10 самых экзотичных мест для проведения Гран-при «Формулы-1»
В 2015 году «Формула-1» намерена приехать в Азербайджан. Блог «Версификаторные россказни» вспомнил другие экзотичные места, в которых проходили или пройдут гонки Гран-при.
Ближний Восток (Бахрейн, ОАЭ)
Всего пару десятилетий назад трудно было вообразить приезд консервативной «Формулы-1» на Ближний Восток. Но в конце XX века наступили перемены – малазийский этап совершил переворот в сознании всех, кто считал идею проведения Гран-при в странах, далеких от автогонок, глупой, а шейхи начали более активно вкладывать деньги в спорт (и в автомотоспорт в частности).
В результате появились крутейшие автомотодромы в Катаре, Бахрейне и ОАЭ (в Дубае и Абу-Даби), и арабские Гран-при крепко засели в календаре «Формулы-1». И пусть все новые трассы очень похожи друг на друга, каждой из них удалось добавить в чемпионат мира несколько изюминок.
«Бахрейн Интернэшнл», например, расположен на краю небольшой пустыни, и во время тестов к автодрому иногда приходят песчаные бури. Кроме того, на прошлой неделе трек в Сахире удивил яркой и интересной гонкой, а также неожиданно активной поддержкой болельщиков на трибунах.
А на трассе «Яс-Марина» в Абу-Даби впервые в истории «Ф-1» Гран-при стартовал на закате, и с наступлением темноты главная роль перешла к украшенному гирляндами отелю «Яс».
Юго-Восточная Азия (Малайзия, Сингапур, Таиланд)
На первый взгляд кажется, что страны Юго-Восточной Азии так же далеки от моторных гонок, как мы – от кокосовых пальм. Но это не так. Во Вьетнаме, например, очень любят мотоспорт, Малайзия в 60-70-х годах XX века принимала гонки «Тасманской серии», «Формулы-Атлантик» и «Формулы-2», в Сингапуре и Таиланде проходили незачетные этапы «Формулы-1», а тайский принц Бира лично участвовал в Гран-при за рулем гоночных болидов.
Впрочем, сегодня для организации Гран-при «Ф-1» нужна не столько поддержка болельщиков и автоклубов, сколько интерес правительства и большие деньги. Первой страной Юго-Восточной Азии, где успешно сложились нужные факторы, оказалась Малайзия – результатом инициативы премьер-министра Дато Сери Махатхира Мохамада стало появление автодрома «Сепанг» (пожалуй, лучшего творения Германа Тильке), который задал новые стандарты для трасс «Ф-1» и косвенно повлиял на весь календарь чемпионата мира. Именно после появления замечательного трека Берни Экклстоун при содействии президента ФИА Макса Мосли начал успешно шантажировать организаторов европейских этапов и под предлогом повышения безопасности заменять неугодные и бедные трассы в календаре на богатые и перспективные.
После появления Гран-при Малайзии Экклстоун взял курс на Восток, и новые этапы стали попадать в календарь все чаще и чаще, однако с годами схема «современная трасса + деньги» перестала автоматически пропускать в мир «Формулы-1». Командам и их спонсорам требовались хорошие рынки, а промоутер серии посчитал, что чемпионату не хватает экзотики. В Сингапуре хорошо уловили эти настроения и сделали то, чего в «Большом цирке» еще не было – организовали ночную гонку, да к тому же на городской трассе.
Третья страна в регионе, сильно заинтересованная в «Формуле-1» – Таиланд. У тайцев есть и силы, и ресурсы для проведения Гран-при, но в правительстве нет согласованности. Из-за этого отличная идея организации ночной гонки в Бангкоке (в центре, вокруг культурно значимых и туристически привлекательных сооружений) пошла прахом.
50 кругов вокруг Будды. Почему Гран-при Таиланда может оказаться самым красивым в «Формуле-1»
Промоутеры не сдаются, и теперь планируют устроить Гран-при на Пхукете, но если в проекте не будет хватать экзотики, Берни наверняка откажется от затеи.
Россия
Всем говорящим, пишущим и читающим на русском языке ничего экзотичного в проведении Гран-при России не видится, но остальной мир думает иначе. Это ведь у нас медведи ездят на трамваях и играют на балалайках, а небритые русские мужики сидят в темном кабаке и глушат водку под завывания метели на улице.
Увы, Олимпийские Игры в Сочи, похоже, разрушили эти стереотипы – этап «Формулы-1» в этом же городе точно откровением не станет. Однако сам факт того, что практически мифический проект Гран-при России наконец-то будет реализован, уже можно считать необычным.
Китай
Один из самых привлекательных рынков в мире, победивший социализм, уникальная культура, восточная загадочность и закрытость – это ли не экзотика?
Однако потенциально один из лучших Гран-при в «Формуле-1» постоянно сталкивается с какими-то трудностями. Да, трасса близ Шанхая получилась интересной, но сам Гран-при пока не оправдывает надежд Экклстоуна. То пугает смог и не лучшее расположение трека (лучшим местом Берни наверняка видит площадь Тяньаньмэнь), то полупустые трибуны во время тренировок, то коррупционные скандалы. Главная проблема в том, что «Формула-1» в Китае пока не слишком популярна – телевидение транслирует гонки лишь изредка, и нет героя, который увлечет местных болельщиков.
Пока Экклстоун не сдается, однако до завоевания Китая «Формуле-1» еще очень далеко.
Корея
Гран-при Кореи? – Эка невидаль! Проводят же гонки в Японии и Китае, Малайзии и Сингапуре. Вот если бы Гран-при состоялся не на юге полуострова, а на севере, где-нибудь в КНДР – это было бы настоящей экзотикой. И все же своей необычностью корейский Гран-при обязан именно месту – вместо того, чтобы построить трассу где-нибудь в районе Сеула или Пусана, организаторы запихнули трек в один из самых захудалых регионов страны – провинцию Южная Чолла. Это как если бы Гран-при России решили провести где-нибудь на Таймыре.
В итоге экзотикой оказалась не трасса, а сама «Формула-1» – посреди болот вырос автодром, который должен был стать частью большого и красивого города, но оказался никому не нужен. Терпеть это безобразие Экклстоун, конечно, долго не стал, и отличный автодром пополнил список мест, куда «Ф-1» больше не вернется.
Турция
В оправдание корейских властей можно сказать, что они честно пытались исправить последствия роковой ошибки, а вот их коллеги из Турции посчитали, что достаточно просто построить трассу и привезти на нее «Формулу-1», а дальше деньги сами потекут в их карманы.
Не вышло, хотя перспективы были просто потрясающими: трасса была классной, да и располагалась фактически на границе Европы и Азии, что предполагало хороший доступ для зрителей из разных стран. Но промоутеры мало думали о привлечении болельщиков на трибуны, задирали цены и словно вынуждали всех отказаться от поездок на «Истанбул-парк». Первыми не выдержали младшие гоночные серии, а затем уже и «Формула-1».
В последних Гран-при доходило до смешного – телеоператоры старались вообще не снимать пустые трибуны, чтобы не подрывать имидж гоночной серии.
Куба
Сегодня приезд «Формулы-1» на Остров Свободы представить в здравом уме практически нельзя, но полвека назад подобное случалось – Гран-при Кубы проводился целых три раза, хотя и не входил в зачет чемпионата мира.
Без эксцессов не обошлось – в 1958 году революционеры похитили главную звезду автоспорта, аргентинца Хуана-Мануэля Фанхио (но относились к нему с почтением, а затем отпустили), а во время самого заезда один из болидов под управлением местного гонщика вылетел в толпу (погибло шесть человек и еще тридцать получили травмы).
В конце 90-х кубинская делегация общалась с Максом Мосли – возникла идея провести гонки по улицам Гаваны, – но до реальной работы по организации Гран-при так и не дошло.
Индия
«Индия – это необычно и интересно». Примерно так думали все в «Формуле-1» пока не столкнулись с местными властями, которые со всем усердием начали втыкать палки в колеса и заниматься налоговым разбоем. Вообще, проблем у Гран-при так много, что на их перечисление уйдет очень много времени.
Восточные штучки. Что нужно знать о Гран-при Индии
Пока этап временно выбыл из календаря. Но как только промоутер, компания Jaypee Group найдет деньги, а также гарантирует «Большому цирку» в Индии спокойную жизнь, «Формула-1» вернется.
Азербайджан
Недавно Берни Экклстоун заявил, что достиг договоренности с властями Азербайджана о проведении Гран-при «Формулы-1» в 2015 или 2016 году. Удивляться не стоит – в стране уже проходит этап серии ФИА ГТ, так что организовать и гонку «Ф-1» по улицам Баку – миссия выполнимая. Тем более, что с экспортом нефти и газа нет никаких проблем.
Африка (практически любая страна на выбор)
За исключением ЮАР практически любое место проведения Гран-при «Формулы-1» в Африке будет экзотичным. Но что интересно, в годы, когда автоспорт был юн, гонок – в том числе высокого уровня – в африканских странах хватало. Особенно на севере континента, где ощущалось сильное влияние Франции и Италии.
В 30-х годах XX века Гран-при проводились в Ливии, Алжире и Тунисе, а Гран-при Марокко появлялся в календаре Больших Призов вплоть до 1958 года.
На юге тоже проводились гонки – например, на городских трассах в Мозамбике или Анголе, а Гран-при Родезии (кстати, почитайте рассказ о горькой судьбе этого государства) входил в Южноафриканский чемпионат «Формулы-1». Сегодня же представить в Зимбабве автоспортивные соревнования мирового уровня невозможно.
***
В последние годы календарь «Формулы-1» регулярно пополняется необычными этапами, и удивлять болельщиков Берни Экклстоуну становится все сложнее. В погоне за экзотикой англичанин находит все более странные места для Гран-при, и кто знает, может быть однажды даже старая шутка о Гран-при Антарктиды станет реальностью.
Фото: REUTERS/Steve Crisp; Fotobank/Getty Images/Peter J Fox, Mark Thompson, Clive Mason/ALLSPORT, Vladimir Rys Photography, John Berry, Paul Gilham, Clive Rose, Bryn Lennon, Paul Popper/Popperfoto, Vipin Kumar/Hindustan Times; facebook.com/bakuworldchallenge; Fotobank/Getty Images/National Motor Museum/Heritage Images