1», к тому же изначально «Ред Булл» разделял ресурсы между двумя командами. Но в следующие сезоны вместе с Себастьяном Феттелем, Марком Уэббером, Даниэлем Риккардо коллектив вырос до нового уровня, которого при мне достичь не удавалось.
Тем не менее и в дебютном сезоне был определенных успех. В первой гонке 2005 года я финишировал на четвертом месте, хотя на подобный результат мы не рассчитывали. Помню, как после окончания Гран-при Австралии Кристиан Хорнер, для которого это была первая гонка в «Формуле-1» в качестве руководителя команды, обнял меня. От нас никто этого не ожидал, но мы заработали очки. И в результате я пересмотрел некоторые взгляды: раньше хороший гоночный день ассоциировался у меня только с победой, а все остальное означало неудачу. Именно так считал в предыдущие десять сезонов, но после той гонки понял, что маленький успех тоже доставляет удовольствие.
Не думаю, что по мере прогресса «Ред Булл» осознанно отказался от имиджа веселой команды. Просто это вполне естественный процесс. Когда есть, что терять, вы концентрируетесь на главном. Если машина становится все лучше и лучше, то меняются и ожидания. Вы настраиваетесь на победы в гонках, затем – в чемпионате, а после – на доминирование на протяжении нескольких лет.
Сначала команде было важно обратить на себя внимание, закрепиться, вызвать доверие. Это было время рекрутинга. Кто нужен? Как получить того или иного специалиста? Возникал целый процесс, и такой подход не был случайным.
Успех зависит от наличия правильных людей на правильных должностях, важно, чтобы они были мотированы и обладали достаточными полномочиями. В жизни есть естественный период, подобный тому, когда медовый месяц заканчивается и нужно начинать заниматься делами. Не значит, что брак окажется коротким, но волнение и страсть первых дней уже не повторится. Ни у кого. Тем не менее, хорошее руководство способно поддерживать высокую мотивацию сотрудников на протяжении всего периода работы.
Вне зависимости от того, знаете ли вы Хорнера, нравится вам его метод или нет – когда он пришел в команду, стал молодым руководителем за всю историю – за счет своих управленческих навыков он смог крепко и надолго сплотить коллектив. Его подход к работе четко выработан. В отличие от некоторых он может куда спокойнее сказать: «Позвольте мне рассказать вам все, что знаю я и не знаете вы».
«Ред Булл» добился невероятных результатов и одновременно с этим провел несколько блестящих рекламных акций по всему миру, в некоторых из которых мне посчастливилось принять участие. Демонстрационные заезды на главной улице Буэнос-Айреса при 100 тысячах зрителей, пилотирование болида «Формулы-1» в тоннеле Линкольна в Нью-Йорке, инструктирование Тома Круза…. «Ф-1» была очень добра ко мне. Поэтому я принял участие в этих промо-акциях, чтобы сказать спасибо и передать «Формулу-1» молодым гонщикам, которые, надеюсь, себя проявят.
Фото: Fotobank/Getty Images/Mark Thompson
Источник: F1 Racing
Титулы Френка? 1992, 1993, 1996, 1997... 1991, 1994, 1995 - команда также не прозябала. А вот вклад Брауна... Идентичен вкладу Ньюи. Но вы восхваляете Хорнера, а не Эндриана.