5 вещей, которыми запомнилась квалификация «Формулы-1» в США
Росберг пытается перехватить инициативу у Хэмилтона, Феттель катается просто так, а Сутиль дарит надежду «Зауберу» на первые очки.
1. Пелотон поредел, но борьба не стала менее упорной
Позитив нужно находить везде, в том числе и в неприятностях. Перед Гран-при США «Формула-1» внезапно столкнулась с кризисом: чемпионат мира разом лишился двух команд, а еще три коллектива вознамерились устроить бунт на корабле из-за схемы распределения призовых денег, которая выгодна только топ-конюшням. В Остин «Ф-1» привезла не 22, а 18 машин, и стало ясно, что массовости и красочности в пелотоне мы уже не увидим.
Но, несмотря на скудный набор участников, в слегка измененной квалификации (теперь после каждого сегмента выбывают не шесть болидов, а четыре) все же нашлось кому и за что бороться. Если раньше первую треть сессии большинство пилотов проводило в полурасслабленном состоянии – все знали, что в Q2 не пройдут «Катерхэм», «Маруся», Гутьеррес и еще один случайный неудачник, – то теперь все изменилось: попасть в четверку худших может кто угодно, за исключением двух лидеров чемпионата.
Интригу слегка подпортили Феттель – он добрался до долгожданного штрафа (который грозил чемпиону чуть ли не с середины сезона), – а также традиционно медленный Гутьеррес, но даже без этих парней оставалось еще два места, на которые, исходя из логики сезона, должны были попасть Сутиль и Мальдонадо. Однако немец и венесуэлец прошли дальше, а места неудачников неожиданно заняли не нашедшие общего языка с техникой Грожан и Вернь.
Кто сказал, что без двух команд стало совсем плохо?
2. Психологическая атака Росберга
За трехнедельный перерыв между гонками в Сочи и Остине Нико Росберг наверняка хорошо обдумал сложившееся положение: он долго и скрупулезно собирал очки и наращивал отрыв от напарника (которому, конечно, сильно не везло с надежностью техники), а затем невероятно быстро растерял преимущество. Почему так произошло? Где были допущены ошибки?
Проблемы немца связаны с тем, что на природный талант Льюиса он долго пытался ответить чистой скоростью, а когда достойного ответа не находилось – как в Монце, Сузуке или Сочи, – допускал ошибки, влиявшие на результаты.
За время перерыва у Росберга наконец-то появилась возможность осознать (самостоятельно или с помощью опытного человека – неважно), что для победы необязательно доминировать над партнером по команде во всех аспектах – важно сохранять хладнокровие и концентрацию и наносить удары по болезненным местам конкурента в нужный момент, чтобы нервничать начал уже он. Сосредоточиться и собраться наверняка помог и тот факт, что теперь в чемпионате немец стал догоняющим – отныне бремя лидерства легло на Хэмилтона.
Козырь Нико – мозги. И в Остине стало заметно, что парень пытается найти им правильное применение. Для начала он высказал (противоположное Льюису) мнение о двойных очках, а в субботу, прекрасно зная о проблемах напарника с машиной, методично наносил другие психологические удары: не отправился, в отличие от англичанина, на быстрый круг на мягких шинах в первом сегменте, а во втором, будучи лидером сессии, еще раз выехал на трассу и привез сопернику секунду. В Q3 Росберг сделал контрольный выстрел – два лучших сектора и 0,4 секунды преимущества.
У кого-то проблемы с тормозами? Это неважно. Важно, что удар был нанесен в квалификации, да еще и на «Трассе Америк», в месте, где Хэмилтон в предыдущие два года был невероятно быстр.
Осталось узнать, насколько хватит Нико, и как умеет пользоваться мозгами Льюис.
3. Появление Феттеля на трассе «для галочки»
«Ред Булл» ловко научился выставлять чиновников ФИА дураками. То команда находит серые зоны в техническом регламенте, то удачно натыкается на бреши и странные места в спортивном своде правил… Гнущиеся антикрылья, хитро работающие двигатели, контроль расхода топлива…
Во время квалификации в Остине многие зрители наверняка покрутили у виска, пытаясь понять логику составителей правил – на машине Себастьяна Феттеля механики полностью заменили всю силовую установку, и, согласно пункту 28.4 спортивного регламента, в качестве штрафа гонщик должен был стартовать из боксов.
Постойте, а как же квалификация? Никак – какое бы место не занял Феттель (первое, пятое или семнадцатое), при полной смене силовой установки он должен начать воскресный заезд с пит-лейн. Вроде бы все нормально, но на деле ситуация получилась абсурдная: Феттель выехал лишь на один быстрый круг, чтобы преодолеть барьер 107%, а затем вернулся в боксы.
ФИА определенно стоит подумать над тем, как вернуть мотивацию для гонщиков и команд в квалификации в подобной ситуации.
4. «Штрафники» добавят гонке зрелищности
По гоночному темпу «Ред Булл» вполне может потягаться с «Уильямсом» (который полностью занял второй ряд), и это значит, что от Феттеля с новым мотором следует ожидать обгонов и прорыва в очковую зону.
Составить компанию немцу попробует Даниил Квят, на болиде которого сменили один из элементов силовой установки – пилот «Торо Россо» стартует 17-м. Конечно, болид STR9 не идет ни в какое сравнение с RB10, однако фактор свежего двигателя в конце сезона способен оказать серьезное влияние на исход Гран-при – многие конкуренты в Остине работают с заметно придушенными моторами, и, возможно, не окажут сильного сопротивления во время прорыва россиянина.
Третьим человеком, получившим штраф (5 позиций на стартовой решетке), стал Дженсон Баттон. Англичанин в квалификации опередил напарника Кевина Магнуссена, но из-за смены коробки передач начнет заезд лишь 12-м. В том, что Дженсон будет стараться изо всех сил, сомневаться не приходится – контракта на сезон-2015 у него до сих пор нет.
5. Сутиль хлопает дверью перед уходом
Похоже, что уже нет контракта на следующий год и у Адриана Сутиля. Еще недавно немец заявлял, что в отношениях с «Заубером» никаких перемен не предвидится, но с момента банкротства «Катерхэма» картина стала иной – Маркус Эрикссон заинтересовал Монишу Кальтенборн и Петера Заубера. Если быть точнее, Эрикссон нужен бедным командам из-за спонсоров, которые готовы расстаться с 20 млн долларов.
Поскольку другой кокпит в Хинвиле приготовили для Гидо ван дер Гарде (тот тоже принесет около 20 млн долларов), Сутилю осталось лишь громко хлопнуть дверью перед уходом из «Формулы-1».
И у него получилось! «Заубер», за весь сезон не набравший ни одного очка, сейчас как никогда близок к зачетным баллам – Сутиль стартует 9-м. Сложно сказать, с чем именно связан неожиданный прорыв немца в топ-10 – безусловно, болид C26 стал куда лучше проработан в аэродинамическом отношении, – но вполне вероятно, что стремление проявить себя сыграло в субботнем успехе не последнюю роль.
Фото: Fotobank/Getty Images/Paul Gilham; REUTERS/Adrees Latif
Замечу, что в начале сезона, когда Росберг имел преимущество над Хэмом, он сам высказывал мнение противоположное своему нынешнему... да, мозги.
И у него получилось! - НЕ ПРАВИЛЬНО
У него получиТСЯ если он использует сложившиеся сейчас обстоятельства и наберет очки, которые помогут им обойти Марусю. От этой квалификации Зауберу ни тепло, ни холодно, нужен результат конкретно в КК, как Петров сделал в своей последней гонке за Катер, например.
Здесь сказано о том, что задача Росберга, который проигрывает Хэмилтону на трассе, состоит в том, чтобы выбить соперника из состояния психологического комфорта. Разными способами - от высказываний за пределами трассы до чисто тактических действий на самом треке (вроде совсем ненужного выезда в квале для того, чтобы проехать еще быстрее и попытаться заставить напарника засомневаться в своих силах).
Получается это или нет - другой разговор (пока, как видим - нет, Льюис не нервничает). Но то, что Росберг пытается как-то влиять на Хэмилтона, сомнению не подлежит.