Эффект Лоттерера. Почему «Формуле-1» нужны звезды автоспорта
У Андре Лоттерера было мало времени, но он успел показать класс. Фото: Fotobank/Getty Images
Прошедший в Арденнских горах Гран-при Бельгии ознаменовался как минимум одним примечательным событием – и речь идет не о злополучном столкновении Росберга с Хэмилтоном, жестких блокировках Магнуссена или очередном невезении Массы.
Перед началом уик-энда формульный мир сотрясла – хотя подобный термин в данном случае, вероятно, не очень подходит, – новость о том, что за «Катерхэм» выступит трехкратный победитель легендарной гонки «24 часа Ле-Мана» Андре Лоттерер. В принципе, ничего сверхъестественного в подобном развитии событий не было, если вспомнить, что с недавнего времени у штурвала бывшей команды Тони Фернандеса встал Колин Коллес, который, в прошлом, достаточно часто отличался подобными…эмм…маркетинговыми ходами. Непонятно (по крайней мере поначалу) было другое: чем руководствовались менеджеры «Катерхэма», сажая в кокпит болида пилота, не имеющего абсолютно никого опыта выступлений в «Формуле-1» (тесты за «Ягуар» десятилетней давности не в счет)?
Однако опытный немец сходу начал удивлять в приятном смысле этого слова. Андре уверенно вкатился, приспособился к трассе и начал привозить новоявленному напарнику в лице Маркуса Эрикссона все больше и больше. Апофеозом противостояния стала квалификация, в которой Лоттерер привез шведу секунду – пропасть по меркам «Формулы-1». В гонке возрастному дебютанту не повезло – на втором круге на «зеленом крокодильчике» отказала силовая установка, – однако это не повлияло на всеобщее мнение: немец оставил приятное впечатление.
Главный же вопрос, который своим выступлением поставил Лоттерер, заключается в следующем: какого черта в «Формуле-1» забыл Маркус Эрикссон? И дело даже не в статусе самого ярко выраженного на сегодняшний день «рента-драйвера» «Королевских гонок». У автора этих строк есть ощущение, что если бы Лоттерер оказался в кокпите более быстрой машины – хотя бы в «Заубере», – то смог бы при условии нормального функционирования техники забраться в очковую зону.
Все это наталкивает на весьма печальные мысли и приводит к грустным выводам: есть ощущение, что «Формула-1» уже довольно давно движется совсем не в том направлении, в котором должна.
«Ф-1» недаром называют вершиной автоспорта. Здесь должны выступать лучшие из лучших, те, кто действительного этого заслуживает, а не ребята, способные ежегодно пополнять бюджеты команд энным количеством миллионов зарубежной валюты. Можно сколько угодно смеяться над несчастьями Пастора Мальдонадо, но, учитывая космическое количество инцидентов, участником которых постоянно становится гонщик, и количество разбитых им болидов, починка которых влетела боссам «Лотуса» в копеечку, целесообразность присутствия венесуэльца в «Формуле-1» подвергается огромному сомнению. Окажись на месте Мальдонадо действительно быстрый и стабильный гонщик, в этом случае профит команды все равно превысил бы баснословные 40 млн евро, которые «Лотусу» выплачивает компания PDVSA, поддерживающая Пастора.
На бумаге рецепт прост: быстрый и стабильный гонщик = попадание в очковую зону = хорошее итоговое место в Кубке конструкторов = очень большие премиальные от Берни Экклстоуна. Но беда в том, что примеры, подобные тому, что мы наблюдаем в «Лотусе», можно найти чуть ли не в половине команд «Формулы-1».
Способов для улучшения ситуации существует превеликое множество. Можно, как не так давно предлагал Макс Мосли, усреднить премиальные, позволяя командам, не обладающим заводским статусом, оставаться на плаву без необходимости приглашать гонщиков с тяжелыми кошельками. Можно, раз уж без денег никуда, создать специальный фонд, которым в случае дебюта в «Формуле-1» мог бы воспользоваться пилот, выигравший все что можно в младших гоночных сериях, но не обладающий спонсорской поддержкой (здесь первым на ум приходит так пока толком и не дебютировавший в «Ф-1» Робин Фряйнс).
Интерес к гонкам можно активно подогревать и другим, более радикальным способом – приглашать в «Формулу-1» звезд других гоночных серий. Не знаю, как вам, а мне бы очень хотелось посмотреть на то, как в «Ф-1» проявят себя настоящие легенды автоспорта – Себастьян Леб, Том Кристенсен, Валентино Росси. В случае с Лебом идея перехода в «Формулу-1» была очень близка к осуществлению, но в «Ред Булл», к сожалению, в последний момент передумали. К тому же, просто представьте, какой ажиотаж вызвало бы появление в кокпите одного из болидов того же Себастьяна Ожье, ныне успешно принявшего эстафету от Леба и уничтожающего соперников в WRC. Есть мнение, что повышение телевизионной аудитории, привлечение новых спонсоров и зашкаливающее внимание прессы с легкостью бы окупило подобный шаг – в результате чего довольна была бы и пригласившая француза команда, и владельцы «Формулы-1».
Конечно, данная практика вряд ли применима к ведущим командам. Кто-то – как «Ред Булл» и подключившийся к австрийцам «Мерседес», – предпочитает выращивать собственных будущих чемпионов. Кто-то, как «Феррари», приглашает к себе исключительно сложившихся звезд «Формулы-1». Кто-то, как «Макларен», варьирует стратегию между двумя вышеперечисленными вариантами. Но факт остается фактом – звезды других серий этим командам не нужны.
В любом случае, данной практикой все еще вполне успешно могут пользоваться команды из середины пелотона («Торо Россо», понятное дело, не в счет), аутсайдеры и будущие новички серии. Джину Хаасу сходу нужно убить сразу нескольких зайцев: создать более или менее конкурентоспособную машину и при этом посадить в ее кокпит людей, способных не только хорошо гоняться, но и приковывать к себе внимание европейской и американской аудитории. С этой задачей блистательным образом справился бы Кен Блок, но, к сожалению, американский гонщик уже староват для того, чтобы с головой бросаться в омут «Формулы-1». Тем не менее, дуэт, например, из Дэйла Эрнхарда-младшего и движущегося к завершению карьеры, но еще способного быстро гоняться и привлекать внимание болельщиков Дженсона Баттон помог бы «Хаас Рейсинг» убить сразу несколько зайцев одновременно.
В любом случае, интересно было бы посмотреть на то, как повлияет – и повлияет ли вообще – разовое выступление Лоттерера на стратегии команд в ближайшем будущем.
Приглашенная звезда в лице Лоттерера сразу поехала на таком корыте, как "Катерхэм". Сходу, без раскачки вообще. Да, "Формула-1" - это предметно иной уровень, но намного лучше смотреть на звезду, пусть и с проблемами, чем на персонажей уровня Эрикссона. К тому же, это большой вопрос, у кого там опыта и скиллов больше - у Росберга (например) или у Кристенсена (опять же, например).
Конкуренция конкуренции рознь. Вот сейчас "Уильямс", команда с очень маленьким бюджетом, вполне себе уверенно сражается с корпоративными монстрами. Если бы не карма Массы - сейчас бы боролись с "Ред Булл" за второе место в КК и "Ферров" оставили далеко позади.
Не, это уже совсем дикость).
По поводу опроса - а что мешает совмещать?
- Мальдонадо никак не относится к рента-драйверам. Он чемпион GP 2 и выиграл гонку в Ф-1. Да, он нестабилен, ездит не на лучших машинах, и, думаю, подвергается психологическому давлению со стороны других гонщиков и команд за агрессивный стиль пилотажа. Хотя рента-драйверов в Ф-1 примерно половина от всех участников.
-Основная особенность Ф-1 - изначально разный уровень болидов. Поэтому приглашенные звезды также не будут набирать очков в слабых командах за очень редким исключением. Да и не пойдут в Ф-1 чемпионы других серий ради удовольствия быть круговыми в каждой гонке.
-Уравнять уровень машин не дадут топ-команды. Им нужны очки и титулы, а не возросшая конкуренция. Итак огромное им спасибо за обязательные два комплекта резины, ДРС-зоны и отсутствие (пока) явных командных тактик. Сезон 2014 ИМХО - очень интересный.
-Было бы прикольно если бы каждый гонщик на протяжении сезона выступал на всех машинах по очереди. Феттель в Австралии на Ред Булле, в Малайзии на Феррари, в Бахрейне - на Марусе. Гонщиков для каждой команды определял бы жребий перед каждым этапом)) Вот при этом порядке в Ф-1 не осталось бы ни одного рента-драйвера))
А по поводу имени Формулы я полностью согласен.
это абсолютно неверный посыл. во-первых, чтобы компенсировать такую разницу надо быть в призерах по итогам сезона, что за рулем нынешнего Рено не под силу никому. во-вторых "действительно быстрый и стабильный гонщик" мало того, что сам по себе стоит дорого, так еще и весьма привередлив в выборе команды. так что, Рено надо молиться на Пастора и его спонсоров и грамотно распорядиться второй пилотской вакансией.
И не стоит кидаться такими словами. Даже, если Хэм не возьмёт титул, мир не перевернётся ( ну я надеюсь)