Пара слов о рейтингах
Пока Барак Обама получал Нобелевскую премию, Василий Уткин вызывал на словесную дуэль автора передачи «Человек и Закон», Вячеслав Фетисов искал свои коньки, а король-лич Артас приготовился взгреть игроков в World of Warcraft, авторитетное издание Autosport подвело итоги опроса гонщиков о том, какой пилот лучший из лучших. Несмотря на то, что опрос этот по-своему уникален, он, в сущности, ничего не значит.
Да, я понимаю, что мнение самих гонщиков это очень важно, но основные проблемы рейтингов, складывающихся из коллективного мнения, обезличенность и временной фактор. Пусть спрашивали у самих гонщиков, пусть они составляли список из десяти лучших но это значит, что результаты опроса могут не совпадать с мнениями многих из них. Вдруг у Стирлинга Мосса, Джеки Стюарта, Дэймона Хилла и какого-нибудь Алекса Йонга отличные первые места? В рейтинге, основанном на подсчете голосов и очков, мы этого не узнаем, поскольку на выходе получается какой-то усредненный, усеченный и компромиссный вариант.
К тому же, как можно судить о крутизне пилотов, выступавших в разное время? Кто лучше: Фанхио или Прост? Вы уверены? 50 лет назад были совсем другие машины, трассы, люди, обстановка. Автоспорт не статичен, он развивается. И поэтому мы никогда не узнаем, был бы, скажем, Сенна так же хорош в сравнении с Нуволари в 20-х 30-х годах, или наоборот, сумел бы Тацио дотянуться до Айртона в конце 80-х. И не стоит забывать, про форму и таланты гонщиков на разных стадиях их карьеры.
К тому же, что такое «лучший» или «величайший»? Какой смысл вкладывали гонщики в составление списка самых-самых? Кто-то мог посчитать по статистическим показателям, кто-то мог внутренне больше полагаться на след того или иного спортсмена в истории. Особенно это касается молодых гонщиков никто из них не видел гонки Мосса или Тринтиньяна вживую, не управлял теми болидами, на которых выступали англичанин и француз. Вот и получается, что в итоге в список попали статистически успешные современные гонщики и харизматичные герои прошлых лет.
А есть еще одна деталь. Как бы вы составили свой рейтинг? Наверняка, он потребовал бы много времени и раздумий. Собрать десятку лучших пилотов за 60 лет и расставить их по рангу и значимости задача не из простых. У опрашиваемых не было времени посидеть за чашечкой кофе и тщательно все обдумать. Поэтому в их списках часто появлялись фамилии «на слуху» или список составлялся, отчасти, исходя из личных симпатий. В общем, рейтинг Autosport, несмотря на его глобальность очень и очень недостоверный. Знаю, что многие тут же подумают, что какого-то моего любимца обделили, но это не так. Как болельщику Сенны мне приятно, что бразильца признали лучшим. Но только как болельщику. А если абстрагироваться от пристрастий, то я не могу, например, сказать, чем Айртон был лучше Алена Проста. То есть, могу, конечно, но тут же привести и кучу причин, почему уже Прост лучше Сенны.
Глядя на рейтинг могу объяснить лишь то, почему Шумахер оказался в рейтинге ниже бразильца: его прегрешения в Аделаиде и Хересе, нежелание выступать в одной команде с сильным напарником, все эти командные ордеры и прочие проделки не позволили многим вывести немца на первое место. К тому же, не исключено, многим кажется, что Сенна хотел стать именно лучшим гонщиком (почему тот и не боялся оказаться в одной команде с другим лучшим гонщиком своей эпохи), в то время как Шумахер больше хотел стать самым успешным пилотом «Формулы-1». Почувствуйте, как говорится, разницу.
В общем, коллективные рейтинги это ерунда. Куда лучше рейтинг субъективный, с полной оценкой каждого гонщика, чтобы можно было подумать, порассуждать, поспорить или согласиться с автором. В этом плане куда интереснее послушать россказни, например, Питера Уиндзора (пусть, например, мне и не нравятся его возвеличивания некоторых пилотов). Но самым большим Мастером в этом деле был Роб Уокер некогда владелец собственной конюшни в «Формуле-1», а также редактор журнала Road and Track. Он писал потрясающие статьи и заметки легкие, где-то ироничные, но что самое главное, его рейтинги не обижали чувства болельщиков.
Так что лучше не читайте рейтинг Autosport. Почитайте Уокера, а еще лучше напишите свой, дайте полную оценку и характеристику пилотам, а потом поделитесь своим мнением с друзьями.
Моя статья из пятничного выпуска Ф1-МОМК.
Знал, что приведете такие доводы :)
>> И Сенна пришёл напарником Проста не потому, что искал возвышенных целей
А кто-нибудь ставит перед собой цель стать чемпионом в «Минарди»? Сенна искал лучшую команду, чтобы суметь оспорить звание лучшего гонщика. Неужели это не естественное желание для амбициозного пилота?
>> Зато в подковёрной больше преуспел жесткий и бескомпромиссный Айртон
Идеализируете Проста? :) Ален преуспел в подковерной борьбе в 1984-м, а потом и 1990-м. Вот в 89-м проиграл.
>> Касаемо же Вильямса - увольнение Проста было условием перехода Сенны
Равно, как и отсутствие Сенны в «Уильямсе» в 1993-м было делом рук Проста.
В общем, я понял ваши аргументы. Надеюсь, вы поняли мои, на этом предлагаю разойтись. :)
А нет идеалов-то. » И на солнце есть пятна.» (с)
/// на этом предлагаю разойтись. ///
Не вопрос:)
>> Похоже на: «очковая система выявления чемпиона - ерунда» - «куда лучше как в квн - жюри».
Скорее, это как: «Кто лучше: Сальвадор Дали или Пабло Пикассо?» :) Можно проголосовать, но будет ли итог опроса правильным?
>> С интересом прочту Ваш (субъективный) рейтинг Топ-10 или даже Топ-20.
Someday one day...
Вы знали, что я напишу здесь? Забавно! Я же сам этого не предполагал:)
///Поэтому на начальной стадии карьеры (тем более, в команде, уже не обладавшей большим потенциалом, как «Макларен»), Сенна естественно хотел, чтобы усилия сосредточились на нем. ///
Против Элио Вы не возражаете. Собственно говоря, было бы глупо это делать.
///Ну а дальше-то Сенна не побоялся прийти в команду Рона, а затем не боялся просить место в «Уильямсе» рядом с Простом. Он шел на эти сравнения с главным соперником. ///
Увы, Дмитрий, Ваши тезисы не тянут на истину в последней инстанции. Молодости свойственно идеализировать. В сезоне-87 Сенна прекрасно понимал, что в Лотусе не сможет достичь цели - титула. При всём желании, несмотря на то, что полностью подмял команду под себя. Выход был один - искать подходящую команду. На тот момент самой подходящей был Макларен. И Сенна договорился с Роном. Не было ещё никакого влияния у Айртона на него. И Сенна пришёл напарником Проста не потому, что искал возвышенных целей. Просто это была неизбежность, независящая от него. Как наступление весны после зимы. Их двухлетняя борьба на трассе закончилась, по сути, вничью. Зато в подковёрной больше преуспел жесткий и бескомпромиссный Айртон. И в некотрой степени повторилась история с Элио. И место новоиспечённого трёхкратного(!) чемпиона занял заметно менее выдающийся Бергер. Что принесло ещё два титула при начавшейся деградации команды. Касаемо же Вильямса - увольнение Проста было условием перехода Сенны.
///Вот в чем разница между ним и Михаэлем. ///
Разница между ними в том, что Михаэль человек, с присущими человеку недостатками, а не божество без изъяна. Среди «почитателей» Шуми в ходу тезисы, что он боялся сильных напарников. Но взгляд этот поверхностный. Просто это не укладывалось в философию создания машины, кующей победы. С очень высоким КПД. Просто нет возможности оценить сильных гонщиков рядом. Впрочем, волей судьбы в 91-ом году он оказался напарником трёхкратного чемпиона. И выступил достойно, уделав того в первой же гонке.
///Простите, если задеваю ваши болельщицкие чувства :) ///
Ничего страшного. Чувства к человеку менее ранимы, чем к божеству.
///А вообще, конечно, упоминание Анджелиса рядом с именем Сенны всегда интересно, ///
Мне определённо не везёт. С этими упоминаниями.
///так же как и часто последующие обвинения бразильца в смерти Элио. ///
Нет смысла комментировать подобные события...
Впрочем, критикуйте, я не запрещаю. Если у вас от этого поднимается самооценка, то это хорошо, а то в истории были примеры, когда вследствие заниженной самооценки происходили большие беды.
Ну про силу инерции - это сильно конечно:) Бенеттон шумахера в аделаиде94, после касания стены ехал и еще как!:)
Кстати, о критике и самооценке - это не попытка укусить вас. Психологи говорят, что подобные действия вызваны попыткой самооутвердиться за счет других.
Дискутировать с вами дальше вижу смысла. Удачи!
Кстати, о критике и самооценке - это не попытка укусить вас. Психологи говорят, что подобные действия вызваны попыткой самооутвердиться за счет других.
Дискутировать с вами дальше не вижу смысла. Удачи!
Если же говорить об имеющемся списке, то, думаю, все же были гонщики, которых те, против кого они гонялись, признавали сильнейшими. То есть, признанные великие своей эпохи. Кларк, к примеру. Все тогда в пелотоне говорили - нам так не ездить... Так что все же очевидные гении были, с этим не поспоришь. А уж сравнивать их между собой - дело неблагодарное. Так что я бы лично выделил скажем пятерку: Кларк, Сенна, Фанхио, Шумахер, Стюарт и позволил им перемешиваться как им вздумается))
Я думаю, что надо спросить у Элио де Анджелиса. Он знает чего хотел Сенна...
Со многим в данной статье можно согалситься.
Хотя вряд ли правда что «он, в сущности, ничего не значит» - он (опрос) нечто весьма значит.
Так же весьма странно мнение что «коллективные рейтинги – это ерунда».
А про «Куда лучше рейтинг субъективный» - хочется знать Кому (для кого) лучше ?
Похоже на: «очковая система выявления чемпиона - ерунда» - «куда лучше как в квн - жюри».
«Так что лучше забыть о стремлении к объективности (порой компромиссу) - лучше верить Маслякову.»
С интересом прочту Ваш (субъективный) рейтинг Топ-10 или даже Топ-20.
и ведь, казалось бы, всё, что сказано в статье до этого, убедительно опровергало саму суть такого сравнения. так не же, обязательно надо было тапок в шумахера запустить ))
чтобы сразу развеять подозрения, я считаю абсолютно лучшим в истории ф-1 фанхио, и даже рядом с ним имхо кого-то поставить трудно.
объясню: в рейтинге autosport много странностей. можно было бы объяснить, к примеру, что значительная часть голосовавших -- англичане. можно было бы заметить, что некоторые из гонщиков, которые присутствуют в рейтинге, сами участвовали в опросе (и не себя, конечно, на первое место ставили). что у некоторых из рейтинговавших есть, так скажем, явные предпочтения, и это не секрет для осведомленных журналистов.
однако из всего этого многообразия вы выбрали лишь один эпизод -- сравнение шумахера и сенны. и аргументировали его -- ссылаясь, конечно, на логику участников опроса. вы сами, быть может, считаете, что ваш выбор продиктован исключительно рациональными критериями -- но со стороны очевидно, что он совершенно субъективен.
я уж не говорю о том, что и тон ваших объяснений более чем безапелляционен. «его прегрешения», «нежелание выступать», «Шумахер больше хотел стать самым успешным пилотом»... вы явно куда лучше шумахера знаете, что он думает. и неплохо разбираетесь в мыслях тех, кто составлял рейтинг. т.е. не чувствуете свою вину за то, в чём обвиняете меня ))
а я вот, к слову, не считаю произошедшее в хересе и аделаиде «прегрешениями» (о том, что у сенны таких «прегрешений» было более, чем достаточно, говорить, думаю, бессмысленно). а уж обвинять шумахера в «нежелании выступать с сильными напарниками» или в тим-ордере -- это и вовсе... кхм... забавно. особенно если проводить параллели с сенной.
в остальном, конечно, с позицией «моя статья, что хочу, то и пишу» спорить сложно. а если вы правда считаете, что в англии болельщиков шумахера больше, чем сенны -- то и бессмысленно.
Для того, чтобы сразиться с лучшим (Простом, на тот момент), нужно было сделать так, чтобы тебя воспринимали как сильного соперника. Поэтому на начальной стадии карьеры (тем более, в команде, уже не обладавшей большим потенциалом, как «Макларен»), Сенна естественно хотел, чтобы усилия сосредточились на нем. Ну а дальше-то Сенна не побоялся прийти в команду Рона, а затем не боялся просить место в «Уильямсе» рядом с Простом. Он шел на эти сравнения с главным соперником. Вот в чем разница между ним и Михаэлем. Простите, если задеваю ваши болельщицкие чувства :)
А вообще, конечно, упоминание Анджелиса рядом с именем Сенны всегда интересно, так же как и часто последующие обвинения бразильца в смерти Элио.
А уже был готов рассыпаться в комментах к вам.
Ничего не расстраивайтесь может быть прийдет и ваше время.
Пока у вас много пустословства.