«С точки зрения стабильности Феттель и Алонсо имеют преимущество перед Уэббером»
Эксперт BBC Гэри Андерсон объясняет, почему Уэббер вовремя покидает «Формулу-1», восторгается достижениями «Ред Булл» и надеется, что в следующем году у австрийской конюшни появятся серьезные соперники.
Уэббер ушел из «Формулы-1» гонок до того, как растерял скорость. Фото: REUTERS/Nacho Doce
«Ред Булл»
Нет ничего удивительного в том, что после дождевых практик и квалификации в Бразилии «Ред Булл» выиграл гонку, проходившую на сухой трассе. Неудивительно и то, что лучшим из остальных стал Фернандо Алонсо на «Феррари».
Успех зависел от того, насколько глубоко команды зароются в данные и насколько хорошо смогут понять, как в таких условиях нужно работать с болидом. После Гран-при я разговаривал с Марком Уэббером, и он отметил, что «Ред Булл» сильно выделяется тем, что когда команде нужно с головой зарыться в работу, всегда находятся люди, в головах которых рождаются правильные решения. Это качество можно видеть во всем, что касается «Ред Булл» – от разработки болида до деятельности на трассе.
Команда была просто обязана закончить сезон завоеванием дубля на Гран-при Бразилии, потому что «Ред Булл» по-настоящему доминировал в последнюю эру «Формулы-1», начавшуюся в 2009 году после смены технического регламента. По ходу этого периода «Ред Булл» был невероятно силен, но наиболее впечатляющую форму команда набрала во второй половине 2013 года. Себастьяну Феттелю удалось выиграть девять гонок подряд, конюшня четырежды праздновала дубль – такие достижения невозможно критиковать, ими можно лишь восторгаться.
Прощание с настоящим джентльменом и гонщиком
Марк Уэббер отвесил «Формуле-1» прощальный поклон, в очередной раз завоевав второе место и уступив лишь Феттелю. В таком результате нет ничего позорного. Уэббер выступал в одной команде с человеком, который, вероятно, станет одним из лучших гонщиков «Формулы-1» за всю ее историю. Впереди Феттеля ждут долгие годы карьеры, но с точки зрения того, чего он успел добиться, Себастьяна уже можно причислить к числу лучших пилотов.
Уэббер может покинуть «Формулу-1» с высоко поднятой головой. Он является очень конкурентоспособным гонщиком, который вовремя завершает карьеру. Никто не хочет скатиться на скользкий путь. Это не лучшее место, где ты можешь оказаться.
Марк всегда был предельно честен и открыт. На некоторых трассах, в особые дни, если конфигурация трека ему подходила, Уэббер мог быть так же быстр, как Феттель или Алонсо, но он прекрасно понимает, что с точки зрения стабильности эти ребята имеют преимущество. Они способны показывать максимум своих возможностей в каждой гонке.
С течением времени разница в скорости только увеличивалась. С возрастом все твои качества ухудшаются - концентрация, скорость реакции и так далее. С каждым годом все становится только хуже. В первый год отставание составляет 0,1 секунды, на следующий год оно вырастает до 0,2 секунды, а затем, прежде чем ты поймешь, что происходит, оно вырастет до полусекунды. Лучше уйти до того, как это случится.
«Феррари» завершает сезон на мажорной ноте
В последние пару сезонов «Феррари» обвиняла во всем проблемы со своими симуляционными технологиями, объясняя ими поражения в гонке развития болидов по ходу чемпионата, и заявляла, что на трассе новые детали работали совсем не так, как в аэродинамической трубе.
Интересно то, что в Бразилии, несмотря на отсутствие возможности протестировать что-либо на сухой трассе, в гонке «Феррари» использовала две новые аэродинамические детали, и в итоге смогла завоевать место на подиуме впервые с Гран-при Сингапура, который состоялся еще в сентябре.
В «Феррари», как правило, тратили пятничные свободные заезды, снимая и вновь устанавливая на машину новые детали. Но в Бразилии у них просто не было возможности запутать самих себя.
Так часто бывает, что при наличии общей проблемы с балансом болида новые детали не оказывают никакого влияния на характеристики, но при этом делают машину немного быстрее. Поэтому пилот, возвращаясь в боксы после тестов новинки, говорит, что не чувствует разницы в работе машины, и это сбивает команду с толку. Однако в таких ситуациях вполне возможен вариант, при котором на самом деле новинки делают машину быстрее по ходу круга, даже если общая проблема с поведением болида никуда не исчезает.
В Бразилии Алонсо был вынужден работать с новыми деталями, потому что команда установила их на болид, основываясь на данных, полученных из аэродинамической трубы. Это позволяет предположить, что в последние пару лет «Феррари» стоило чаще прибегать к подобным действиям.
Выступление Хэмилтона
В последних гонках форма Хэмилтона была нестабильной, из-за чего он уступал напарнику по команде Нико Росбергу. То же самое происходило на свободных заездах и в квалификации в Бразилии, и Льюис жаловался на то, что на мокрой трассе болид «Мерседеса» работает не так, как ему того хочется.
Однако в гонке именно Хэмилтон был быстрейшим из двух пилотов «Мерседеса», и должен был бы финишировать на четвертом месте, если бы не получил штраф в виде проезда по пит-лейн за столкновение с Валттери Боттасом.
Я собрал общую статистику гонщиков, основываясь на их лучших показателях прохождения круга по ходу всего гоночного уик-энда. В Бразилии Хэмилтону удалось показать абсолютно лучшее время прохождения круга по ходу свободных заездов и в квалификации, но сделал он это в первом сегменте сессии, а не в третьем, когда это было действительно важно. В Q3 трасса немного подсохла, но пилоты все равно работали на промежуточных шинах. Так что со скоростью «Мерседеса» Льюиса все было в порядке.
Можно предположить, что Хэмилтон не чувствует уверенности при пилотировании болида. Не исключено, что машина «Макларена» чаще прощала ошибки, будучи разогнанной до предела. Но за рулем «Мерседеса», кажется, Льюису сложно понять, на пределе ли он пилотирует или уже перешел грань.
Хэмилтон провел уже 19 гонок за рулем нового болида – у него было время привыкнуть к поведению машины. Поэтому странно, что он этого, похоже, так и не сделал.
Я подозреваю, что проблема, по крайней мере частично, находится в голове Льюиса. Его настроение падает и поднимается как игрушка «йо-йо». В воскресенье вечером Хэмилтон был в подавленном настроении, потому что получил штраф в виде проезда по пит-лейн и не понимал, почему – справедливости ради нужно отметить, что я тоже считаю такое наказание совсем необязательным.
Да, Льюис столкнулся с болидом Боттаса, но по правилам от него требовалось оставить на трассе место, которого бы как минимум хватало для того, чтобы в него мог уместиться другой болид. Льюис же оставил на трассе намного больше места. Так что на самом деле Хэмилтон правил не нарушал.
Однако, в целом, команде стоило бы посоветовать Хэмилтону относиться к своей работе с большим хладнокровием – ради него самого и ради блага команды, потому что нелегко работать с гонщиком, чье настроение так часто меняется.
На что надеяться соперникам «Ред Булл» в сезоне-2014
Многие люди, наблюдавшие за доминированием Себастьяна Феттеля и команды «Ред Булл», заявляли, что им становится скучно. Однако такое превосходство конюшни над соперниками достойно того, чтобы его оценили. Оно достойно восхищения и должно было быть вознаграждено. Именно это и случилось в сезоне-2013.
Я был сильно впечатлен тем, как «Зауберу» удалось отыграться после провального старта сезона. Команда очень сильно провела вторую половину сезона, сумев внести несколько очень разумных изменений в конструкцию болида.
В той же степени я был разочарован выступлением «Макларена». Да, команде удалось завершить сезон неплохим результатом благодаря четвертому месту Дженсона Баттона на Гран-при Бразилии, однако конюшне так и не удалось доказать, что инженеры определили и устранили общую проблему с болидом – и это может вызывать серьезные опасения в преддверии следующего сезона.
Гран-при Бразилии ознаменовал окончание эры «Формулы-1» текущего технического регламента. Помню, как разговаривал с главной конструкторского бюро «Ред Булл» Эдрианом Ньюи перед стартом сезона-2009 – он был очень рад получить шанс попробовать свои силы в условиях новых правил, потому что считал, что при предыдущем регламенте команды достигли предела, окончательно оптимизировали болиды, и добиться большего было сложно.
«Ред Булл» удалось найти наиболее удачные интерпретации для этих правил, и теперь всем командам брошен новый вызов – поскольку за зиму вновь придется постараться наилучшим образом приспособиться к регламенту. Как в вопросе конструирования шасси, так и создания двигателя.
Я уверен, что в следующем сезоне «Ред Булл» вновь будет очень силен, однако новый регламент дарит надежду и другим командам, потому что в эру последнего регламента дела у «Ред Булл» не всегда шли гладко.
Тогда, в 2009 году, в «Ред Булл» пропустили спорную концепцию «двойного диффузора», которая помогла «Брауну» и Дженсону Баттону завоевать чемпионский титул. А затем, в 2012 году, когда первая интерпретация выдувных диффузоров была запрещена благодаря строгим ограничениям расположения выхлопных труб, в «Ред Булл» не справились с реализацией идеи пропускать выхлопные газы под днищем, поскольку это можно было сделать даже в условиях ограничений в расположении выхлопных труб.
В итоге получается, что за время нынешнего технического регламента в «Ред Булл» пропустили два очень важных решения, хотя позже команде отлично удалось наверстать упущенное и реализовать эти идеи лучше, чем людям, которые были авторами этих решений.
Будет ли «Ред Булл» командой, которой удастся лучше всех приспособиться к новому регламенту, или это сделает кто-то другой? Возможно, в «серых» зонах регламента вновь будут скрыты какие-то инновационные решения. В любом случае, будет интересно это выяснить.
Источник: BBC
Если у гонщека с головой не всё в порядке, то проезда по пит-лейн маловато будет.
...С возрастом все твои качества ухудшаются - концентрация, скорость реакции и так далее....
Да, с возрастом и КЕРС хуже работает, и всё такое.
--------------------------------------------------
С такой головой у него уже есть прозвище, вспомните остроту Дженсона про питбуля:), а когда в голове одни боевые инстинкты, то расчитывать на умные и зрелые действия не приходится.