5 мин.

Рождественский подарок в серебристой обертке

Все-таки интересно, как человек, который в первой половине этого десятилетия методично убивал интерес к «Формуле-1», доминируя на трассах и переписывая все книги рекордов, сейчас совершает прямо противоположный маневр. Летом его так и не состоявшийся «камбэк» вызвал сумасшедший ажиотаж, и даже сейчас, несмотря на мертвый сезон, болельщики гудят и уже воображают себе замечательный чемпионат 2010 года…

Честно, и без Михаэля в 2010-м нам было бы на что посмотреть. Взять хотя бы британскую дуэль двух чемпионов в «Макларене», новую надежду «Феррари» в лице Фернандо Алонсо, возвращение Фелипе Массы в гонки после пропущенной половины сезона-2009, или очередное творение Эдриана Ньюи для «Ред Булл». Потенциально сильные болиды, победные составы пилотов – все с чемпионами (а кое-кто и с двумя) или вице-чемпионами, все с гонщиками, побеждавшими в Гран-при, причем неоднократно. Предвиделась только одна нестыковка – «Мерседес», и без того критикуемый в Германии за приход в «Ф-1» в неподходящее время, выставлял против этой роскоши Нико Росберга, пилота, на счету которого два во многом случайных подиума и репутация, которую еще доказывать и доказывать. В пару ему Ника Хайдфельда с его грустным рекордом наибольшего числа стартов без побед, и об адреналине в крови от такого состава, пусть даже целиком немецкого, говорить не приходится.

То ли дело семикратный чемпион мира, коллекция Больших призов которого превышает 11 процентов всех Гран-при разыгранных в «Формуле-1» с 1950-го, и на три десятка – суммарные победы его потенциальных конкурентов в 2010-м. Даже после трехлетнего перерыва Михаэля называют фаворитом сезона задолго до первых тестов, сравнения формы команд и оценки его личной физической подготовки. Одного только имени достаточно, чтобы зажечь. И кто бы мог подумать в начале года, что под его конец мы станем свидетелями возвращения Шумахера? Не будь той травмы Фелипе Массы в июле, и немец, пожалуй, продолжал бы искать вдохновения в мотоциклах, картинге и традиционной «Гонке чемпионов». И вряд ли Росс Браун или «Мерседес» всерьез поверили бы в то, что его можно соблазнить возвращением, не говоря уже о том, чтобы увести его у большой и дружной семьи «Феррари».

Вспоминая свое неудачное возвращение в августе, Михаэль как-то сказал, что то решение было продиктовано эмоциями. И, правда, подготовки там особо и не было: резко возобновленные тренировки, полное отсутствие тестов на F60, пара дней работы на позапрошлогодней машине и медицинские проверки. А главное – подоплека не та. Он возвращался, чтобы помочь команде, не дать остыть кокпиту друга Фелипе, и все, без перспектив. Болид на тот момент уже был статичен, и «Феррари» даже не задумывалась о том, чтобы протестировать на нем хоть что-то для следующего года, а значит, одно из качеств Шумахера – его удивительные работоспособность и взаимодействие с инженерами – оставалось полностью невостребованным. Потенциал F60 со словом победный тоже как-то не вязался – это чудо, что Кими Райкконен привез итальянской команде единственную победу в Бельгии.

Но аппетит приходит во время еды. Настроившись на возвращение, пусть даже ради собственного удовольствия, Шумахер понял, что вот оно – то, чего ему не хватало. И оно снова от него ускользает. Можно не сомневаться, что на этот раз решение, каким бы волнующим не находил его сам немец, принято уже не в эмоциональном порыве, а продумано до самых мелочей. Подготовка к старту идет совсем на другом уровне: немец как начал в августе, так и тренируется, впереди у него полноценная программа тестов, как и у всех соперников, да и болид обещает быть уж получше «Феррари» образца 2009 года. И снова главное – на этот раз у него есть перспектива. Это не пара выходов на замену и не легкая закуска, брошенная на утоление собственного гоночного голода. Это настоящая работа, нацеленная на успех пилота и команды, и не на один год – в контракте заложена возможность его продления до 2012-го! Отсюда вся та заново рожденная мотивация, о которой говорит сегодня Шумахер – он видит задачу, он снова в деле, он чует победы и титулы.

И он знает, с кем ему предстоит за эти титулы бороться. «Возможно, пелотон стал плотнее. Но сильнее – с чего бы? Сильные гонщики были всегда», – так ответил сегодня Михаэль на вопрос о том, ждет ли его большая конкуренция, чем три года назад.

Давайте честно. «Торо Россо» и «Форс-Индия» в качестве середняков «Формулы-1» – подобная стартовая решетка звучит не так чтобы уж очень сногсшибательно конкурентоспособной. И слабые соперники – традиционно сильная сторона Шумахера. Да, против него будет три чемпиона, два вице-чемпиона, но только один из них не усеял свой путь разнокалиберными ошибками, а гарантии в том, что «Феррари» предоставит ему – речь о Фернандо Алонсо, конечно же, – достаточно быстрый болид и непоколебимую организационную работу, пока нет никакой. Остальные… Не принимайте за критику или умышленное принижение их достижений, но Михаэлю наверняка было очень любопытно наблюдать за прошлогодней дуэлью Льюиса Хэмилтона и Фелипе Массы, в которой претенденты скорее состязались не в том, кто титул завоюет, а кто его потеряет. Или за успехами пары в «Брауне» – вон, старина Рубенс выигрывает гонки и опережает будущего чемпиона Дженсона, который никак не может приспособиться к вскрывшейся проблеме с прогревом покрышек. Интересно, сколько раз задумывался Шумахер о том, что он сам мог бы сделать на месте этих парней? А после того, как не раз выигрывал у них в картинге?

Нет, разумеется, семикратный не безупречен, и под прессингом, когда знает, что его техника в данный момент недотягивает, он начинает штурмовать боковые понтоны болидов соперников и металлические рельсы «Раскасса». Так что его поход за намеченным восьмым титулом будет ой как во многом зависеть от того, что создадут подопечные Росса Брауна. Но если здесь все будет в порядке… Уходя в 2006-м, Михаэль говорил, что не предвидит в себе в ближайшие годы тех энергии и мотивации, которые нужны, чтобы оставаться конкурентоспособным. И если эти две важнейших компоненты хотя бы приблизились к тому уровню, на котором сегодня их видел сам Шумахер, вполне может оказаться, что ни трехлетний перерыв, ни кардинальные технические перемены, ни 41 год за плечами, не помеха для новых побед.