«Дженсон обхаживает болид, Фернандо – запугивает». Почему Баттону не нужно бояться Алонсо
Эксперт Марк Хьюз уверен, что если «Макларен» создаст сбалансированный болид, английский гонщик даст бой новому напарнику.
Решение «Макларена» сохранить Дженсона Баттона, чтобы тот составил пару новому приобретению команды Фернандо Алонсо, сформировало состав гонщиков, который несколько лет назад чуть не собрался в другом месте. На сезон-2009 «Хонда» активно пыталась заполучить Алонсо в качестве замены Рубенсу Баррикелло.
Мы уже никогда не узнаем, что из этого могло получиться – в особенности, учитывая то, что в конце сезона-2008 «Хонда» внезапно покинула «Формулу-1», а сама команда возродилась уже под названием «Браун» (которая, в свою очередь, затем преобразовалась в команду «Мерседес»). Согласился бы Алонсо на сокращение зарплаты, как это сделал Баттон, чтобы остаться в команде, или сгреб со стола фишки, чтобы попытать счастья где-то еще? В то время у Алонсо было больше вариантов, чем у Баттона.
В те времена, когда Ник Фрай, работавший в «Хонде», пытался переманить Алонсо, я написал колонку, в которой рассуждал о сложностях, с которыми – в случае совершения этого перехода – пришлось бы столкнуться Баттону. Я писал о том, что талант Дженсона сравним с Алонсо, но при этом британец менее стабилен – учитывая то, с какими трудностями начинает бороться Дженсон, если болид работает не так, как ему хочется.
Тонкости пилотажа
Алонсо – лучший гонщик в вопросе выжимания максимума из несбалансированного болида: в этом году, когда Фернандо приходилось работать с посредственной «Феррари» F14 T, мы вновь в этом убедились.
Баттону же чуть ли не сложнее всех поддерживать хорошую скорость в условиях нестабильного поведения передней части машины, а также тяжело контролировать болид, если на торможениях и входе в поворот задние колеса уводит в сторону. Если автомобиль «Макларена» MP4-30 будет страдать хотя бы от одного из этих недугов, это станет для Баттона серьезным поводом для беспокойства, и Алонсо заставит Дженсона выглядеть посредственно – как в случае с Кими Райкконеном в 2014 году.
С другой стороны, если машина будет работать хорошо, ситуация станет действительно интересной. Игра Баттона строится на техническом совершенстве. Процитирую колонку 2008 года:
«Стиль Баттона технически совершенен, гонщик работает как по учебнику: невероятно плавный, просчитанный до миллиметра пилотаж, красивые, аккуратные траектории и тончайший контроль работы педали газа… Вопросы появляются, только если вы отдаляетесь от этого идеала. Бывают времена, когда технически идеальный стиль пилотажа не подходит машине. Существует практически неисчислимое количество факторов, которые стремятся лишить болид технического совершенства».
Баттон обхаживает болид, Алонсо же его запугивает. Если передняя часть машины не отвечает на движения руля должным образом, Фернандо использует тормоза, чтобы резко переместить вес, вынуждая переднюю часть машины на ответную реакцию, а затем танцует в зависимости от обстоятельств.
Дженсон, наоборот, теряется, ожидая ответа от шин – в этом плане он похож на Райкконена. Избыточная поворачиваемость не является проблемой – одна из величайших побед Баттона случилась на Гран-при Испании 2009 года, когда он справился с сильным износом задних покрышек, потащив машину вперед буквально за шиворот и победив Баррикелло, несмотря на то, что находился на слабейшей по сравнению с соперником стратегии. Однако резкое, непредсказуемое поведение задней части болида, превращающееся в ужасное на торможениях, по-прежнему практически гарантированно выбивает Баттона из игры – даже спустя столько лет.
Вот что в 2009 году Дженсон рассказывал о нежелательных особенностях поведения болида, и в чем они с Рубенсом отличались:
«Когда машина разбалансирована, Рубенсу удается увеличить нагрузку на колеса, чтобы спровоцировать появление искусственной недостаточной поворачиваемости, которая компенсирует избыточную поворачиваемость. Но когда то же самое делаю я, то теряю чувство контроля над машиной».
Общая тенденция в «Хонде» и «Брауне» была таковой, что когда машина была сбалансированной, Баттон оказывался быстрее напарника, но в противном случае он уступал Баррикелло. Болид «Брауна» 2009 года был прекрасно сбалансирован, и Баттон выиграл шесть гонок, в то время как Баррикелло – только две. Но это был Рубенс, а теперь напарником Дженсона станет Фернандо.
Главная сила Нандо – резкий пилотаж на быстром круге после подготовительного. Но если машина будет идеально сбалансирована, то благодаря технически превосходному плавному стилю Баттону порой будет удаваться выжимать из болида и шин больше, чем Алонсо с его более резким и энергичным пилотажем. Пик формы англичанина за рулем великолепного болида на самом деле может быть выше, чем у испанца – хоть это и не распространенное мнение. Но если болид MP4-30 получится сбалансированным, это мнение изменится. И все же в форме Баттона всегда будет больше взлетов и падений, чем у Алонсо, чей стиль намного лучше с точки зрения адаптации к условиям.
По ходу гоночного уик-энда, который состоялся после публикации колонки 2008 года, я пришел в моторхоум «Хонды» и тут же наткнулся на отца Дженсона – Джона Баттона.
«Ой-ей», – подумал я. – «Сейчас начнется. Ему явно не должно было понравиться то, что я написал». Но вместо этого он сказал что-то вроде: «Я прочитал вашу колонку и нашел ее очень интересной. На самом деле, в ней говорится о некоторых вещах, с которыми я согласен, но не могу сказать о них Дженсону сам. Поэтому я постоянно оставлял журнал открытым на странице с колонкой на видных местах, чтобы он попался на глаза Дженсону, и надеясь, что он ее прочитает. Спустя какое-то время он ее заметил. Я спросил его, что он об этом думает, и Дженс ответил, что автор прав! Я же подумал: «Ну, слава богу».
Неизменный стиль
В следующем году Дженсон взял чемпионский титул, а Алонсо остался в «Рено», до того, как началось его приключение в «Феррари» – он отправился в Маранелло в то же время, когда Баттон решился на переезд в Уокинг.
В 2008 году я размышлял о том, что Дженсону нужно проанализировать свои действия и поработать над устранением слабых мест, если он хочет, чтобы его считали равным Фернандо. Однако за прошедшее время он сделал нечто другое: он расширил и дополнил свои сильные стороны, при этом поработав над смягчением слабостей.
«Я знаю, что если машина работает как надо, мой стиль пилотажа является лучшим», – сказал англичанин два года назад на презентации нового болида «Макларена». – «Так что нам нужно трудиться над тем, чтобы машина работала как надо».
Сегодняшний Баттон обладает уверенностью чемпиона мира, который не отступал от своего стиля. Дженсон всегда был уверен в своих способностях, однако вера в свои силы – это одно, а знание того, чего ты уже добивался в прошлом – нечто другое. Он невероятно уверен в своем стержне, прекрасно осознает, в чем заключаются сильные стороны, а в чем слабости, знает, что в свой день способен победить любого. Его игра строится на том, чтобы создавать обстоятельства для того, чтобы таких дней было как можно больше.
У Баттона за плечами трехлетний опыт выступлений бок о бок с Льюисом Хэмилтоном, и за это время ему удалось переиграть Льюиса по очкам. Хоть в среднем он был и не слишком быстр, его отставание в среднем было меньше, чем многие могут себе представить (в пределах 0,15 секунды) – а были и дни, когда он просто смотрелся заметно лучше напарника. В гонках, которые проходили в переменчивых погодных условиях, он в чистую переигрывал Хэмилтона – победив его на Гран-при Китая 2010 года и Гран-при Бразилии 2012 года. В условиях, когда уровень сцепления болида с трассой меняется в каждом повороте, когда машину нужно чувствовать кончиками пальцев, Баттон остается лучшим в мире гонщиком – причем с большим отрывом от остальных.
У Баттона нет причин бояться Алонсо, и он будет невероятно мотивирован победить испанца. Вероятно, именно в этом он нуждается после двух сезонов, проведенных за рулем не слишком конкурентоспособного болида и сражений с напарниками, которых ему удавалось комфортно контролировать. Однако Баттону нужно надеяться, что вопреки всему «Макларен» сможет создать хорошо сбалансированный и эффективный болид, который будет сильно отличаться от аэродинамически ущербных творений команды последних двух лет. Если машина получится плохой, Алонсо почти наверняка его уничтожит. Но если болид получится хорошим, то Фернандо столкнется с самым серьезным сопротивлением со стороны напарника со времен сражения против Хэмилтона в 2007 году, и для него это точно не станет легкой прогулкой.
Фото: Fotobank/Getty Images/Steven Tee /McLaren-Honda via Getty Images, Paul Gilham
Источник – Motorsport Magazine
в Бразилии 2012 Хэмилтона задержали на пит-стопе и баттон вышел вперед, но Льюис потом на трассе Дженсона обогнал. Однако исход гонки решил Хюлькенберг, выбивший Хэмилтона с трассы....
и в этих гонках оказывается Дженсон "в чистую переигрывал Хэмилтона"?
Ну да, ну да.
"Не имеет себе равных на идеально подходящей машине" - это какое-то абстрактное понятие в вакууме.
Идеальных машин не бывает.
Не уверен, что может быть машина отлично подходящая Баттону и при этом не подходящая Алонсо.
И Браун-2009 не был идеальным. Автор как-то забывает, что Баррик начал побеждать именно тогда, когда прекратил побеждать Баттон.
Впрочем, один шанс у Баттона есть - если Алонсо начнёт вести себя как в 2007. Но для этого надо быть хотя бы рядом по скорости.