«Преимущество «Мерседеса» над соперниками лишь увеличивается». Гэри Андерсон – о Гран-при Испании
Хэмилтон лучше всех экономит топливо, Феттель набирает скорость, а в «Феррари» не понимают, что происходит с болидом – Гэри Андерсон рассуждает о форме команд «Формулы-1».
Немецкая команда взяла четвертый дубль за последние пять гонок. Фото: Fotobank/Getty Images/Vladimir Rys Photography
В преддверии Гран-при Испании разговоры ходили только том, насколько сильно пошатнутся позиции «Мерседеса» по сравнению с конкурентами. Но вместо проявления слабости немецкая команда взяла четвертый дубль за последние пять гонок – и если бы не проблема с небольшой резиновой трубкой, из-за которой у «Мерседеса» отказала свеча зажигания на Гран-при Австралии, то этих дублей было бы уже пять.
Если более пристально разбирать эти дубли, то можно увидеть, что одной из причин, по которым Льюис Хэмилтон переигрывал Нико Росберга, является то, что британец эффективнее экономит топливо. Хэмилтон, как кажется, использует меньше бензина, чем напарник, но как же при этом ему удается переигрывать Росберга в непосредственной борьбе на трассе? Легко сказать, что Льюис просто быстрее – дело в нечто большем.
Льюису, похоже, удалось найти способ стабильно пилотировать болид, расходовать меньше топлива и при этом показывать необходимые времена прохождения круга. Если смотреть на графические данные, можно увидеть, что в среднем за гонку Хэмилтон расходует на 3,5 кг топлива меньше. При вычислении параметров общего веса болида и времени прохождения круга получается, что благодаря этому Хэмилтон выигрывает по 0,1 секунды на каждом круге. Таким образом, на Гран-при Испании это позволило ему выиграть 6,6 секунды. В том случае, если оба пилота и их болиды демонстрируют идентичную скорость, это дает Хэмилтону преимущество почти в 7 секунд.
«Мерседес» набирает кучу очков, и его преимущество лишь растет из-за того, что остальные команды усердно толкаются друг с другом в борьбе за второе место. В Австралии на месте второй команды был«Макларен» с Кевином Магнуссеном и Дженсоном Баттоном на подиуме. В Малайзии на подиуме оказался Себастьян Феттель. В Бахрейне – Серхио Перес. А в Китае – Фернандо Алонсо.
В Испании третью строчку занял Даниэль Риккардо, так что в «Формуле-1» у «Мерседеса» сейчас нет соперника, которого можно было бы четко выделить. В Бракли, Бриксворте и Штутгарте, должно быть, от радости потирают руки.
Общая форма «Мерседеса» производит впечатление. Используя мою формулу вычисления скорости, основанную на преобразовании времени лучшего круга, пройденного в гонках каждой командой, в проценты, по итогам первых пяти Гран-при нынешнего сезона получается вот что:
«Мерседес»
«Ред Булл» +0,948%
«Феррари» +1,197%
«Уильямс» +1,289%
«Макларен» +1,289%
«Форс-Индия» +1,779%
«Торо Россо» +2,085%
«Заубер» +2,833%
«Лотус» +2,906%
«Маруся» +4,587%
«Катерхэм» +5,287%
Для сравнения, вот такими были показатели по итогам сезона-2013:
«Ред Булл»
«Мерседес» +0,070%
«Лотус» +0,472%
«Феррари» +0,552%
«Макларен» +1,102%
«Форс-Индия» +1,190%
«Заубер» +1,291%
«Торо Россо» +1,294%
«Уильямс» +1,911%
«Катерхэм» +3,762%
«Маруся» +3,987%
Если посмотреть на оба показателя и провести сравнительный анализ, можно сказать, что «Мерседес», по сути, остался на месте, в то время как остальные команды отступили на шаг назад. Регресс некоторых можно считать значительным.
Феттель снова в форме?
Меня смущает лишь одна вещь – Гран-при Испании стал первым в нынешнем сезоне, по ходу которого пилоты «Мерседеса» не показали лучший круг гонки.
У Росберга были средства, мотив и возможности. На завершающей стадии гонки он стремился догнать напарника. Он ехал на боле мягком из доступных типов шин, и в баках его болида оставалось довольно мало топлива. Так что все звезды складывались в его пользу.
Но этого не произошло, и честь показать лучшее время выпала Себастьяну Феттелю – произошло это на 55 круге. Да, его шины были немного свежее, чем у Росберга на 51 круге – когда немец проехал свой самый быстрый круг, – однако, учитывая преимущество в скорости, которое есть у «Мерседеса», этого должно было оказаться вполне достаточно для того, чтобы установить лучший круг всей гонки.
Даниэль Риккардо на другом «Ред Булл» как стартовал третьим, так и финишировал. В итоге он отстал от Росберга и Хэмилтона на 49 секунд, и вся троица проехала дистанцию гонки с двумя пит-стопами. Получается, что в среднем «Мерседес» выигрывал у «Ред Булл» по 0,74 секунды на круге, что не так уж сильно отличается от того, что происходило в квалификации.
С другой стороны, Феттель стартовал с 15 места, проехал гонку, совершив три пит-стопа, и в итоге уступил двум лидерам 76 секунд. Отнимите от общей суммы 22 секунды, потраченные на дополнительный пит-стоп, и вы получите отставание в 54 секунды – или проигрыш 0,82 секунды на каждом круге.
Любое преимущество, которое Феттель мог получить за счет более свежих шин, было компенсировано необходимостью прорываться через трафик – так как же ему удалось установить лучший круг гонки на машине, которая в среднем уступает лидерам по секунде на каждом круге?
Значит ли это, что Феттель наконец-то разобрался с тем, как нужно пилотировать эти новые болиды? Себастьян является пилотом, который всегда старается как можно лучше воспользоваться тем преимуществом машины, которое заложено в ее ДНК – в прошлом году, располагая выдувным диффузором, он, без сомнения, был тем человеком, который лучше других использовал имевшиеся преимущества.
Когда я выходил к трассе по ходу свободных заездов, то по-прежнему видел гонщика, который старался извлечь пользу из дополнительного сцепления задних колес с трассой при нажатии на педаль газа на выходе из поворотов – это было характерно и для прошлого года.
Для Себастьяна Феттеля старт сезона получился проблематичным, и у болида не было стабильности, которая требуется пилоту для того, чтобы адаптировать свой стиль пилотирования к новым условиям. На контрасте, у Риккардо никогда не было опыта пилотирования болида, оснащенного хорошо работающим выдувным диффузором, но каждый раз, когда я наблюдал за ним на трассе, его пилотаж был четким и стабильным.
Его «Ред Булл» показывал настоящий класс и стабильное поведение. Выбирая угол входа в поворот, Риккардо мог просто полагаться на машину. Болид просто вкатывается в повороты, при этом не отрывая колес от земли. Болиды других команд, в том числе «Мерседеса», ведут себя более нервно, и либо задние, либо передние колеса обязательно срывает с траектории.
В Барселоне «Ред Булл» мог наслаждаться прогрессом, которого в работе с двигателем добились в «Рено», но поскольку мощность моторов будет играть менее важную роль на предстоящем Гран-при Монако, возможно, что там мы увидим истинные возможности болидов.
«Уильямс», «Лотус», «Феррари»
Что до остальных, то здесь обо всем говорит голая статистика. «Уильямс» стал единственной командой, которая смогла добиться какого-то реального прогресса, в то время как остальные по сравнению с «Мерседесом» откатились назад.
На старте сезона «Лотусу» сильно не хватало скорости, так что этот факт сильно вредит их среднеарифметическим показателям, но даже в Китае среднее отставание от «Мерседеса» составляло 1,234 процента, в то время как в Испании оно выросло до 2,027 процента. Думаю, это показывает, что итоговые позиции на финише гонки могут порой водить в заблуждение – ведь в конце концов по-настоящему важна только скорость.
Я привык смотреть на решетку и видеть, что отрывы между местами составляют 0,1 секунды. В Барселоне Баттон, оказавшийся на восьмом месте на стартовой решетке, по идее должен был уступить 0,8 секунды, но реальное отставание от Хэмилтона составило 2,1 секунды. Таковы реалии современной «Формулы-1».
Что до «Феррари», которая должна находиться в числе лучших и сражаться за победы, то этап в Барселоне стал для нее проверкой реального состояния. Новый руководитель команды Марко Маттиаччи вероятно думал, что после третьего места Фернандо Алонсо на Гран-при Китая взять препятствие под названием «Формула-1» ему будет довольно просто. Что ж, мы видим, как сильно может все измениться за пару недель. После Китая команда сказала, что результат гонки стал сюрпризом, и то же самое будет сказано про шестое место по итогам прошедшего гоночного уик-энда.
Наблюдая за поведением машины на трассе, казалось, что каждый поворот каждого круга для «Феррари» вновинку. Создается ощущение, что в поведении болида вообще нет стабильности, и решающим фактором является работа задних колес. Именно в этом заключается проблема, которая требует решения, если команда вообще хочет, чтобы пилоты чувствовали хоть какую-то уверенность при пилотировании машины и могли выжимать из нее хотя бы приблизительно максимальную скорость.
Но через две недели в Монте-Карло нас ждет совсем другая трасса. В прошлом году гонку выиграл Росберг, так стоит ли и на этот раз ожидать доминирования «Мерседеса»? Учитывая повысившиеся показатели крутящего момента у новых двигателей, в Монако этими болидами будет очень сложно управлять. Однако ведь именно поэтому эти ребята зарабатывают настолько большие деньги.
Когда в «Формуле-1» в последний раз работали с турбированными двигателями, «Брэбэм», оснащенный двигателем «БМВ», выдавал что-то около 1400 л.с. На самом деле они не могли рассчитывать больше, чем на 1000 л.с, но, как бы там ни было, Пике удавалось оставлять на асфальте черные отметины, которые пролегали от шиканы до самого поворота «Табак». Следить за гонкой в любом случае будет весело. Мне интересно, кому удастся оставить самый длинный «резиновый» след?
Источник – Autosport
Худеем к лету. Как преобразился «Заубер»
Вообще, парни из Мерседеса явно с другой планеты. На нашей планете в Формуле 1 в настоящее время ценится разнообразие. Доминирование - это то, что болельщикам не по вкусу.
А доминирование двумя машинами - это просто наглость из наглостей.