10 мин.

«Фернандо уйдет, только если сам захочет». Почему Алонсо нужно потерпеть в «Феррари» еще год

Если двукратный чемпион «Формулы-1» покинет Скудерию, то может об этом сильно пожалеть. Найджел Ребак – о трудном выборе лучшего пилота поколения.

Перед Фернандо стоит извечный вопрос: что делать? Фото: Fotobank/Getty Images/Mark Thompson

Бойцы

«Для меня Фернандо Алонсо – самый талантливый гонщик, выступающий в «Формуле-1». Он всегда выступает потрясающе и ради победы готов заехать на болиде на край света. Однажды «Феррари», без сомнения, все-таки предоставит ему машину, способную это сделать», – отметил пятикратный победитель гонки «24 часа Ле-Мана» Дерек Белл.

Я регулярно общаюсь со многими гонщиками прошлого, и замечаю, что все они считают Фернандо Алонсо лучшим пилотом своего поколения. А один из них периодически присылает мне текстовые сообщения, в которых выражает возмущение неспособностью «Феррари» предоставить Алонсо конкурентоспособный болид.

Стоит отметить, что Фернандо – далеко не единственный человек в долгой истории «Феррари», которого разочаровала неспособность болида Скудерии соответствовать лучшим машинам конкурентов, хотя были у команды и победные периоды, как, например, во времена Альберто Аскари, Ники Лауды и Михаэля Шумахера.

«Когда ты впервые оказываешься в «Феррари» и видишь этот гоночный департамент, Фьорано и все остальное, то удивляешься, как эта команда вообще может не выиграть хоть одну гонку», – сказал мне однажды Жиль Вильнев.

Как и Вильнев, Алонсо уже несколько лет пилотирует болид, который по своей скорости находится где-то в середине пелотона, и, как и Жиль, испанец постоянно усиливает достоинства своих машин.

Мартин Уитмарш в последние годы своей работы в «Макларене» отмечал сходство между этими гонщиками, и не в последнюю очередь это касалось их бойцовского духа:

«Я никогда не был знаком с Жилем, потому что он выступал до того, как я пришел в «Формулу-1», но вплоть до последнего дня жизни его стремление побеждать никак не связывалось с количеством заработанных денег или чем-то другим. Именно это вы в первую очередь хотите видеть в гонщике, и сейчас – даже учитывая весь достигнутый успех – самым голодным до побед пилотом в «Формуле-1» является Фернандо Алонсо. Вы можете повысить его зарплату втрое, но он все равно будет жаждать успеха. В первую очередь вы всегда смотрите на болид – и на пилота, который им управляет, – который зарабатывает очки в тех ситуациях, когда, по идее, не должен этого делать. И уже очень долгое время в подавляющем большинстве случаев этим болидом управляет именно Алонсо».

В свою эру таким был Жиль Вильнев.

«Он был самым аполитичным человеком из всех, кого я когда-либо встречал. Его никогда ничто не подавляло. Находясь рядом с Энцо Феррари он мог сказать, что машина – дерьмо, что у нее нет прижимной силы и что он попросту тратит свое время зря. «Я буду пилотировать эту машину, потому что это моя работа, и я люблю ее. Я просто хочу сказать, что мы не будет конкурентоспособными». Его честность и открытость обезоруживала, и именно за нее Старик и любил Жиля», – отмечал знаменитый конструктор Харви Постлтуэйт.

Ах да, Старик. Во времена выступлений Вильнева он все еще в полной мере руководил своей компанией. Как мы знаем, дорожные автомобили его никогда особо не волновали – для Энцо имели значение лишь гонки, а в пилотах он больше всего ценил их бойцовские качества. Отсюда и вытекало особенное уважение к Нуволари, Моссу и Вильневу.

У Алонсо более политическая сущность, чем у любого из тех гонщиков, что не особо бы понравилось Старику, но по чисто гоночным качествам Фернандо идеально подошел бы требованиям Энцо.

Почти с самого первого дня своего переезда в Маранелло испанец полагал, что нашел свой духовный дом и надеялся провести в команде все оставшуюся карьеру. Жиль любил говорить примерно то же самое:

«Были времена, когда я думал, что с меня хватит, что я должен уйти куда-то еще…но я был безнадежен! Я видел Старика и вновь спрашивал: «Ладно, где мне поставить подпись?».

Впрочем, в последние месяцы своей жизни Жиль более серьезно, чем когда-либо, задумывался о смене «Феррари» на «британскую команду». На его столе довольно долго лежали предложения от «Макларена» и «Уильямса», и на Гран-при Бразилии 1982 года он сказал мне, что склоняется к переходу в конюшню Рона Денниса. Не сомневаюсь, что судьбоносная гонка в Имоле, где Дидье Пирони «украл» победу у Жиля на последнем круге, окончательно бы оформила сделку.

В конце концов, Жиль начал свою карьеру в «Формуле-1» именно в «Макларене», оказавшись в кокпите третьего болида на Гран-при Великобритании 1977 года, ошеломив всех и каждого своим талантом и скоростью. Если бы Тедди Мейер необъяснимым образом не отказался от варианта с Жилем, вместо этого сделав выбор в пользу Патрика Тамбэ, Вильнев никогда бы не оказался в «Феррари».

«Человек, которого в «Макларене» больше нет»

Сейчас, более чем тридцать лет спустя, существует вероятность того, что еще один пилот «Феррари» покинет команду, чтобы вновь присоединиться к «Макларену». Алонсо выступал за британскую конюшню в 2007 году, но хотя союз и получился успешным, никому не нужно напоминать, какими язвительными были взаимоотношения, как обе стороны обвиняли друг друга во всех смертных грехах и как они решили прекратить сотрудничество по прошествии всего одного сезона.

Тогда с весьма большой долей уверенности можно было предположить, что в будущем какие-либо взаимоотношения Алонсо с «Маклареном» просто невозможны, но выражение «никогда не говори никогда» – это как раз про «Формулу-1». Пару лет назад Мартин Уитмарш сказал мне следующее: «Даже учитывая все разногласия, которые были у нас в прошлом, я бы хоть завтра вернул Алонсо в «Макларен». Почему? Потому что он лучший, и лишь это имеет значение».

Ближе к концу прошлого года Уитмарш неоднократно общался с Алонсо на предмет возможного возобновления сотрудничества, и многие – и я в том числе – считали, что сделка в итоге будет заключена. Фернандо позволил себе высказывания, что польщен комплементарными высказываниями Уитмарша: прошлое осталось в прошлом, а его единственная проблема – по словам Алонсо – заключалась в «философии человека, которого больше нет в команде».

Но в начале 2014 года все изменилось. В результате, скажем так, дворцового переворота, Уитмарш был свергнут, и в руководстве команды внезапно появился «человек, которого в команде больше не было», – Рон Деннис. Теперь, без сомнения, любая вероятность возобновления сотрудничества Алонсо и «Макларена» испарилась.

Или, возможно, нет. Всех людей, добивающихся успеха в «Формуле-1», объединяет одно качество, которое есть и у Денниса, и у Алонсо: они хотят побеждать. Но при этом, в последнее время, ни одному из них не удавалось этого добиться. На данный момент слухам о будущем Алонсо были посвящены километры слов на страницах итальянских газет: останется ли он в «Феррари», или все-таки перейдет куда-то еще?

Проблемы в «Феррари»

Конечно, разочарование Алонсо лишь нарастает. Мало того, что болиды Скудерии вот уже пять лет не оправдывают ожиданий, Алонсо также хочет оказывать более существенное влияние на то, каких инженеров «Феррари» должна приглашать в команду. Пару лет назад Фернандо убеждал руководство подписать контракт с Пэтом Симондзом, которого он очень высоко ценит после нескольких лет совместной работы в «Рено». В «Феррари», однако, ответили отказом, как руководство делало и в нескольких других случаях.

Затем была велогоночная команда. Являясь близким другом Альберто Контадора, Фернандо уже давно хотел создать собственную велокоманду, но в «Феррари» вновь высказали неодобрение данной идее, опасаясь того, что подобная деятельность может начать отвлекать испанца от работы в «Формуле-1».

Недавно Фернандо попросил руководство предоставить ему свободу: если по итогам первых пяти гонок сезона-2015 болид Скудерии окажется неконкурентоспособным, то в этом случае команда освободит его от контракта по окончании чемпионата – за год до истечения текущего соглашения. В ответ же вновь получил отказ.

Также есть мнение, что хотя весь инженерный и технический департамент хочет, чтобы Алонсо остался, другая часть «Феррари» – во главе с Марко Маттиаччи, недавно сменившим Стефано Доменикали, – хочет изменить направление развития команды и заменить Алонсо на Себастьяна Феттеля. Хорошо информированный итальянский коллега поведал мне, что Маттиаччи надеется на то, что Алонсо попросит команду освободить его от выполнения контракта уже в конце этого года – и в этом случае, по общему мнению, «Феррари» не придется выплачивать Фернандо неустойку в размере 25 млн евро.

Почему Маттиаччи хочет расстаться с Алонсо? Потому что, согласно слухам, Марко понимает, что де-факто именно Алонсо является лидером команды. Маттиаччи же хочет показать, кто тут главный на самом деле, что команда должна принять именно его правила. И что с Феттелем этого будет добиться намного легче – не в последнюю очередь потому, что в отличии от Алонсо, который хорошо знаком как с языком, так и с менталитетом «Феррари», Феттель даже не знает итальянского.

Серджио Маркионне, который ранее в этом месяце уволил Луку ди Монтеземоло и заменит его на посту президента «Феррари» 14 октября, известен как ярый поклонник Алонсо, однако у человека, спасшего «Фиат», есть много других дел, и он, в отличие от ди Монтеземоло, не сможет посвящать все свое время гоночной команде «Феррари». Маттиаччи, который, по видимому, стремится продемонстрировать свою власть, имеет намного большее влияние на политику «Феррари», нежели Доменикали.

Даже по стандартам «Феррари» этот год для команды был полон бурных потрясений, а за последние шесть месяцев Скудерию покинули Доменикали, Лука Марморини и ди Монтеземоло. Кто знает, что принесут следующие месяцы, но вполне возможно, что в следующем марте «Феррари» отправится на Гран-при Австралии без пилота, который удерживал команду на плаву на протяжении последних пяти лет.

За обозначенный период времени «Феррари» выиграла 11 Гран-при, и все они на счету Алонсо. За это время, вплоть до Гран-при Японии, Фернандо заработал 1162 очка, в то время как Фелипе Масса и Кими Райкконен вместе взятые – 541 очко.

Что делать Алонсо?

Приведем парочку цитат с гоночного уик-энда в Сингапуре.

«Без Фернандо Алонсо «Феррари» бы вообще ничего не добилась», – отметил Ники Лауда.

«Если «Феррари» потеряет Алонсо, то для команды это обернется катастрофой, от которой Скудерия не оправится многие годы», – это уже слова Джанкарло Минарди, в составе маленькой команды которого Фернандо дебютировал в «Формуле-1» в далеком 2001 году.

Ситуация во многом находится в руках Фернандо: он уйдет из «Феррари» только в том случае, если сам этого захочет. Некоторые считают, что Алонсо останется, воодушевленный мыслью о том, что будет выступать на первой «Феррари», сконструированной Джеймсом Эллисоном. Алонсо неизбежно будет преследовать мысль, что после пяти лет, на протяжении которых он питался только хлебом и рыбой, он может покинуть Скудерию в самое неподходящее время – как в схожих обстоятельствах сделал Крис Эймон в 1969 году.

Или же Алонсо решит сократить возможные потери и рискнет вернуться в «Макларен» – команду, чьи последние сезоны были менее чем звездными, в команду, которая собирается выступать в чемпионате-2015 с совершенно новым двигателем, команду, с владельцем которой он был не в ладах семь лет назад?

Не секрет, что «Хонда» отчаянно хочет заполучить Алонсо любой ценой. Тем не менее, мне кажется, что в итоге Фернандо останется в «Феррари» и в следующем сезоне, надеясь наконец-то получить компенсацию за все те годы сорванных усилий, а затем, в случае отсутствия стоящего прогресса, сменит команду в 2016 году.

Опять же, в паддоке ходит множество слухов о том, что о подтверждении перехода Алонсо в «Макларен-Хонду» может быть объявлено уже во время гоночного уик-энда на «Сузуке». Должен признать, что подобное развитие событий меня сильно удивит, но я и раньше ошибался…

Источник – Motorsport Magazine